Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мягкие игрушки как инструмент психоэмоционального развития детей

Психология
27.05.2025
58
Поделиться
Библиографическое описание
Макарова, С. Е. Мягкие игрушки как инструмент психоэмоционального развития детей / С. Е. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 571-575. — URL: https://moluch.ru/archive/573/125867/.


В данной статье рассматривается роль мягких игрушек в психоэмоциональном развитии детей на разных этапах взросления. Автор анализирует историческую эволюцию мягких игрушек, их влияние на эмоциональную, социальную и когнитивную сферы, а также подробно описывает, как они способствуют формированию навыков эмпатии, креативности и стрессоустойчивости. Особое внимание уделено функциям мягких игрушек в различные возрастные периоды — от младенчества до старшего школьного возраста, подчеркивая их значение как инструмента эмоциональной поддержки и адаптации в меняющихся условиях жизни.

Ключевые слова: мягкие игрушки, психоэмоциональное развитие, детство, эмоциональная поддержка, социализация, ролевые игры, воображение, креативность, эмпатия, привязанность, тактильные ощущения, сенсорные навыки, эмоциональная регуляция, стрессоустойчивость, этапы развития ребенка, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, история игрушек, эмоциональная сфера, социальная сфера, когнитивная сфера, личностная сфера, физическая сфера, семейная среда, образовательная среда, игра как инструмент развития, экологические материалы, интерактивные игрушки, плюшевые мишки, культурное влияние.

Игрушки — важная часть детства. У каждого ребенка есть любимая мягкая игрушка, без которой он не может уснуть и которую всегда берет с собой, уезжая куда-нибудь. Но мягкая игрушка — не просто развлечение, она нужна для развития, как конструктор, кубики, паззлы. [4]

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни как детей, так и взрослых, существенно влияя на их эмоциональное состояние, социализацию и познавательные способности. Они не просто используются для игр, но и часто становятся важным элементом психологического комфорта, давая ощущение защищенности. Благодаря им у детей активно развивается фантазия, поскольку они придумывают различные сюжеты и роли, что в итоге укрепляет их социальные навыки и способность понимать эмоции.

Мягкие игрушки помогают детям чувствовать себя более уверенно, развивать творческое мышление и сохранять душевное равновесие, становясь для них настоящими друзьями и опорой.

В рамках данной статьи будет рассмотрено, как мягкие игрушки способствуют психоэмоциональному развитию детей.

Мягкие игрушки появились значительно позже других видов детских забав. Их прототипами стали сшитые вручную зверушки — заботливые матери создавали их для своих детей из ярких тканевых обрезков, наполняя ватой или мягкими тряпочками. Такие игрушки впервые стали делать лишь в XIX столетии.

Настоящий расцвет мягких игрушек пришёлся на XX век, когда их начали выпускать фабричным способом. Особую популярность тогда завоевали плюшевые мишки, ставшие настоящим трендом среди детей и взрослых.

Восприятие мягких игрушек, как и история изменялась на протяжении всего времени, отражая социальные, культурные и технологические изменения. В Таблице 1 проведем обзор изменений восприятия мягких игрушек в разные эпохи.

Таблица 1

Изменение восприятия мягких игрушек в разные эпохи

Эпоха

Комментарий

XIX в

Происхождение: Мягкие игрушки начали появляться в массовом производстве в Европе, особенно в Германии и Великобритании. Часто мягкие игрушки имели образовательный аспект и использовались для обучения детей

Материалы: Для создания игрушек использовались натуральные материалы (шерсть, хлопок). Игрушки часто шились вручную

Начало XX в

Индустриализация: С развитием промышленности мягкие игрушки стали доступны более широким слоям населения. Появились фабрики, которые производят игрушки в большом объеме

Культура и символы: Мягкие игрушки стали символизировать популярных персонажей из книг и мультфильмов, например, медвежонка Винни-Пуха

1950–1970 гг

Потребительская культура: Время после войны привело к росту потребительской культуры. Мягкие игрушки стали символом детства и невинности

Разнообразие: Появилось Множество новых форм и стилей, включая персонажей из телевидения и кино. Игрушки стали более яркими и разнообразными

1980–1990 гг

Коммерция: Мягкие игрушки начали активно использоваться в маркетинге. Появились коллекционные серии, которые стали популярными среди детей и взрослых

Кросс-культура: Мягкие игрушки стали частью глобальной культуры, с влиянием японских аниме и манги, что привело к созданию уникальных форм и стилей

2000-современность

Технологии: Развитие технологий также привело к созданию интерактивных мягких игрушек, которые могут реагировать на действия детей

Этика и устойчивость: В последнее время наблюдается рост интереса к экологически чистым материалам. Родители чаще выбирают игрушки, которые сделаны из органических или переработанных материалов

Эмоциональная связь: Мягкие игрушки стали рассматриваться не только со стороны предмета для игры, но со стороны объекта эмоциональной привязанности, которые могут служить источником комфорта детей

Проведя подробный анализ, можно прийти к следующему выводу: восприятие мягких игрушек прошло через множество изменений, отражая изменения в обществе, культуре и технологиях. Они остаются важной частью детства и продолжают эволюционировать вместе с потребностями и желаниями нового поколения.

Поговорим про психоэмоциональное развитие детей. Оно включает в себя несколько ключевых компонентов. (Рис. 1) Каждый компонент включает в себя определенные навыки и умения. Рассмотрим их более подробно.

Психоэмоциональное развитие детей

Рис. 1. Психоэмоциональное развитие детей

  1. Эмоциональная сфера: включает в себя эмоциональную регуляцию (умение управлять своими эмоциями), эмпатию (умение понимать и сопереживать эмоциям других), разнообразие эмоций (развитие способности распознавать и выражать различные эмоции.
  2. Социальная сфера: содержит в себе социальные навыки (умение общаться, устанавливать контакты), умение работать в команде, навыки разрешения конфликтов.
  3. К когнитивной сфере относятся уровень развития мышления (оно может быть критическим и творческим), умение принимать решения, способность к саморефлексии.
  4. К личностной сфере можно отнести самооценку (формирование адекватной самооценки), мотивацию (внутренняя мотивация к обучению и самосовершенствованию), ценности и убеждения (формирование личных ценностей).
  5. Влияние физического здоровья на психоэмоциональное состояние и двигательная активность и ее роль в развитии относятся к физической сфере.
  6. Семейная среда включает в себя влияние семейных отношений на эмоциональное развитие, а также поддержку и понимание со стороны родителей.
  7. Образовательная среда показывает, как влияют образовательные учреждения на психоэмоциональное развитие, а также изучает роль учителей и сверстников.

Понятие «Психоэмоциональное развитие» изучали многие авторы, представим их в Таблице 2.

Таблица 2

Подходы к понятию «психоэмоциональное развитие»

Автор

Формулировка подхода

Л. С. Выготский

Процесс, в котором происходит становление эмоциональной сферы, формирование личностных эмоций и чувств. [3]

М. И. Лисина

Связано с развитием индивидуальных жизненных стереотипов — привычных способов установления и поддержания коммуникации, непосредственного эмоционального общения. [2]

Е. И. Изотова

Процесс формирования эмоций, аффектов и чувств, а также способность воспроизводить основные эмоциональные состояния и их вербализировать. [3]

На основе представленных в таблице подходов к понятию «Психоэмоциональное развитие» можно сделать вывод о том, что это многогранный процесс, который охватывает, как эмоциональную сферу, так и взаимодействие личности с окружающим миром. В различных интерпретациях акцентируется внимание на формирование эмоций, чувств, а также на индивидуальные стереотипы общения и способности выражать и понимать свои эмоциональные состояния.

Также мы можем сформулировать свою собственную трактовку понятия «Психоэмоциональное развитие». Психоэмоциональное развитие — это динамический процесс, в ходе которого формируются и развиваются эмоциональные реакции, чувства и аффекты личности, а также навыки их осознания, выражения и адекватного взаимодействия с другими людьми. Этот процесс включает в себя как внутренние изменения в эмоциональной сфере, так и развитие коммуникативных навыков, которые способствуют установлению глубоких и значимых отношений с окружающими.

Развитие ребенка представляет собой сложный и многоуровневый процесс, который включает в себя физические, эмоциональные и социальные когнитивные аспекты. Ключевые этапы этого развития охватывают младенчество, раннее детство, дошкольный период, младший школьный возраст, подростковый и старший школьный возраст. Каждый из этих периодов имеет свои уникальные характеристики. [6]

Рассмотрим каждый из этапов более подробно в Таблице 3. [6]

Таблица 3

Этапы развития ребенка

Этап

Особенности

Младенчество (0–1 год)

  • Основной вид деятельности ребенка — это эмоциональное взаимодействие со взрослыми. Он изучает окружающий мир благодаря близким людям, которые заботятся о нем.
  • В этот период происходит активное развитие моторных навыков, восприятия, памяти, мышления и речи.
  • Сенсорные способности развиваются быстрее, чем моторные: движения становятся все более целенаправленными и осознанными, переходя от непроизвольных к контролируемым

Раннее детство (1–3 года)

  • Основной вид деятельности ребенка — предметно-манипулятивный. Ребенок активно исследует окружающие его предметы, учится взаимодействовать с ними.
  • В этот период быстро формируется речь, к концу периода малыш умеет говорить предложениями, задавать вопросы, высказывать оценочные суждения.
  • Однако, ребенок еще не умеет долго концентрировать внимание на одном виде деятельности, быстро устает и требует внимания и заботы со стороны взрослых

Дошкольный возраст

(3–7 лет)

  • В данном возрасте дети познают мир через игры, общение и непосредственное взаимодействие с предметами.
  • В этот период формируются важнейшие психические процессы: память становится более устойчивой, внимание приобретает произвольный характер, а мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному.
  • Ребенок учится понимать других людей, их чувства и намерения, также осваивает правила поведения в обществе

Младший школьный возраст

(7–11 лет)

  • Ведущей деятельностью является учебная. Ребенок приобретает новую социальную роль — роль школьника, она тесно связана с учебной деятельностью.
  • Более интенсивно развиваются познавательные процессы: дети постепенно учатся управлять своим вниманием, восприятием и памятью.
  • Мышление перестраивается от словесно-логического к наглядно-образному.
  • Успехи в обучении способствуют формированию адекватной самооценки, а неудачи — к комплексу неполноценности

Подростковый возраст

(11–15 лет)

  • Эмоциональное общение со сверстниками выходит на первый план, ребенок стремится к самостоятельности и независимости от мнения родителей и педагогов.
  • В этом возрасте критическое мышление ко взрослому миру характерно для многих детей, здесь же и эмоциональная нестабильность, провокационное поведение.
  • Также этот период полового созревания, усиления интереса к противоположному полу, повышенного внимания к своему внешнему виду

Старший школьный возраст

(15–18 лет)

  • Мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой ко взрослой жизни, занимают ведущее место в учебной деятельности.
  • Как правило, школьники к окончанию школы уже определяются со своей будущей профессией, что определяет круг учебных интересов.
  • Также отмечается избирательный характер отношения к школьным предметам, ученики старшего школьного возраста интересуются двумя-тремя профильными по отношению к их будущей профессии предметами при равнодушии к остальным школьным предметам.
  • Поведение в этом возрасте все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым

Следовательно, развитие ребенка представляет самый сложный и многоуровневый процесс, при котором каждый этап имеет свои особенности и важные задачи. Понимание данных этапов позволяет родителям и педагогам лучше поддерживать детей в их росте и развитии. Важным аспектом, который пронизывает все стадии формирования личности, является игра.

Игра не только служит средством развлечения, но и выполняет ключевую роль в психоэмоциональном развитии ребенка. На протяжении всех этапов детства игра становится основным способом познания мира, формирования социальных навыков и эмоциональной регуляции. Дети через игру учатся взаимодействовать с окружающими, выражать свои чувства и понимать эмоции других. Это делает игру неотъемлемой частью их развития, способствуя формированию уверенности в себе, способности к сотрудничеству и разрешению конфликтных ситуаций.

Рассмотрим более подробно, как именно игра влияет на психоэмоциональное развитие ребенка на разных этапах его жизни.

В период младенчества игра способствует развитию сенсорных и моторных навыков, взаимодействию с родителями через игру, укрепляет эмоциональную связь и чувство безопасности.

В раннем детстве игра помогает развивать социальные навыки, такие как сотрудничество и коммуникация, а ролевые игры способствуют формированию сознания и понимаю эмоций.

Игры в младшем школьном возрасте способствуют развитию критического мышления и творческих способностей, а также участие в командных играх помогает детям формировать лидерские качества и чувство ответственности.

Игры и спортивные активности в подростковом возрасте способствуют улучшению самооценки и социальной идентичности, развитию навыков решения конфликтов и сотрудничеству в группе.

А вот в старшем школьном возрасте игра становится средством самовыражения и поиска своего места в обществе. Спортивные и интеллектуальные игры помогают развивать стрессоустойчивость и управлять эмоциями в условиях давления.

Таким образом, игра является важным инструментом для психоэмоционального развития на всех этапах детства, способствуя формированию социальных, эмоциональных и когнитивных навыков, которые необходимы для успешной адаптации в обществе.

Мягкие игрушки могут являться средством эмоциональной поддержки и могут помогать детям справляться с эмоциями (страх, тревога, радость). Также мягкие игрушки способствуют ролевым играм и воображению. Помимо этого, мягкие игрушки влияют на креативность и могут использоваться в процессе образования. Однако, по-прежнему открыт вопрос: Как же мягкие игрушки влияют на психоэмоциональное развитие детей на каждом этапе развития?

— Младенчество. В этом возрасте мягкие игрушки служат источником тактильных ощущений и визуальной стимуляции, они помогают развивать сенсорные навыки ребенка. Мягкие игрушки могут быть использованы для создания безопасной и комфортной среды, что способствует формированию привязанности. Когда младенец обнимает мягкую игрушку, он ощущает эмоциональную поддержку, что помогает ему справляться с тревогой и стрессом, особенно в моменты разлуки с родителями,

— Раннее детство. На этом этапе дети начинают развивать свою индивидуальность и осознавать свои эмоции. Мягкие игрушки становятся важными «друзьями», с которыми дети могут делиться своими переживаниями. Игры с мягкими игрушками помогают детям учиться выражать свои эмоции, а также развивают навыки общения и социального взаимодействия. Ролевые игры с игрушками помогают формировать базовые социальные навыки, такие как сопереживание и понимание других.

— Дошкольный возраст. В дошкольном возрасте мягкие игрушки играют ключевую роль в развитии воображения и креативности. Дети активно используют их в ролевых играх, что способствует развитию сюжетного мышления и креативных навыков. Мягкие игрушки могут стать персонажами различных историй, что помогает детям исследовать различные сценарии и учиться решать проблемы. Этот процесс также способствует развитию эмпатии, поскольку дети учатся заботиться о своих «друзьях».

— Младший школьный возраст. В этом возрасте дети начинают более осознанно подходить к играм и взаимодействиям с мягкими игрушками. Они могут использовать их для создания театральных представлений или историй, что способствует развитию коммуникативных навыков и уверенности в себе. Мягкие игрушки могут также служить источником утешения в период адаптации к школе и новым социальным ситуациям, помогая детям справляться со стрессом и тревогой.

— Подростковый возраст. Хотя подростки могут меньше играть с мягкими игрушками, они могут оставаться важными объектами привязанности и эмоциональной поддержки. В этот период жизни подростки сталкиваются с множеством изменений и стрессов, связанных с социальной адаптацией и самоидентификацией. Мягкие игрушки могут служить напоминанием о детстве и стабильности, помогая справляться с эмоциями и стрессом. Некоторые подростки могут использовать мягкие игрушки как способ самовыражения или даже как элемент стиля.

— Старший школьный возраст. На этом этапе многие подростки начинают осознавать важность эмоционального комфорта и поддержки. Хотя использование мягких игрушек может сократиться, они могут по-прежнему выполнять роль «психологического якоря» или символа безопасности в сложные моменты. Для некоторых старшеклассников мягкие игрушки могут стать предметами коллекционирования или элементами декора, что также отражает их личные интересы и предпочтения.

Таким образом, мягкие игрушки оказывают значительное влияние на психоэмоциональное развитие детей на каждом этапе их жизни. Они способствуют формированию эмоциональной устойчивости, развитию социальных навыков и креативности, а также помогают справляться с различными жизненными трудностями.

Подводя общий итог можно сделать вывод о том, что мягкие игрушки действительно играют важную роль в психоэмоциональном развитии детей, сопровождая их на всех этапах взросления. Начиная с младенчества, они становятся источником тактильного и эмоционально комфорта, помогая чувствовать себя в безопасности. В раннем и дошкольном возрасте игрушки данного типа способствуют развитию воображения, социальных навыков и эмпатии, выступая в роли верных «друзей» и персонажей ролевых игр.

В младшем школьном возрасте мягкие игрушки поддерживают детей в период адаптации к новым условиям, позволяя снижать тревожность и помогая выражать эмоции. Даже в подростковом и старшем школьном возрасте, когда игры уступают более сложным формам взаимодействия, мягкие игрушки могут оставаться символами стабильности и эмоциональной опоры, особенно в стрессовых ситуациях.

Мягкие игрушки прошли целую эволюцию — от простых тряпичных зверушек до интерактивных и экологичных современных моделей, отражая изменения в обществе и технологиях. Однако, их основная функция — дарить детям чувство защищенности, развивать их эмоциональный интеллект и творческие способности — остается неизменной.

Таким образом, мягкие игрушки — это не просто забава, а важный инструмент психоэмоционального развития, который помогает детям познавать мир, учиться общению и справляться с трудностями. Их значение в формировании гармоничной личности трудно переоценить, что делает их неотъемлемой частью детства на протяжении многих поколений.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 386–389.
  2. Закономерности раннего эмоционального развития в норме // Альманах URL: https://alldef.ru/ru/ (дата обращения: 24.05.2025).
  3. Николаева В. В., Байкенова А. Е., Шевченко Е. В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Вопросы образования и подготовки кадров. — 2019. — № 1. — С. 40–45.
  4. Почему игрушки мягкие? // Томато. Фабрика мягких игрушек URL: https://tomato.moscow/pochemy-myagkie-igrushki/ (дата обращения: 23.05.2025).
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  6. Этапы психического развития ребенка // Центр патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной URL: https://annasemkina-centre.ru/ (дата обращения: 24.05.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мягкие игрушки
психоэмоциональное развитие
детство
эмоциональная поддержка
социализация
ролевые игры
воображение
креативность
эмпатия
привязанность
тактильные ощущения
сенсорные навыки
эмоциональная регуляция
стрессоустойчивость
этапы развития ребенка
младенчество
раннее детство
дошкольный возраст
младший школьный возраст
история игрушек
эмоциональная сфера
социальная сфера
когнитивная сфера
личностная сфера
физическая сфера
семейная среда
образовательная среда
игра как инструмент развития
экологические материалы
интерактивные игрушки
плюшевые мишки
культурное влияние
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 571-575):
Часть 8 (стр. 533-611)
Расположение в файле:
стр. 533стр. 571-575стр. 611

Молодой учёный