В условиях быстрого развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) их внедрение в деятельность органов прокуратуры становится одной из насущных задач. Ключевой мыслью автора является стимуляция эффективности работы прокуратуры за счёт внедрения ИИ при соблюдении принципов конфиденциальности и защиты персональных данных. Особое внимание уделяется необходимости создания инфраструктуры для работы с большими данными, что включает в себя подготовку собственных центров обработки данных.
Ключевые слова: искусственный интеллект, прокуратура, цифровизация, обучение сотрудников.
Современный мир стремительно меняется под воздействием новейших технологий, и системы искусственного интеллекта становятся важнейшей составляющей различных сфер деятельности, включая органы прокуратуры. Прокуратура сталкивается с необходимостью эффективного управления информацией и аналитикой, что требует применения передовых технологий. При этом, отмечается разнообразие мнений по поводу сфер для возможного использования технологий искусственного интеллекта. Отличительной особенностью систем искусственного интеллекта от простых информационных систем является наличие механизмов, схожих по своей природе с мыслительными процессами человека.
Стоит отметить, что использование технологий искусственного интеллекта в деятельности прокуратуры направлено на автоматизацию рутинных задач, таких как сбор и обработка информации. При этом существенно снижается возможность искажения данных, повышается скорость и эффективность анализа. Стоит подчеркнуть задачи, которые помогает решить внедрение искусственного интеллекта в деятельность органов прокуратуры: увеличение эффективности деятельности, снижение процента неточностей статистических показателей о состоянии преступности и о сообщениях о преступлениях, повышение уровня предотвращения правонарушений и профилактических мероприятий, увеличение скорости и качества принятия решений в борьбе с преступностью, повышение уровня доверия к правоохранительным органам в связи с открытостью данных. Но при внедрении искусственного интеллекта в деятельность органов прокуратуры важно обеспечить полную защиту конфиденциальности персональных данных. Для этого нужно принять строгие меры по предотвращению несанкционированного доступа к личной информации, её хранению и передаче. Также важной задачей является создание органами и организациями прокуратуры собственной инфраструктуры для работы с большими данными и обучения искусственного интеллекта — собственных центров обработки данных.
Нужно обратить внимание на то, что в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден среднесрочный план по внедрению технологий искусственного интеллекта. С учетом положений плана можно сделать вывод, что перспективными направлениями применения систем искусственного интеллекта являются: анализ обращений граждан, поддержание государственного обвинения и отправление правосудия. Вместе с тем, план предусматривает обработку предложений прокуроров о цифровых решениях, используемых для оптимизации управленческой, организационной и надзорной деятельности и проведение соответствующего научного исследования. Также предполагается расширение функционала автоматизированного информационного комплекса «Надзор-WEB» в целях достижения максимальной автоматизации подготовки проектов однотипных документов: постановления об отмене процессуальных решений, исковые заявления, уведомления заявителям, сопроводительные письма о переадресации обращений и т. п. Другое, определенное вышеназванным планом направление для применения систем искусственного интеллекта, — поддержание государственного обвинения и отправление правосудия. Предполагается изучение возможности искусственного интеллекта в данной области для дальнейшего внедрения в практическую деятельность прокуроров. При этом стоит изучить опыт внедрения искусственного интеллекта в данной сфере в других странах, например, в КНР [1, с. 38–39].
Еще как один пример можно привести использование государственной автоматизированной системы правовой статистики. ГАС ПС, опытная эксплуатация которой производилась в соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18 января 2016 г. № 1810 в целях совершенствования порядка учета сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы, а также апробации модернизированного специального программного обеспечения ГАС ПС на территории Российской Федерации и была приостановлена в целях модернизации. льны для исполнения указанными государственными органами. Следует отметить, что возможности, предоставляемые системой, и ее достоинства, а также часто возникающие проблемы и их решение уже были предметом рассмотрения ученых. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что все часто возникающие при работе с ГАС ПС проблемы решаемы. Более того, в перспективе многие из них будут устранены вообще [2, с. 32–34].
Таким образом, в настоящее время определены контуры дальнейших перспектив внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельность органов прокуратуры. Внедрение искусственного интеллекта в деятельность прокуратуры открывает широкие перспективы для повышения эффективности правоприменительных процессов. Автоматизация рутинных операций, анализ больших объёмов данных и прогнозирование криминальных тенденций позволяют прокурорам сосредоточиться на более сложных задачах. Однако необходимо учитывать и потенциальные риски, связанные с применением искусственного интеллекта, в том числе вопросы конфиденциальности. Успешная реализация технологий требует не только технической базы, но и чёткого регулирования, обеспечения прозрачности работы систем искусственного интеллекта. Кроме того, важно обучать сотрудников прокуратуры эффективному и безопасному использованию новых инструментов.
В целом, программы искусственного интеллекта могут стать мощным ресурсом для прокуратуры, способствуя повышению качества правосудия и защите прав граждан. Наступающий этап цифровизации открывает новые горизонты, которые требуют внимательного подхода и активного сотрудничества между специалистами в области информационных технологий и юриспруденции для достижения баланса между инновациями и соблюдением правовых норм.
Литература:
- Гаврилов М. А. Перспективы использования систем искусственного интеллекта в прокурорской деятельности // искусство правоведения. The art of law. — 2024. — № 3(11). — С. 35–40.
- Прокурорская проверка исполнения законов в сфере государственного единого статистического учета: учебное пособие / О. Н. Коршунова, П. В. Широкова, К. И. Тимощук, Р. М. Кравченко; под ред. О. Н. Коршуновой. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2024. — (Серия «Правоприменение: теория и практика»). — 62, [2] с. — (Серия «Правоприменение: теория и практика»).