Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Определение современного медийного пространства

Культурология
28.05.2025
23
Поделиться
Библиографическое описание
Погорелов, Г. А. Определение современного медийного пространства / Г. А. Погорелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 131-136. — URL: https://moluch.ru/archive/573/125873/.


Статья посвящена исследованию современного медийного пространства, его структуры, эволюции и взаимодействия с философскими концепциями. Автор рассматривает медийное пространство как сложную систему, включающую не только традиционные средства массовой информации, но и кинематограф, музыку и видеоигры. В работе анализируются ключевые теории таких мыслителей, как Мануэль Кастельс, Маршалл Маклюэн, Норберт Больц и Жан Бодрийяр, которые заложили основы понимания медиа в цифровую эпоху. Особое внимание уделяется концепциям «глобальной деревни» Маклюэна, сетевого общества Кастельса и «умных толп» Говарда Рейнгольда, демонстрирующим трансформацию коммуникационных процессов под влиянием цифровых технологий. Статья подчеркивает роль интернета как центрального элемента современного медийного пространства и его влияние на социальные и культурные изменения.

Ключевые слова: медийное пространство, цифровое общество, философия медиа, глобальная деревня, сетевой социум, интернет, коммуникация, Мануэль Кастельс, Маршалл Маклюэн, цифровая революция.

Термин «медийное пространство» или «медиапространство» представляет собой совокупность взаимоотношений, реализуемых в коммуникационном поле. Важно отметить тот факт, что речь идет не только и не столько о медиа, как о средствах массовой информации. Термин «медийное пространство» несколько шире, чем средства коммуникации. К медийному пространству, как к явлению рассмотренному в данной работе, стоит отнести и кинематограф, и анализ развития и изменения музыки. Рассмотрев и проанализировав вышеперечисленные сферы медиапространства, мы сможем установить, как именно философские концепции влияют на развитие и изменение продуктов медиасреды, а также как именно они реализуются в медийном пространстве. Поскольку данная работа анализирует философские концепции именно в современном медийном пространстве, необходимо обратиться к истории медиа, а также провести последовательный анализ принципов работы и развития медийного пространства. Такой анализ важен для определения ключевых особенностей современного медийного пространства и его взаимодействием с философскими концепциями. Существует несколько теорий и концепций развития медийного пространства. Ключевые теории представлены такими авторами как Мануэль Кастельс, Маршалл Маклюэн и Норберт Больц. Периодизации, рассмотренные этими авторами, являются экскурсом в историю медийного пространства. Данное отступление позволяет получить гораздо более полное представление о современном медийном пространстве и о принципах, согласно которым оно работает.

Важно оговориться, что Маршалл Маклюэн и Норберт Больц рассматривают феномен медиа и медийного пространства второй половины двадцатого века. То есть несправедливым будет называть предмет их исследований именно современным медийным пространством. Однако, их работы закладывают принципы работы медийного пространства актуальные и для сегодняшних реалий, а также являются фундаментом для дальнейших исследований в этой области. Именно поэтому использование их текстов можно считать релевантным в рамках данной работы.

Как уже было отмечено выше, обращаясь к истории медийного пространства, необходимо рассмотреть позиции авторов, чьи интересы затрагивают такие темы, как история медиа, социология медиа. Еще раз стоит обозначить предметные области исследований данных авторов. Мануэль Кастельс — испанский социолог и урбанист, чьи работы посвящены анализу медиа в современном постиндустриальном или же информационном обществе. Темой исследования немецкого теоретика медиа Норберта Больца, является важный экскурс в историю медийного пространства. Маршалл Маклюэн — один из ведущих специалистов в области медийного пространства двадцатого века, поскольку он проанализировал медиа с точки зрения социокультурного дискурса, что важно для определения места и актуальности философских концепций в современном медийном пространстве. Помимо уже названных авторов, важно выделить и проанализировать концепцию Жана Бодрийяра, его критический взгляд на общество потребления, который не только остается актуальным, но и дает пространство для размышлений исследователям после него. Теорию Бодрийяра необходимо рассмотреть в рамках данной работы, поскольку его анализ общества потребления затрагивает проблематику развития медийного пространства и массмедиа, в частности. Бодрийяр критически рассматривает общество потребления, общество характерное для современного медийного пространства и во многом конструируемое им. Его взгляд демонстрирует обеспокоенность утерей истинных смыслов. Также, обращаясь к конкретным примерам реализации философских концепций в медийном пространстве, необходимо рассмотреть работы Славоя Жижека. Его взгляд позволяет проанализировать максимально точно конкретные сферы медиа, в которых возможно найти философские концепции, в частности кинематограф. Важно отметить, что перед тем, как рассмотреть какие-то конкретные примеры, нужно определить принципы реализации философских концепций в медийном пространстве, а также определить периодизацию и рамки именно современного медийного пространства. Поэтому в данной главе будут рассмотрены основные теории и взгляды теоретиков и историков медийного пространства и определены характеристики современного медийного пространства.

Возвращаясь к вопросу формирования современного медийного пространства, необходимо обратиться к работам Мануэля Кастельса. Мануэль Кастельс — испанский социолог, историк медиа, чьи научные интересы включают в себя анализ медиа, социологии города и коммуникаций. Работы Кастельса анализируют переход общества к новому, информационному типу, затрагивая вопросы производства, изменения экономики и культуры. Кастельс акцентирует внимание на важнейшей роли медиа в политической сфере и медиаполитике в целом. Для Кастельса медиапространство является не только развивающимся самобытным полем деятельности, но также инструментом, который в цифровом обществе, в обществе постиндустриальном используется в значительном количестве сфер и отраслей. Взгляд Кастельса можно назвать актуальным, поскольку он рассматривает современное цифровое общество и его составляющие в том состоянии, в котором они находятся на сегодняшний день, в частности феномен интернета. В том смысле, в котором Кастельс использует понятие интернета, релевантно будет интерпретировать интернет, как часть медийного пространства, представляющий собой некий инструмент. Такая интерпретация возможна, поскольку Кастельс приводит интернет в качестве частного примера инструмента политического взаимодействия: «Интернет превратился в столь же важный инструмент институциональной политики, что и телевидение. В определенном смысле его роль сейчас даже важнее, поскольку телевидение фокусируется главным образом на избирательных кампаниях и на важнейших событиях, привлекающих внимание медиа, таких как внутренние и международные кризисы, в то время как Интернет обеспечивает постоянный ежедневный контакт граждан с политикой» [1, с. 13]. Поскольку Кастельс приводит для сравнительного анализа потенциала медиа в качестве инструмента телевидение и интернет, справедливо будет предположить, что медийное пространство, как совокупность данных феноменов, будет являться общим определением для подобных инструментов. Возвращаясь к вопросу периодизации, Кастельс рассматривает современное общество, а именно цифровое общество, в рамках которого медийное пространство активно вовлечено во все сферы деятельности. Соответственно, для актуального определения медийного пространства, которое стоит использовать в дальнейшем, необходимо выделить его реализацию в цифровом обществе. Кастельс обращается к интернету, как к одной из центральных актуальных составляющих медийного пространства. Более того, Кастельс называет современное постиндустриальное общество сетевым: «Наше общество, сетевое общество, сконструировано вокруг персональных и организационных сетей, которые поддерживаются цифровыми сетями и осуществляют коммуникацию посредством Интернета и компьютерных сетей. Такая исторически специфическая социальная структура сложилась в результате взаимодействия новой технологической парадигмы, основанной на информационно-коммуникационных технологиях, и ряда глобальных социокультурных сдвигов» [1, с.15]. Кастельс особое внимание уделяет развитию и преобразованию экономики в сетевом обществе, однако на основе его исследований справедливо будет обратить внимание на общий принцип работы современного медийного пространства, который заключается в преобладании цифровой коммуникации и принципе повсеместного распространения интернета.

Также для определения современного медийного пространства стоит обратиться к существующей периодизации. Наиболее универсальный вариант периодизации, который остается актуальным, предложил Норберт Больц в своей работе «Азбука медиа» [4]. Вариант периодизации Больца заостряет внимание на способе коммуникации и разделяет ее по принципу реализации, а именно на устную, письменную или же книжной и цифровую. Цифровая культура представляет особый интерес, поскольку данный вид коммуникации является актуальным и на сегодняшний день, о чем свидетельствуют работы Мануэля Кастельса. Каждый вид коммуникации имеет ряд характеристик, которые непосредственно влияют на формирование мысли, свойственной тому или иному историческому периоду. Соответственно, такой подход позволяет определить тенденции в медийном пространстве, которые повлияли на формирование и реализацию философских концепций. Культуры, описанные Норбертом Больцом, дифференцируются по способу коммуникации и устойчивости знания и информации. То есть для устной культуры свойственна низкая устойчивость информации, поскольку она никак не зафиксирована. Говоря о переходе от культуры письменной к книжной и от книжной к культуре цифровой, важно отметить, что информация становится все более и более устойчивой. Переходя к книжной культуре, человеческая мысль и принципы познания фокусируются на тексте, как на единственно верном источнике знания. Текстоцентричность значительным образом повлияла и на само медийное пространство, поскольку внушительная часть медиаресурса была зафиксирована в тексте. Однако действительно революционным можно назвать переход от книжной культуры к цифровой, поскольку меняется образ мышления в связи с технологическим развитием. Норберт Больц пишет: «Лишь медийные техники XIX столетия, то есть фотография. граммофон и фильм, спасли чувственную данность от абсолютизма книги — впрочем можно прибегнуть к более радикальной формулировке: от абсолютизма языка» [4]. Периодизация, предложенная Больцом, является актуальной и на сегодняшний день, поскольку принцип технологического развития все еще является превалирующим. Безусловно, присутствуют изменения в конкретных примерах реализации данного принципа, однако суть такого подхода остается прежней. Периодизация Норберта Больца хоть и была составлена в прошлом столетии, но представляет собой важную концепцию работы в том числе современного медийного пространства.

Обращаясь к возможности реализации каких-либо концепций, в том числе и философских в медийном пространстве важно понимать общие принципы структуры медийного пространства. Одним из ведущих специалистов в области медиа и коммуникаций является Маршалл Маклюэн. Несмотря на тот факт, что его пик его деятельности пришелся на начало второй половины двадцатого века, концепции, разработанные им, остаются актуальными для медийного пространства сегодня, а также лежат в основе современного взгляда на вопросы принципов работы медийного пространства. Герберт Маршалл Маклюэн — канадский социолог, философ и культуролог. Одна из его самых выдающихся работ «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего» [5] охватывает ряд вопросов становления медийного пространства, в частности СМИ, принципы взаимодействия человека и медиа с точки зрения формирования культуры. Для темы философских концепций в медийном пространстве данная работа важна тем, что объясняет всепроникающее свойство медийных средств, преимущественно цифровых. Таким образом объясняется актуальность медийного пространства в современном дискурсе, поскольку феномен глобальной деревни не исчез со временем, а лишь укрепился и стал более явным. Здесь стоит уделить внимание сути концепции «глобальной деревни». Маклюэн утверждает, что переход к цифровым средствам коммуникации сократил дистанцию между людьми до организации коммуникации в деревне: «Но, безусловно, это открытие вновь создало симультанное «поле» всех человеческих действий, благодаря чему человеческий род теперь существует в условиях «глобальной деревни». Мы живем в едином тесном пространстве, оглашающемся звуком племенных барабанов» [5]. Более того, концепцию глобальной деревни Маршалла Маклюэна также можно отнести к философским концепциям, поскольку представляет собой анализ перехода от одной парадигмы сознания к другой. Взгляд Маклюэна коррелируется в том числе и с периодизацией Норберта Больца [4], поскольку Маршалл Маклюэн также рассматривает переход от письменной культуры к цифровой культуре и делает на этом переходе акцент, выдвигая теорию глобальной деревни. Маклюэн пишет: «Для людей письменной культуры с их критическим складом ума горячность Тейяра де Шардена столь же малопонятна, сколь и его некритический энтузиазм по поводу космической мембраны, которая сомкнулась вокруг земного шара благодаря расширению наших различных чувств с помощью электричества. Эта экстернализация наших чувств создает то, что Тейяр де Шарден называет «ноосферой», или технологическим мозгом мира. Вместо того, чтобы превратиться в колоссальную Александрийскую библиотеку, мир стал компьютером, электронным мозгом, именно так, как это описывается в непритязательной научной фантастике» [5, с.48]. Таким метафоричным образом Маршалл Маклюэн указывает на изменения в мышлении и восприятии некоторых внешних процессов при переходе от письменной культуры, или же книжной, как ее называет Норберт Больц, к культуре цифровой. А концепция глобальной деревни Маклюэна реализуется именно в условиях цифровой культуры, которая формирует гораздо более широкое медийное пространство. Как уже было сказано выше, сама суть концепции глобальной деревни заключается в формировании единого медийного пространства, для которого характерна мгновенная передача информации, тем самым возвращая общество к коммуникационному принципу «деревни». Важно отметить, что речь еще не идет об интернете, а лишь о цифровых средствах коммуникации, но Маклюэн, опережая свое время, сформулировал данную концепцию, которая остаётся актуальной и для сегодняшних реалий. Мануэль Кастельс актуализировал исследования Маршалла Маклюэна в работе «Галактика Интернет» [3]. Кастельс развивает концепцию Маклюэна, обращаясь к актуальным средствам медийного пространства, в частности, обращая внимание на развитие интернета, как цифрового ресурса. Подводя промежуточные итоги, важно обратить внимание на схожие выводы Кастельса, Маклюэна и Больца. Несмотря на разные периоды активной работы над вопросом определения, периодизации медиа и медийного пространства, можно выделить некоторые общие черты в исследованиях каждого автора. Для данной работы важны черты и принципы работы именного современного медийного пространства. И Больц, и Маклюэн, и Кастельс сходятся в идеях о превалирующем значении цифровизации и диджитализации медиа и медийного пространства. Справедливым будет вывод, что ключевой чертой для определения именно современного медийного пространства является развитие цифровых средств коммуникации. Именно развитие интернета и цифровых технологий дает толчок к переосмыслению установок, принятых в обществе и философских концепций, в том числе, проверке их на актуальность. Происходит социальная революция, которую рассматривает Говард Рейнгольд в статье «Smart Mobs: The Next Social Revolution» [6]. Важным будет выделить характерные черты социальной организации цифрового или же сетевого общества, которые привели к взаимопроникновению медийного пространства и практически всех сфер деятельности современного человека. Рейнгольд вводит термин «умные толпы» [6], подразумевая нечто вроде саморегулирующегося социального института, появившегося в результате повсеместной цифровизации. Для данной темы важен феномен «умных толп», поскольку с изменением способа коммуникации, при переходе от текстового восприятия мысли к цифровому, трансформируются концептуальные взгляды на те или иные социокультурные вопросы. Цифровая революция неизбежно влечет за собой революцию социальную. Кирилл Мартынов в статье «Homo digitus» [7] отмечает не резкое изменение принципа восприятия информации и мышления в целом, однако полную готовность к революционным изменениям: «Поэтому ответом на информационные вирусы должен стать дальнейший прогресс нашей культуры, формирование Homo digitus, цифрового человека» [7].

Если говорить о конкретных временных рамках, в данной работе современным будет считаться медийное пространство двадцать первого века. Соответственно, будут проанализированы концепции, разработанные в двадцать первом столетии, непосредственно соприкасающиеся с медийным пространством. Однако для более подробного раскрытия вопросов, связанных с появлением данных концепций, важно выявить их предпосылки, поэтому автор считаем нужным обращаться к более ранним работам. Определив периодизацию, стоит разделить медийное пространство двадцать первого века на те области, которые в дальнейшем будут рассмотрены в данной работе. Вышеописанные характеристики медийного пространства свойственны в первую очередь коммуникационным аспектам и принципам работы оного. Однако современное медийное пространство не ограничивается исключительно лишь средствами массовой информации. К современному медийному пространству справедливо будет отнести такие составляющие как кинематограф, индустрию музыки и даже набирающую популярность именно в двадцать первом веке индустрию видеоигр. С каждой из этих сфер медийного пространства связаны философские концепции, представленные в них или же представляющие структурный анализ той или иной области медийного пространства. Определив периодизацию и области современного медийного пространства, можно обратиться к конкретным примерам философских концепций и авторам, предлагающим их.

Литература:

  1. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст]: учеб. пособие / М. Кастельс; пер. с англ. Н. М. Тылевич; пер. с англ. предисл. к изд. 2013 г. А. А. Архиповой; под науч. ред. А. И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 3-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 С.
  3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. — Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 328 С.
  4. Больц Н. Азбука медиа / Пер. с нем. Л. Ионина, А. Черных. М.: Европа, 2011. 136 С.
  5. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М.: Академический проект, 2005
  6. Rheingold H. Smart Mobs. The Next Social Revolution. Cambridge, MA: Basic Books, 2002, xxii & 266 pp
  7. Мартынов К.К. Homo digitus [Электронный ресурс]: // Фонд Общественное Мнение / ФОМ. - 2011. - URL: http://fom.ru/science/10025
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
медийное пространство
цифровое общество
философия медиа
глобальная деревня
сетевой социум
интернет
коммуникация
Мануэль Кастельс
Маршалл Маклюэн
цифровая революция
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 131-136):
Часть 2 (стр. 73-149)
Расположение в файле:
стр. 73стр. 131-136стр. 149

Молодой учёный