Ключевые слова: заголовок, публицистика, медиатекст, лингвостилистика, газетный дискурс, функции заголовка, выразительность, структура текста, коммуникативное воздействие, семантика.
Публицистика является мощным средством эффективного воздействия на общественное сознание. Особенность публицистики проявляется в том, что в ней есть неотъемлемый элемент издания — заголовок, от характера и оформления которого во многом зависит «лицо» периодического издания. Заголовок несет в себе не только определенную информацию о содержании публикации, но и выполняет множество других дополнительных функций. Заголовок является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить ее в сторону. Предваряя текст, заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время публицистическое заглавие имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание.
Из истории заголовка можно заметить, что газетные издания, выпущенные 200–250 лет назад на территории России и в других странах, не содержали заголовков в их современном понимании. В качестве заглавия сообщений указывались исключительно географический регион и дата отправки материала в типографию, что позволяло читателям определить место и время произошедшего события. Первоначально заглавия выполняли функцию анонсов: они размещались на титульной странице выпуска и информировали читателей о содержании номера, однако не указывали местоположение конкретных публикаций.
Постепенно, к середине XIX века, практика использования заголовков расширилась: они начали появляться не только над важными статьями, но и над художественными произведениями, публикуемыми в газетах и журналах того времени. Изменилась и структура подачи материала: на первой странице стали размещать объявления и перечень опубликованных материалов, группируя заголовки по тематическим блокам, указывая краткое содержание статей и номера страниц, где они были опубликованы.
Со временем навигационная функция заголовка утратила свою первостепенную роль. Современные исследователи зачастую не акцентируют внимание на значимости заголовка в медиатексте, рассматривая его лишь поверхностно. В научных трудах его анализ часто носит общий характер, после чего основное внимание переключается на его функции и классификацию.
Серьезное внимание к газетному заголовку как к объекту лингвистического исследования возникло на рубеже 50–60 годов. Именно в это время произошло значительные изменения в структуре самого заголовка. В. Г. Костомаров отмечал: «Заголовки становятся структурно сложнее и многообразнее, что дает возможность утверждать в качестве характерной черты заголовков нашего времени широкое обращение к законам и возможностям поэтики» [6, с. 163]. Он рассматривает газетные заголовки как «особый жанр публицистической речи» и видит их специфику в особой «рекламной функции». Высказав мнение о том, что «наиболее распространенные структуры заголовков того или иного периода наглядно отражают языковой вкус времени и играют несомненную роль языковой эволюции». По мнению В. Г. Костомарова, главной тенденцией развития газетных заголовков является «возвращение заголовком экспрессии, в значительной мере, утерянной в предшествующие годы»
Н. А. Кожина в своей работе «Способы выражения заглавия в заглавиях художественных текстов» определяет заголовок как «языковую единицу, соотносимую с текстом как целым. Заглавие стоит на границе текста и не текста, что приводит к тому, что в нем одинаково сильны и внешние и внутренние начала. Внешней стороной заглавие представляет текст в культурно-историческом мире, внутренней — обращено к тексту» [5, с. 21].
Ю. В. Верещинская указывает на газетный заголовок как на важный структурно-семантический компонент текста, который дает наименование публицистическому тексту и находится с другими элементами текстовой системы как единое целое, который тесно связан с иными компонентами данной системы, такими как идеи, тема, действующие лица, факты, цитаты. Название заголовка дополняет смысловую нагрузку, направленную на реализацию воздействующей функции и определяется набором информационного материала, имеющегося в заголовке, его графическим и языковым оформлением [1, с. 22].
А. З. Кубанова в своей работе «Субстантивное словосочетание как единица синтаксической номинации в роли газетного заголовка» изучала лексико-семантические, синтаксические особенности заглавий и указала на то, что заголовок является определенными кодом, в то же время компрессирующий, который вбирает в себя содержание текста и позволяет дешифровать текст [7, с. 16].
А. А. Лютая делает акцент на том, что заголовок — это коммуникативная единица, находящаяся в позиции перед текстом и являющаяся его названием, которая имеет синтаксическое оформление, косвенно или прямо указывающую на содержание текста и отграничивающую одно произведение от другого [8, с. 164].
Более подробно о роли заголовка пишет Гуревич С. М. Он указывает, что «Заголовки публикаций в газете — неотъемлемый элемент ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция — привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес» [3, с. 72].
Гуревич С. М. считает, что навыки редакторов газеты в использовании заголовков в каждом номере зачастую определяет читательскую решимость прочитать те статьи, заголовки которых разбудили в нем интерес, либо вовсе отложить в сторону этот номер. Печатная практика дает множество примеров того, как в итоге неудачный выбор и оформление заглавия резко снижает воздействие серьезных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно подобранным, некомпетентно оформленным заголовком, невыразительным часто не замечают. И также наоборот, яркий заголовок, который привлек читателя своей формой и содержанием, пробуждает прочитать следующую за ним публикацию либо рассмотреть рядом стоящую под ним иллюстрацию. Он играет своего рода роль крючка, проглотив который, читатель знакомится со своим «уловом» — всей публикацией [3, с. 85].
По мнению Д. А. Качаева, «газетный заголовок — это выделенный графически потенциально свернутый знак текста, выраженный вербальными и невербальными средствами языка, обладающий относительной автосемантичностью, являющийся абсолютно начальным, единым для всего текста элементом, который именует и/или характеризует текст, прогнозирует содержание, интерпретирует текст, сообщая ему дополнительные смыслы» [4, с. 25].
Схожее определение можно найти в трудах И. Р. Гальперина, он изучает заголовки в контексте функциональной стилистики и рассматривает их как средство выражения основной идеи текста, привлечения внимания, создания эмоционального воздействия , организации смыслового восприятия текста: «Заголовок, название, дающееся новостям или статье, является неотъемлемой частью газетного текста. Основные функции газетного заголовка — краткое информирование читателя о тексте, следующем за ним и привлечение наибольшего количества читателей, иными словами, обеспечить нормальное функционирование самой газеты» [2, с. 405].
Анализ литературы относительно проблемы исследования показал, что для обозначения названия статьи в исследованиях, которые посвящены современному медиадискурсу, зачастую используется слово «заголовок», а слова «заглавие» и «название» используются чаще всего по отношению к произведениям из художественной литературы.
Несмотря на разность определений заголовка отечественными и зарубежными учеными, все они сходятся в том, что заголовок является краткой формой выражения и обобщения информации, содержащейся в статье. Тем не менее, мнения ученых расходятся в вопросах, касающихся требований, предъявляемых к заголовкам.
Литература:
- Верещинская, Ю. В. Испанский газетный заголовок: лингвопрагматический и национально-культурный аспекты: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.02.05 / Верещинская Юлия Валентиновна. — М., 2013. — 22 с.
- Гальперин, И. Р. Стилистика. — М.: Высшая школа, 1977. — 405 с.
- Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов / С. М. Гуревич. — М.: Аспект Пресс, 2004.
- Качаев, Д. А. Социо-культурный и интертекстуальный компоненты в газетных заголовках (на материале российской прессы 2000–2006 гг.): автореф. дис.... канд. филол. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — 25 с.
- Кожина, Н. А. Способы выражения заглавия в заглавиях художественных текстов. Проблемы экспрессивной стилистики: учебное пособие / Н. А. Кожина. — Ростов н/Д, 1987. — С. 21–30.
- Костомаров, В. Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки. — М.: Мысль, 1965. — С. 163–190.
- Кубанова, А. З. Субстантивное словосочетание как единица синтаксической номинации в роли газетного заголовка: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 / Кубанова Асият Зауровна. — Таганрог, 2007. — 16 с.
- Лютая, А. А. Современный заголовок: структура, семантика, прагматика: дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 / Лютая Анна Алексеевна. — Волгоград, 2008. — 164 с.