Лор — прямоугольный отрез ткани, богато декорированный драгоценными камнями, жемчугом и вышивкой, который оборачивался вокруг тела по принципу тоги. В изобразительном искусстве Византии лор появился в IX в. и был неотъемлемой частью иконографии императрицы до XV в. Лор является единственным эволюционирующим элементом костюма, однако изменения в способе его ношения, которые являются датирующим признаком, не были изучены в научных работах, посвященных византийскому костюму. Предметом исследования являются четыре изображения византийских императриц VI–IX вв. В статье поставлена цель — изучить появление лора в костюме византийской императрицы. В работе применяется комплексный подход, сочетающий в себе формально-стилистический, хронологический и искусствоведческий анализ. В результате исследования памятников изобразительного искусства Византии VI–IX вв. изучены закономерности появления лора в иконографии императрицы. Сохранившиеся изображения лора рубежа VIII–IX вв. схематичные, что характеризует ранневизантийский период этапом появления лора в иконографии костюма императрицы. В IX в. лор является доминирующей составляющей одеяния августы и одним из элементов костюма, который нивелирует гендерные различия в изображении императорской четы.
Ключевые слова: лор, костюм императрицы, Византийская империя.
Лор является важнейшим элементом в иконографии костюма византийской императрицы и представляет собой прямоугольный отрез ткани, богато декорированный драгоценными камнями, жемчугом и вышивкой, который оборачивался вокруг тела по принципу тоги.
Типы и формы византийского костюма на основании сохранившихся памятников изобразительного искусства определены М. Н. Мерцаловой в работе «История костюма. Очерки истории костюма» [4], однако анализа изменения лора в книге нет. В византийских портретных изображениях доиконоборческого периода изменяется только один элемент императорского костюма — лор, на что обращает внимание Е. О. Власова в работе «Светский византийский костюм доиконоборческого периода (IV — начала VIII вв.)» [2]. Исследователь дает подробную характеристику лора и способа его ношения и определяет его как «сакральное царское облачение» или «выходное праздничное парадное облачение и самого императора» [2, с. 97], однако не анализирует эволюцию иконографии лора. Исследования произведений искусства с изображениями византийских императриц VI–IX вв. не были направлены на изучение лора как детали костюма. Преимущественно для характеристики облачения был использован только исторический анализ. Изучение изменений в материалах, декоре и способе ношения лора позволит глубже понять эстетические предпочтения VI–IX вв.
Целью исследования стало изучение появления лора в костюме византийской императрицы. Задачами исследования являются анализ эволюции костюма императрицы в изобразительном искусстве Византии VI–IX вв. и выявление закономерности появления лора в иконографии облачения правительницы. Методологической основой исследования стал комплексный подход, сочетающий в себе формально-стилистический, хронологический и искусствоведческий анализ.
К VI в. в монументальной храмовой живописи и декоративно-прикладном искусстве начинают изображать византийских императриц, по костюмам которых можно изучить закономерности появления лора.
От ранневизантийского периода (первой половины VI в.) сохранилось два изображения императрицы Ариадны: рельеф из слоновой кости из музея Клюни (Рис. 1) и аворий из Национального музея Барджелло (Рис. 2). В первом Ариадна одета согласно древнегреческой традиции, в хламиду из тонкой драпирующейся ткани, и предстает в образе античной богини. Во втором экспонате в руках августы появляются атрибуты власти: держава и скипетр, поверх туники надето оплечье, а завершают облачение туфли, расшитые жемчугом, и стемма. Ряды драгоценных камней, вторящие подолу туники, могут быть как украшением подола туники, так и ранней версией лора. Согласно изображенным облачениям императрицы Ариадны, в VI в. сохраняется античное влияние на искусство Византии, однако в костюме уже появляются декоративные детали, сигнатуры власти, а орнаментация нижнего среза одеяния напоминает способ ношения лора.
Рис. 1. Ариадна в образе Менады в окружении сатиров и купидонов. Клюни, Музей Средневековья. Первая половина VI в. [4]
Рис 2. Изображение императрицы Ариадны на створке диптиха из слоновой кости. Флоренция, Национальный музей Барджелло. Первая половина VI в. [5]
Представление о костюме византийской правительницы VII–VIII вв. можно составить на основании портретных изображений с монет. Рубежом VIII–IX вв. датируется золотой солид Ирины Афинской (Рис. 4).
Изображение на монете сделано упрощенно из-за размера предмета и сложности проработки на нем мелких деталей. Видимая часть костюма правительницы состоит из тех же элементов, что и костюм императрицы Ариадны со створки диптиха, однако его отличает лор. Одеяние Ирины напоминает дивитисий, который появится в изобразительном искусстве Византии на несколько столетий позже лора, — из этого следует, что на солиде показан лор, перекрещивающийся спереди. Мастер только подразумевает лор как элемент одежды: он напоминает тунику, украшенную драгоценными камнями.
Рис. 3. Золотой солид Ирины Афинской. Нью-Йорк, Американское нумизматическое общество. 797–802 гг. [5]
Сохранившиеся изображения императриц IX века продолжают иконографические тенденции костюма, заданные в конце ранневизантийского периода.
В портрете императрицы Евдокии с ее детьми, Львом VI и Александром в гомилиях Григория Богослова [6] показано церемониальное облачение византийской императрицы последней четверти IX в. (Рис. 4).
Рис. 4. Императрица Евдокия с детьми Львом VI и Александром. Мииниатюра Гомилий Григория Назианзина. Париж, Национальная библиотека Франции. 879–883 гг. [7]
В изображении Евдокии утрачен красочный слой в районе головы и подола дивитисия (вероятнее всего, нижний срез украшает золотой орнамент) голова покрыта пурпурным платом, поверх которого надета стемма, а остроносая обувь усыпана жемчугом, как это изображено в костюмах Льва и Александра. В руках правительницы находятся скипетр и держав, а лор надет поверх дивитисия, расшит драгоценными камнями и жемчугом; спускаясь с плеч, он перекрещивается на груди, в то время как задняя часть, огибая правое бедро, наброшена на левую руку. Костюм Евдокии является выражением нетипичного способа изображения лора императрицы. Лор, дважды огибающий тело, характерен для иконографии костюма императора. Изображение лора на портрете Евдокии указывает не только на то, что к IX в. византийские императрицы заимствуют лор из церемониального костюма императора, активно его носят, но и облачаются в него таким же образом, как и император (Рис. 5), чего не будет в последующих столетиях.
Рис. 5. Христос коронует Никифора III и Марию Аланскую. Миниатюра Слов Иоанна Златоуста. Париж, Национальная библиотека Франции. 1078–1081 гг. [8]
В период с VI по VIII вв. изображений лора, богато декорированного прямоугольного отреза ткани, который оборачивался вокруг тела по принципу тоги, не сохранилось, однако фризовая вышивка по подолу платья, наличие оплечья или маниака, — свидетельствует о развитии церемониального костюма императрицы. К рубежу VIII–IX вв. складывается представление о том, как должно выглядеть облачение правительницы, однако сохранившиеся изображения лора схематичные, что характеризует ранневизантийский период этапом появления лора в иконографии костюма императрицы. В IX в. лор является доминирующей составляющей одеяния августы. Лор закрывает большую часть дивитисия и надет таким образом, как его было принято носить императору, что свидетельствует о высоком значении лора как части костюма византийской императрицы. В IX веке лор является одним из элементов костюма, который нивелирует гендерные различия в изображении императорской четы, и, вероятнее всего, указывает на равное влияние правителя и правительницы.
Литература:
- Власова, Е. О. Светский византийский костюм доиконоборческого периода (IV — начала VIII веков): специальность 50.03.03 «история искусств»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Власова Е.О; Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова. — Москва, 2006. — 175 c.
- Мерцалова, М. Н. История костюма. Очерки истории костюма / М. Н. Мерцалова. — Москва, 1927. — 200 c.
- Ariadne, maenad, satyr and cupids. — Текст: электронный // Musée de Cluny: [сайт]. — URL: https://www.musee-moyenage.fr/en/collection/ariadne-maenad-satyr-and-cupids.html (дата обращения: 09.04.2025).
- File:Impératrice Ariane.JPG. — Текст: электронный // wikimedia: [сайт]. — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Impératrice_Ariane.JPG (дата обращения: 22.04.2025).
- Gold Solidus of Irene of Athens, Constantinople, 797–802. 1977.158.1128. — Текст: электронный // American Numismatic Society: [сайт]. — URL: https://numismatics.org/collection/1977.158.1128?lang=ru (дата обращения: 09.04.2025).
- Grégoire de Nazianze, manuscrit dédié à l'empereur Basile Ier le Macédonien. — Текст: электронный // bnf.fr: [сайт]. — URL: https://archivesetmanuscrits.bnf.fr/ark:/12148/cc23564t (дата обращения: 01.05.2025).
- Grégoire de Nazianze, manuscrit dédié à l'empereur Basile Ier le Macédonien. Grégoire de Nazianze (0330?-0390?; saint). Auteur du texte. — Текст: электронный // BnF Gallica: [сайт]. — URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b84522082/f11.item (дата обращения: 20.04.2025).
- Jean Chrysostome, Homélies. — Текст: электронный // BnF Gallica: [сайт]. — URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8470047d/f12.item.r=Homélies %20de %20Jean %20Chrysostome (дата обращения: 20.04.2025).