В статье автор исследует психологические аспекты педагогического сопровождения воспитывающих маленьких детей безработных женщин, стоящих на учете в центре занятости.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, женщина, трудоустройство, безработица, ребенок, возврат к занятости.
Автором был проведен анализ литературы, который показал, что в современном обществе наблюдается социально-экономическая ситуация безработицы, которая оказывает прямое и сильное воздействие на каждого человека [1].
Для большинства людей потерять работу — это необходимость изменения привычного образа жизни, влечет повышение уровня тревожности и может нанести глубокую психологическую травму [2]. Поэтому, у людей, потерявших работу, повышается уровень стресса.
В Российской Федерации существует ряд программ, направленных на борьбу с безработицей, таких как «Демография» от центра «Труд всем», «Мама — предприниматель» от центра «Мой бизнес», тем не менее важным и значимым представляется исследование проблемы психолого-педагогического сопровождения безработных женщин, воспитывающих маленьких детей [3].
Наблюдаем, что недостаточно исследованы трудности и барьеры, которые связаны с поиском работы и сложности в получении новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающем всеобщую занятость, особенно для женщин при выходе из декретного отпуска и воспитывающих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Работодатели дают понять, что им не интересны подчиненные, которые будут сидеть на больничном с ребенком, иногда отдельно оговариваются условия их работы. Основным барьером занятости оказалась невозможность отдать ребенка в детское дошкольное учреждение. В селах и малых городах ясли и детские сады далеко от дома и в них невозможно устроиться. Крупные города формируют запрос на «хорошие сады» с подготовленными воспитателями и небольшими группами. Практически повсеместна проблема отсутствия ясельных групп. Барьерами для возобновления трудовой деятельности выступают невозможность брать больничный по уходу за ребенком, недостижимость гибкой занятости и дистанционной работы, установки семей на незанятость женщин и воспитание ребенка матерью, отсутствие рабочих мест и потеря квалификации за период отпуска. Главным стимулом для возобновления занятости является необходимость обеспечения затрат на витальные потребности семьи или (в крупных городах) на погашение кредитов и ипотеки. Также стимулами возврата являются нехватка общения, установка на работу и боязнь «засидеться дома», потребность в самореализации и статусе, желание сохранить за собой место занятости, новое предложение о работе.
Одно из последствий изменений пенсионного законодательства заключается в том, что женщины будут вынужденно оставаться работающими дольше, чем в предшествующих поколениях. У этого решения есть негативные социальные последствия для работающих молодых женщин с несовершеннолетними детьми. Так, в России женщины по выходе на пенсию часто берут на себя заботу о внуках, давая возможность дочерям и невесткам вернуться к профессиональной деятельности. Это положительно сказывается на материальном положении семьи, кроме того, в этом случае молодые женщины имеют возможность не снижать свою квалификацию, что важно не только для работника, но и для экономики в целом. Эта практика теперь находится под угрозой. В России вопрос занятости матерей исследуется в основном в оптике поиска групп, для которых рождение ребенка несет наибольший риск потери работы. Само наличие этого риска фактически не ставится под сомнение.
В исследовании, посвященном предложению рынка труда в России, показано, что экономическая активность женщин в возрасте 25–29 и 30–34 лет снижается (именно в это время в семье появляются первый и второй ребенок). Наличие детей отрицательно влияет на занятость, хотя трудовая активность замужних женщин выше, чем незамужних. Наличие постоянного дохода мужа должно, по идее, снижать экономическую активность жены, ведь имеющийся доход является общим в домохозяйстве, а заработок жены рассматривается как вспомогательный, поддерживающий бюджет семьи, и как «подушка безопасности» на случай потери работы супругом. Налицо, между тем, «парная занятость», объясняемая Сергеем Рощиным трансляцией социального капитала: супруг(а) выбирает аналогичный образ жизни, получая дополнительные возможности для трудоустройства благодаря работающему(ей) супругу(е). Негативным следствием рождения ребенка оказывается риск оказаться после возвращения на рынок труда в менее выгодных условиях по сравнению с работницами, не имеющими.
Известно, что чем дольше перерыв в занятости, тем выше вероятность проблем с трудоустройством. Нельзя утверждать, что это обусловлено лишь потерей квалификации в период декрета, однако данный фактор, очевидно, вносит свой вклад. Особенно это важно в контексте того, что семьи с детьми в России неизменно оказываются среди групп с повышенными рисками бедности. Возникает ряд вопросов: почему одни возвращаются к работе, а другие остаются вне рынка труда? Что удерживает женщин от выхода на работу, и что могло бы помочь им в этом? [4].
За ответами обратимся к результатам исследования, чтобы выявить представления женщин с детьми о стимулах и барьерах занятости.
В начале 2016 года в Тюмени проводился экспертный опрос по исследованию проблем занятости женщин, имеющих детей до трех лет. Экспертами являлись представители административных и образовательных структур, а также руководители предприятий и представители малого бизнеса. Из материалов научной статьи [5] видно, что главная проблема у женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет связана с частой болезнью детей, из-за чего женщины вынуждены выписывать больничные листы по уходу за ребенком. Одновременно около половины экспертов указали, что женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, не создают им никаких трудностей.
Некоторые эксперты дополнили данный вариант ответа такими комментариями, как «трудностей не возникает, за исключением трудностей, связанных с личностными качествами человека», «не возникает трудностей, так как даем возможность работать дома», «в зависимости от того, какие требования матерей, если их требования совпадают с нашими, то никаких трудностей не возникает» или «трудностей особых нет, сейчас сложнее, так как производственные планы необходимо выполнять, но мы входим в положение этих женщин». Один эксперт откровенно ответил, что на предприятии, которое он возглавляет, стараются не брать таких женщин на работу, но если она уже работала на предприятии и появился ребенок, то стараются всячески помочь.
Проведенное нами исследование выявило недостаточный уровень влияния психолого-педагогического сопровождения женщин, воспитывающих дошкольников и детей младшего школьного возраста (нервно-психическую устойчивость, самооценку, социальную референтность, ценностные ориентации и др.) на эффективность процесса их адаптации, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял [6].
Литература:
- Клочко А. А. Влияние безработицы на экономику России. Студенческий научный форум — 2016 [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025086.
- Петунова С. А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности [Электронный ресурс] –– Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-statusa-bezrabotnogo-na-psihoemotsionalnoe-blagopoluchie-lichnosti.
- Калабихина Ирина Евгеньевна, Бирюкова Светлана Сергеевна, Макаренцева Алла Олеговна Реализация программы содействия занятости через профессиональное переобучение женщин с маленькими детьми в городе Москве // Мир России. Социология. Этнология. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-programmy-sodeystviya-zanyatosti-cherez-professionalnoe-pereobuchenie-zhenschin-s-malenkimi-detmi-v-gorode-moskve (дата обращения: 02.04.2025).
- Пишняк Алина Игоревна, Надеждина Евгения Владимировна Занятость российских женщин после рождения детей: стимулы и барьеры // ЖИСП. 2020. № 2. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zanyatost-rossiyskih-zhenschinposle-rozhdeniya-detey-stimuly-i-bariery (дата обращения: 02.04.2025).
- Сташковская Наталья Владимировна, Шестакова Вера Ивановна, Новрузова Зиньят Джанполад Кызы Проблемы занятости женщин: мнения экспертов // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zanyatosti-zhenschin-mneniya-ekspertov (дата обращения: 02.04.2025).
- Карналь, Н. С. Психологические аспекты педагогического сопровождения безработных граждан, стоящих на учете в центре занятости / Н. С. Карналь. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 49–51. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123309/ (дата обращения: 02.04.2025).