Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Кодекс судейской этики как основа нравственного содержания деятельности судейского корпуса

Юриспруденция
09.05.2025
16
Поделиться
Библиографическое описание
Нагибина, К. В. Кодекс судейской этики как основа нравственного содержания деятельности судейского корпуса / К. В. Нагибина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 19 (570). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/570/125046/.


В статье автор исследует значение Кодекса судейской этики в определении нравственных начал деятельности судей.

Ключевые слова: Кодекс судейской этики, нравственные основы деятельности судей, требования к поведению судьи.

Нравственные начала деятельности судейского корпуса определены Кодексом судейской этики, принятым 19 декабря 2012 года VIII Всероссийским съездом судей РФ (далее — Кодекс судейской этики). Действующий Кодекс судейской этики является закономерным шагом в развитии судебной реформы и отражает процесс развития нравственно-этических основ российского судопроизводства: до него, сменяя друг друга, действовали Кодекс чести судьи от 21 октября 1993 года [1] и Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 года [2].

Кодекс судейской этики сверен с международными стандартами, среди которых, в частности, «Бангалорские принципы поведения судей» [3].

Кодекс судейской этики устанавливает общие требования, предъявляемые к поведению судьи, принципы поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и принципы поведения во внесудебной деятельности.

К общим требованиям, предъявляемым к поведению судьи, относятся:

требование о соблюдении законов РФ и Кодекса судейской этики;

требование о приоритетности профессиональной деятельности;

требования, связанные с принятием званий, наград и подарков;

требование о следовании высоким стандартам нравственности [4].

Центральное место в Кодексе судейской этики отводится принципам и правилам профессионального поведения судьи.

Первый принцип — независимость. Независимость является гарантией справедливого разрешения дела в суде, обеспечение которой невозможно без соблюдения судьями нравственных норм в процессе отправления правосудия.

Далее идут принципы объективности и беспристрастности. Их реализация на практике значит, что при исполнении своих обязанностей судья свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости.

Ещё один принцип — равенство. Этот принцип требует от судьи выполнения судебных функций, надлежащим образом учитывая интересы всех лиц, участвующих в деле.

Завершающие принципы — компетентности и добросовестности, которые можно трактовать так: судья должен исполнять свои обязанности на высоком профессиональном уровне.

Статья 14 Кодекса судейской этики предписывает судье избегать во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости [4]. Норма изобилует оценочными категориями. По причине этого на практике встречаются позиции, где умаление авторитета судебной власти оценивается с учетом характера частной жизни судьи. Представляется, что такой подход недопустим, поскольку судьи имеют право на неприкосновенность частной жизни, которая гарантирована Конституцией [5]. И если частная жизнь не влияет на профессиональные качества и профессиональную репутацию судьи, то при рассмотрении вопроса о дисциплинарной ответственности судьи этот фактор приниматься во внимание не должен.

Приведем пример. Дисциплинарная коллегия ВС РФ вынесла Решение по делу № ДК18–73 [6], которым подтвердила законность досрочного прекращения полномочий судьи, поводом для которого стал ее конфликт с близким человеком, который, как оказалось, был судим.

Весной 2018 года в результате конфликта гражданин В. нанес телесные повреждения мировому судье М. М., зафиксировав следы побоев, обратилась в полицию, было возбуждено уголовное дело, однако, М. и В. примирились, и на этом основании уголовное дело было прекращено. О данных событиях стало известно руководству суда, где осуществляла служебную деятельность М., с нее потребовали дать объяснения. Судья пояснила, что знакома с В. около одного года, и когда узнала, что он ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности, прекратила общение с ним. На основании объяснений было возбуждено дисциплинарное производство.

ККС Омской области посчитала, что поведение М. причинило ущерб репутации судьи, поскольку она не приняла мер, чтобы избежать драки с В. Поведение и близкое общение М. с лицом-рецидивистом не согласуется с требованиями, предъявляемыми к судьям в РФ, и требованиями судейской этики. Также ККС обратила внимание на ненадлежащее исполнение судьей своих служебных обязанностей, в частности, М. допускала процессуальные нарушения при рассмотрении дел. ККС Омской области приняла решение о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

М. обжаловала это решение сначала в Высшей ККС РФ, а затем в Дисциплинарной коллегии ВС РФ, ссылаясь на то, что примененное досрочное прекращение полномочий носит несоразмерный характер по отношению к допущенным нарушениям. М. указала, что процессуальные нарушения допустила в виду большой нагрузки, а также указала, что, реальной причиной привлечения к дисциплинарной ответственности является ее общение с В., но это общение не связано с ее профессиональной деятельностью.

Как и Высшая ККС РФ, Дисциплинарная коллегия ВС РФ отказала в удовлетворении жалобы М., указав на достаточность инцидента с В. как основания для досрочного прекращения полномочий.

На наш взгляд, такое решение нельзя считать обоснованным и справедливым, поскольку оно искажает стандарты Кодекса судейской этики и придает внеслужебному поведению судьи гораздо большее значение, чем поведению при осуществлении правосудия [7]. Привлечение судьи к дисциплинарной ответственности, учитывая только обстоятельства частной жизни, недопустимо.

В настоящее время Кодекс судейской этики нуждается в корректировке в части минимизации оценочных понятий и суждений, а также введения конкретных мер дисциплинарной ответственности за нарушение нравственных норм.

Предлагается дополнить Кодекс судейской этики новой главой «Принципы и правила поведения судьи в сети Интернет, мессенджерах и социальных сетях», в которой будут подробно регламентированы этические правила к размещению судьями комментариев, фотографий, видео [8].

В судебной деятельности часто возникают сложные ситуации, правильное разрешение которых зависит от соблюдения не только законодательства, но и морально-нравственных принципов. Поэтому необходим дальнейший всесторонний анализ и синтез процесса судейской деятельности с точки зрения нравственных норм.

Анализ практики применения Кодекса выявил проблемные аспекты, связанные с избыточным использованием оценочных категорий, что приводит к неоднозначным решениям при привлечении судей к дисциплинарной ответственности.

Несмотря на необходимость совершенствования, Кодекс судейской этики остается важным инструментом укрепления морально-этических основ судопроизводства. Его дальнейшее развитие должно быть направлено на баланс между профессиональными требованиями и уважением к частной жизни судей, что в конечном итоге способствует повышению доверия к правосудию и укреплению верховенства права в России.

Литература:

  1. Российская Федерация. Совет судей РФ. Кодекс чести судьи Российской Федерации: постановление Совета судей РФ от 21.10.1993 — Москва, 2004. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  2. Российская Федерация. Всероссийский съезд судей. Кодекс судейской этики: утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004 — Москва, 2004. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  3. Бангалорские принципы поведения судей (приложение к Резолюции Экономического и социального совета ООН 2006/23 от 27 июля 2006 г.) // СПС «Консультант Плюс».
  4. Российская Федерация. Всероссийский съезд судей. Кодекс судейской этики: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 01.12.2022 [утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012]. — Москва, 2025. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  5. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 01.07.2020: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]. — Москва, 2025. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
  6. Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. по делу № ДК18–73 // СПС «Гарант» (дата обращения 10.03.2025).
  7. Адвокатская газета. Орган Федеральной палаты адвокатов РФ. — URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/lichnaya-zhizn-sudi-stala-povodom-dlya-lisheniya-statusa/ (дата обращения: 22.01.2025). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  8. Румянцева, М. А. Дисциплинарная ответственность судей в Российской Федерации: проблемы и перспективы / М. А. Румянцева — Текст: электронный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Кодекс судейской этики
нравственные основы деятельности судей
требования к поведению судьи
Молодой учёный №19 (570) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 287-289):
Часть 5 (стр. 265-335)
Расположение в файле:
стр. 265стр. 287-289стр. 335

Молодой учёный