Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-дефектолога в комплексной работе по развитию составных элементов восприятия у детей раннего возраста

Педагогика
11.05.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Шафранская, А. И. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-дефектолога в комплексной работе по развитию составных элементов восприятия у детей раннего возраста / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 19 (570). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/570/125094/.


Статья посвящена вопросам организации взаимодействия педагога-психолога и учителя-дефектолога в организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста, направленной на развитие зрительного восприятия.

Ключевые слова: восприятие, ранний возраст, ребенок, взаимодействие.

Ранняя помощь представляет собой целостную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям раннего возраста, у которых имеются нарушения в развитии различных функций, а также вероятность их появления в более старшем возрасте. В системе ранней помощи с ребенком и его родителями (законными представителями) работает междисциплинарная команда специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог). Это позволяет решить проблему комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (или риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семей.

Целью совместной работы учителя-дефектолога и педагога-психолога является тесное взаимодействие в образовательной деятельности, стимулирующей речевое, личностное развитие ребёнка, а также создание оптимальных условий для появления соответствующих возрасту достижений познавательного развития. Взаимодополняемость позиций данных специалистов в подходе к малышу, тесное сотрудничество во всех направлениях работы можно рассматривать как необходимое условие обеспечения результативной работы в педагогическом процессе. Такое взаимодействие может выражаться в разработке индивидуальной программы ранней помощи, подборе методического и дидактического материала, а также тем для бесед с родителями (законными представителями) детей и т. д.

Вот небольшой пример, который может продемонстрировать важность создания особых психологических и коррекционно-педагогических условий для ребенка раннего возраста и командного взаимодействия специалистов: считается, что развитие эмоций очень важно для коммуникативной деятельности ребенка. Именно они становятся для малыша опорой в процессе познания окружающего мира. Однако коммуникативная и эмоционально-волевая сферы оказывают влияние на поведение ребенка, а нарушения в их функционировании предполагает некоторые проблемы поведенческого характера. Эти проблемы чаще всего лежат на поверхности и замечаются родителями в первую очередь: трудности в общении со сверстниками, истерики, вспышки гнева, агрессия. Однако причины такого поведения могут быть и результатом психических нарушений и требуют более тщательной диагностики.

Одним из приоритетных направлений в работе психолога и дефектолога является развитие зрительного восприятие и пространственного мышления у детей раннего возраста. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Зрение — один из ведущих каналов получения информации о внешнем мире. От сформированности зрительного восприятия зависят полноценное речевое развитие, успешная адаптация ребенка к окружающей его среде, а также качество усваиваемых малышом знаний, так как в формировании образов и в процессе манипуляции с предметами ведущую роль играет зрение.

Развитие зрительного восприятия детей раннего возраста предполагает максимально возможную активизацию их зрения и обеспечение становления психического процесса зрительного отражения окружающего в соoтветствии с возрастными особенностями протекания психической деятельности.

Работа по формированию сенсорных эталонов, которые усваиваются по результатам восприятия, содействует развитию сенсорного компонента зрения; происходит повышение различительной способности глаза. Формирование предметных представлений способствует развитию и совершенствованию длительно сохранять четкость видения объектов в меняющихся условиях восприятия.

Однако выделить игры, в которых используется только зрение, без участия других функций, довольно сложно, ведь в процессе восприятия участвуют не только анализаторные системы, но также эмоционально-волевая сфера, мышление, внимание и память.

Педагог-психолог и учитель-дефектолог, работая согласованно с ребенком раннего возраста, должны с особой тщательностью подходить к подбору дидактического материала к занятиям, направленным на развитие зрительно-пространственного восприятия — не перегружать сенсорное поле ребенка большим количеством разнообразных предметов, учитывать индивидуальные особенности и возможности малыша. Руководствуясь принципами совместного проведения деятельности, систематического повторения одних и тех же действий, обсуждения текущих моментов и обмена опытом педагог-психолог и учитель-дефектолог могут достичь значимых результатов в деле сопровождения ребенка раннего возраста.

Развитие зрительного восприятия у детей раннего возраста включает в себя усвоение сенсорных эталонов цвета, формы и величины. Изолированное восприятие этих свойств предметов позволяет привлекать внимание детей к ним. Малыши учатся выделять и дифференцировать их, применяют полученные знания на других занятиях, в быту.

Очень привлекают детей раннего возраста игры по мотивам русских народных сказок. Именно эти удивительные явления народного творчества могут помочь наладить успешное взаимодействие педагога-психолога и учителя — дефектолога. Возможно использование сказок специалистами как в индивидуальной работе, так и в групповой.

Незамысловатые внешне, сказки интересны и маленькому ребенку, и взрослому. Персонажи сказок просты и понятны малышам. Они с успехом становятся частью коррекционно-развивающих занятий. Кроме того, материал русских народных сказок позволяет родителям оставаться мамами и папами, превращать занятия с малышом дома в игру, наполняя упражнения эмоциями, объединяющими всех членов семьи.

Песочный театр — это одна из форм песочной терапии, широко применяемой педагогом-психологом в работе с детьми раннего возраста. Он необычный, его преимущество в том, что сцену театра представляет собой песочница с набором фигурок. Эта театрализация помогает научить ребенка моделировать ситуацию, располагать и перемещать игровые материалы по всей плоскости песочницы, рассказывать сказку. На таких занятиях органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает ребенку лучше ее запомнить, развивает речь, произвольное внимание, мышление, воображение и конечно же восприятие. Проигранная сказка более сильна по воздействию, чем просто рассказанная. Поэтому песочный театр используется в развивающих и обучающих занятиях.

В работе учителя-дефектолога сказки тоже занимают особое место. Включение героев сказки, предметов, которые их окружают в содержание дидактических игр позволяет успешно развивать психические процессы.

Взаимодополняемость позиций учителя-дефектолога и педагога-психолога в подходе к ребенку раннего возраста, тесное сотрудничество во всех направлениях работы можно рассматривать как необходимое условие обеспечения результативности в психолого-педагогическом процессе. Результатом этого взаимодействия могут стать более быстрая компенсация негативных моментов развития детей, поддержание их здоровья, успешная социализация.

Литература:

1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.

2. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 128 с.

3. Запускаем речь у неговорящих детей: диагностика и коррекция: от безречия до фразы/ Нина Кулькова. — Ростов н/Д: Феникс, 2023. — 118 с.

4. Раннее детство: познавательное развитие / Е. Б. Волосова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина. — М., 2006.

5. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1–3 лет с проблемами в развитии / Авт.-сост. Т. Б. Кротова, О. А. Минина, А. В. Можейко и др. — М.: АРКТИ, 2010. — 80 с.

6. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года / Е. А. Янушко. — М.: Издательство Владос, 2018. — 315 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
восприятие
ранний возраст
ребенок
взаимодействие
Молодой учёный №19 (570) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 421-423):
Часть 7 (стр. 403-469)
Расположение в файле:
стр. 403стр. 421-423стр. 469

Молодой учёный