В статье автор исследует значение Кодекса судейской этики в определении нравственных начал деятельности судей.
Ключевые слова: Кодекс судейской этики, нравственные основы деятельности судей, требования к поведению судьи.
Нравственные начала деятельности судейского корпуса определены Кодексом судейской этики, принятым 19 декабря 2012 года VIII Всероссийским съездом судей РФ (далее — Кодекс судейской этики). Действующий Кодекс судейской этики является закономерным шагом в развитии судебной реформы и отражает процесс развития нравственно-этических основ российского судопроизводства: до него, сменяя друг друга, действовали Кодекс чести судьи от 21 октября 1993 года [1] и Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 года [2].
Кодекс судейской этики сверен с международными стандартами, среди которых, в частности, «Бангалорские принципы поведения судей» [3].
Кодекс судейской этики устанавливает общие требования, предъявляемые к поведению судьи, принципы поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и принципы поведения во внесудебной деятельности.
К общим требованиям, предъявляемым к поведению судьи, относятся:
требование о соблюдении законов РФ и Кодекса судейской этики;
требование о приоритетности профессиональной деятельности;
требования, связанные с принятием званий, наград и подарков;
требование о следовании высоким стандартам нравственности [4].
Центральное место в Кодексе судейской этики отводится принципам и правилам профессионального поведения судьи.
Первый принцип — независимость. Независимость является гарантией справедливого разрешения дела в суде, обеспечение которой невозможно без соблюдения судьями нравственных норм в процессе отправления правосудия.
Далее идут принципы объективности и беспристрастности. Их реализация на практике значит, что при исполнении своих обязанностей судья свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости.
Ещё один принцип — равенство. Этот принцип требует от судьи выполнения судебных функций, надлежащим образом учитывая интересы всех лиц, участвующих в деле.
Завершающие принципы — компетентности и добросовестности, которые можно трактовать так: судья должен исполнять свои обязанности на высоком профессиональном уровне.
Статья 14 Кодекса судейской этики предписывает судье избегать во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости [4]. Норма изобилует оценочными категориями. По причине этого на практике встречаются позиции, где умаление авторитета судебной власти оценивается с учетом характера частной жизни судьи. Представляется, что такой подход недопустим, поскольку судьи имеют право на неприкосновенность частной жизни, которая гарантирована Конституцией [5]. И если частная жизнь не влияет на профессиональные качества и профессиональную репутацию судьи, то при рассмотрении вопроса о дисциплинарной ответственности судьи этот фактор приниматься во внимание не должен.
Приведем пример. Дисциплинарная коллегия ВС РФ вынесла Решение по делу № ДК18–73 [6], которым подтвердила законность досрочного прекращения полномочий судьи, поводом для которого стал ее конфликт с близким человеком, который, как оказалось, был судим.
Весной 2018 года в результате конфликта гражданин В. нанес телесные повреждения мировому судье М. М., зафиксировав следы побоев, обратилась в полицию, было возбуждено уголовное дело, однако, М. и В. примирились, и на этом основании уголовное дело было прекращено. О данных событиях стало известно руководству суда, где осуществляла служебную деятельность М., с нее потребовали дать объяснения. Судья пояснила, что знакома с В. около одного года, и когда узнала, что он ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности, прекратила общение с ним. На основании объяснений было возбуждено дисциплинарное производство.
ККС Омской области посчитала, что поведение М. причинило ущерб репутации судьи, поскольку она не приняла мер, чтобы избежать драки с В. Поведение и близкое общение М. с лицом-рецидивистом не согласуется с требованиями, предъявляемыми к судьям в РФ, и требованиями судейской этики. Также ККС обратила внимание на ненадлежащее исполнение судьей своих служебных обязанностей, в частности, М. допускала процессуальные нарушения при рассмотрении дел. ККС Омской области приняла решение о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.
М. обжаловала это решение сначала в Высшей ККС РФ, а затем в Дисциплинарной коллегии ВС РФ, ссылаясь на то, что примененное досрочное прекращение полномочий носит несоразмерный характер по отношению к допущенным нарушениям. М. указала, что процессуальные нарушения допустила в виду большой нагрузки, а также указала, что, реальной причиной привлечения к дисциплинарной ответственности является ее общение с В., но это общение не связано с ее профессиональной деятельностью.
Как и Высшая ККС РФ, Дисциплинарная коллегия ВС РФ отказала в удовлетворении жалобы М., указав на достаточность инцидента с В. как основания для досрочного прекращения полномочий.
На наш взгляд, такое решение нельзя считать обоснованным и справедливым, поскольку оно искажает стандарты Кодекса судейской этики и придает внеслужебному поведению судьи гораздо большее значение, чем поведению при осуществлении правосудия [7]. Привлечение судьи к дисциплинарной ответственности, учитывая только обстоятельства частной жизни, недопустимо.
В настоящее время Кодекс судейской этики нуждается в корректировке в части минимизации оценочных понятий и суждений, а также введения конкретных мер дисциплинарной ответственности за нарушение нравственных норм.
Предлагается дополнить Кодекс судейской этики новой главой «Принципы и правила поведения судьи в сети Интернет, мессенджерах и социальных сетях», в которой будут подробно регламентированы этические правила к размещению судьями комментариев, фотографий, видео [8].
В судебной деятельности часто возникают сложные ситуации, правильное разрешение которых зависит от соблюдения не только законодательства, но и морально-нравственных принципов. Поэтому необходим дальнейший всесторонний анализ и синтез процесса судейской деятельности с точки зрения нравственных норм.
Анализ практики применения Кодекса выявил проблемные аспекты, связанные с избыточным использованием оценочных категорий, что приводит к неоднозначным решениям при привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
Несмотря на необходимость совершенствования, Кодекс судейской этики остается важным инструментом укрепления морально-этических основ судопроизводства. Его дальнейшее развитие должно быть направлено на баланс между профессиональными требованиями и уважением к частной жизни судей, что в конечном итоге способствует повышению доверия к правосудию и укреплению верховенства права в России.
Литература:
- Российская Федерация. Совет судей РФ. Кодекс чести судьи Российской Федерации: постановление Совета судей РФ от 21.10.1993 — Москва, 2004. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Российская Федерация. Всероссийский съезд судей. Кодекс судейской этики: утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004 — Москва, 2004. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Бангалорские принципы поведения судей (приложение к Резолюции Экономического и социального совета ООН 2006/23 от 27 июля 2006 г.) // СПС «Консультант Плюс».
- Российская Федерация. Всероссийский съезд судей. Кодекс судейской этики: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 01.12.2022 [утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012]. — Москва, 2025. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 01.07.2020: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]. — Москва, 2025. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. по делу № ДК18–73 // СПС «Гарант» (дата обращения 10.03.2025).
- Адвокатская газета. Орган Федеральной палаты адвокатов РФ. — URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/lichnaya-zhizn-sudi-stala-povodom-dlya-lisheniya-statusa/ (дата обращения: 22.01.2025). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
- Румянцева, М. А. Дисциплинарная ответственность судей в Российской Федерации: проблемы и перспективы / М. А. Румянцева — Текст: электронный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.