В статье рассматриваются ключевые аспекты проблемы незаконного оборота оружия в Российской Федерации, включая юридические, социальные и экономические факторы, способствующие этому явлению. Анализируются противоречия в законодательстве, касающемся контроля за оборотом оружия, а также недостатки в правоприменении. Обсуждаются последствия незаконного оборота оружия для общества и предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства и повышению эффективности борьбы с этой проблемой.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия, последствия незаконного оборота оружия, контроль за оборотом оружия.
Проблема незаконного оборота оружия остается одной из наиболее острых в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Несмотря на ужесточение законодательства и усиление контроля, данный вид преступной деятельности продолжает представлять серьезную угрозу общественному порядку и безопасности граждан.
Незаконный оборот оружия включает в себя производство, продажу, приобретение и хранение огнестрельного и холодного оружия без соответствующих разрешений. Важно четко определить, что именно считается незаконным оружием, поскольку это влияет на правоприменение и статистику преступлений.
Незаконный оборот оружия на территории РФ является одним из ключевых катализаторов, способствующих обострению криминогенной ситуации, усилению позиций организованной преступности и террористических группировок в государстве, что создает непосредственную опасность для национальной и общественной безопасности. Специалисты указывают на особую тревогу в связи с тем, что в частном владении граждан находится внушительный арсенал огнестрельного оружия. Такое положение дел не соответствует общественно полезным задачам и несет в себе потенциальную опасность для безопасности граждан. Эта ситуация требует пристального внимания, поскольку избыточное накопление оружия в нелегальном обороте формирует благоприятную почву для его противоправного использования, что напрямую влияет на рост преступности и дестабилизацию общественного порядка.
МВД России опубликовало отчет о состоянии преступности в текущем году. Согласно опубликованным данным, за январь — февраль 2025 года зарегистрировано более 3 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, почти 2 тысячи (60 %) из них раскрыто. С 2021 года число таких преступлений постепенно снижается: 23,5 тысячи в 2021 году и 18,5 тысяч в 2024. В своем отчете МВД также указало регионы с наибольшими темпами прироста преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Лидируют в этом списке Орловская (прирост 120 %) и Курская (прирост 90 %) области [1].
В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим вопросы, связанные с оборотом оружия, является Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — ФЗ «Об оружии»). С момента вступления ФЗ «Об оружии» в силу в него были внесены изменения 72 федеральными законами. Кроме того, конституционный контроль был проведён относительно содержания ФЗ «Об оружии».
Изменения, вносимые в ФЗ «Об оружии», обычно носят комплексный характер и затрагивают широкий круг общественных отношений, связанных с оборотом оружия. При этом нормативно-правовое регулирование общественных отношений в сфере оборота оружия носит системный характер и основывается на преемственности федерального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов [3].
Закон определяет субъекты, имеющие право приобретать оружие, устанавливает правила продажи и передачи оружия государственными военизированными организациями, контролирует оборот оружия и даёт определения таким понятиям, как оружие, огнестрельное оружие и боеприпасы. Огнестрельное оружие, согласно закону, предназначено для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счёт энергии порохового или другого заряда. Боеприпасы представляют собой предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряд или их комбинацию.
Незаконный оборот оружия регламентируется статьёй 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Эта статья предусматривает уголовную ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов. Наказание может быть назначено в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы и штрафа [2]. Под незаконным приобретением следует понимать покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т. п., а также незаконное временное завладение указанными предметами в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.
Под незаконной передачей огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицом, у которого они находятся, другому лицу для временного использования или хранения.
Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение другому лицу (приобретателю) в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т. е. продажу, дарение, обмен и т. п.
Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.
Под незаконной перевозкой этих же предметов понимается их перемещение на любом виде транспорта. Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле виновного, а равно переноску в сумке, портфеле и т. п. предметах [4].
Объективная сторона преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, вызывает сложности при определении момента окончания преступления. Особенно это касается разграничения между хранением и ношением оружия, а также квалификации действий при передаче оружия.
Субъективная сторона преступлений характеризуется прямым умыслом, однако возникают вопросы относительно определения специального субъекта в случаях, когда оружие находится у должностных лиц или работников охранных предприятий.
В качестве основного фактора установления уголовно-правового запрета на незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, безусловно, необходимо рассматривать общественную опасность. В данном случае вполне можно согласиться с позицией профессора А. И. Марцева: «Общественная опасность первична по отношению к признаку формальной запрещенности преступления, а признак запрещенности, в свою очередь, вторичен по отношению к общественной опасности».
Преступления против общественной безопасности создают состояние общей опасности, а также угрозу насильственного причинения вреда охраняемым правом интересам, снижают уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, нормальной деятельности предприятий и учреждений.
Следственная практика показывает, что наиболее распространенными проблемами являются:
– Неправильная квалификация действий виновных;
– Необоснованное прекращение уголовных дел;
– Нарушения при проведении обыска и изъятии оружия;
– Ошибки при назначении экспертиз.
Пути совершенствования законодательства для устранения существующих проблем предлагается:
– Уточнить понятие “незаконный оборот оружия” в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;
– Ввести четкие критерии разграничения смежных составов;
– Разработать методические рекомендации по квалификации;
– Совершенствовать процедуру проведения экспертиз, разработка НПА;
– Усилить контроль за легальным оборотом оружия.
В качестве основного фактора установления уголовно-правового запрета на незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, безусловно, необходимо рассматривать общественную опасность. В данном случае вполне можно согласиться с позицией профессора А. И. Марцева: «Общественная опасность первична по отношению к признаку формальной запрещенности преступления, а признак запрещенности, в свою очередь, вторичен по отношению к общественной опасности».
Преступления против общественной безопасности создают состояние общей опасности, а также угрозу насильственного причинения вреда охраняемым правом интересам, снижают уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества, нормальной деятельности предприятий и учреждений.
Анализ спорных вопросов незаконного оборота оружия свидетельствует о необходимости комплексного подхода к решению существующих проблем. Требуется как совершенствование законодательной базы, так и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов в данной сфере. Только системный подход позволит эффективно противодействовать данному виду преступности и минимизировать риски для общественной безопасности.
В дополнение к вышесказанному следует отметить, что вопрос об обороте оружия периодически поднимается во время политических дебатов, особенно в предвыборный период. В законодательстве недавно были установлены дополнительные требования для лиц, желающих получить оружие различных видов, что способствует обеспечению общественной безопасности и прав участников общественных отношений.
Литература:
- Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/.
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025);
- Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 N 16-П «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г. В. Белокриницкого и В. Н. Тетерина»;
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».