Статья анализирует социально-демографический портрет лиц, превышающих должностные полномочия. На основе изучения материалов уголовных дел выявлены ключевые характеристики современного должностного преступника. Результаты позволяют сформулировать рекомендации для совершенствования профилактики должностных преступлений и кадровой политики в государственных структурах.
Ключевые слова: должностное преступление, превышение полномочий, социально-демографический портрет, должностное лицо, мотивация преступления, профилактика коррупции.
Проблема превышения должностных полномочий остается одним из наиболее значимых вызовов для современной системы государственного управления России. Социальная опасность данного преступления обусловлена не только причиняемым материальным ущербом, но и серьезным подрывом авторитета государственной власти, формированием негативного отношения граждан к деятельности государственного аппарата. Уголовный кодекс Российской Федерации в ст. 286 определяет превышение должностных полномочий как «совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» [1].
Эффективная профилактика превышения должностных полномочий невозможна без глубокого понимания социально-демографических характеристик лиц, склонных к совершению данного преступления. Как справедливо отмечает А. М. Дуисова, «предупреждение преступности должно основываться на знании тех, кто совершает преступления, кто может их совершить, а также условий, формирующих криминогенные качества личности» [4, с. 51].
Актуальность исследования социально-демографического портрета субъектов превышения должностных полномочий обусловлена как теоретической значимостью для развития криминологической науки, так и практической необходимостью совершенствования профилактических мер и обоснования эффективной кадровой политики в государственных органах.
Гендерный аспект анализируемых преступлений демонстрирует существенное преобладание мужчин среди лиц, совершающих превышение должностных полномочий. Это объясняется не только общей криминологической тенденцией преобладания мужской преступности, но и структурой занятости в тех должностных позициях, которые предоставляют наибольшие возможности для превышения полномочий. Однако в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли женщин среди субъектов данного преступления, что коррелирует с возрастанием роли женщин в системе государственного управления.
Возрастные характеристики лиц, привлекаемых к ответственности за превышение должностных полномочий, показывают преобладание возрастной группы от 30 до 45 лет. Это объясняется тем, что именно к этому возрасту государственные служащие достигают должностей, предоставляющих значительные властные полномочия, но еще не обладают достаточным опытом и устойчивой системой профессиональных ценностей, препятствующих противоправному поведению. Как отмечает Е. А. Алексеева, «криминальная активность должностных лиц имеет свои возрастные пики, обусловленные не столько биологическими факторами, сколько социально-правовым статусом и доступом к властным ресурсам» [3, с. 105].
Образовательный уровень лиц, совершающих превышение должностных полномочий, традиционно высок — подавляющее большинство имеет высшее образование, что обусловлено квалификационными требованиями к должностям государственной службы. При этом следует отметить парадоксальную ситуацию: наличие юридического образования у должностного лица не является фактором, снижающим вероятность совершения преступления по ст. 286 УК РФ. Напротив, среди совершивших данное преступление доля лиц с юридическим образованием выше, чем в общей структуре государственных служащих.
Анализ семейного положения показывает, что большинство лиц, привлеченных к ответственности за превышение должностных полномочий, состоят в браке и имеют детей. Это соответствует общему социально-демографическому профилю государственных служащих соответствующего возраста и должностного уровня.
Стаж государственной службы является важным фактором в характеристике лиц, совершающих данное преступление. Наиболее криминогенной является группа с опытом работы от 5 до 10 лет. Более низкий уровень преступности среди начинающих государственных служащих обусловлен их меньшими должностными возможностями, а также более строгим контролем со стороны руководства. В группе с большим стажем (свыше 15 лет) также наблюдается снижение криминальной активности, что может быть связано с профессиональной устойчивостью и выработанными механизмами легального достижения целей [5, с. 281].
Цифровая трансформация управления существенно меняет портрет нарушителя. Растет доля людей с развитыми цифровыми навыками. Происходит смещение от прямого административного давления к манипуляциям в информационных системах. Наблюдается «омоложение» контингента нарушителей из-за активного включения молодых специалистов в процессы цифровизации. Выявлены региональные различия в характеристиках нарушителей. В ресурсных регионах превалируют нарушения в сфере контроля за природными богатствами, совершаемые преимущественно людьми с техническим образованием. В приграничных областях чаще встречаются превышения полномочий при регулировании трансграничного движения, совершаемые лицами с контактами на сопредельных территориях.
На основе проведенного анализа социально-демографических характеристик лиц, превышающих должностные полномочия, можно сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию системы профилактики данных преступлений и кадровой политики в государственных структурах.
Прежде всего, необходимо совершенствование системы отбора кадров для государственной службы с учетом выявленных факторов риска. Особое внимание следует уделять не только формальным квалификационным требованиям, но и психологическим характеристикам кандидатов, их ценностным ориентациям и мотивационной сфере.
Система профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных служащих должна включать специальные программы, направленные на формирование антикоррупционной устойчивости и правосознания, препятствующего превышению должностных полномочий. При этом особое внимание следует уделять возрастной группе от 30 до 45 лет, а также лицам со стажем государственной службы от 5 до 10 лет, как наиболее подверженным риску совершения рассматриваемых преступлений.
Важным направлением профилактики является совершенствование системы контроля за деятельностью должностных лиц. Положительное влияние оказывает развитие цифровых технологий, позволяющих минимизировать человеческий фактор при принятии решений и обеспечивающих прозрачность административных процедур. Однако необходимо учитывать, что цифровизация создает и новые возможности для превышения должностных полномочий, что требует разработки специальных мер защиты информационных систем от неправомерного использования.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] предусматривает комплекс мер по профилактике коррупционных правонарушений, включая превышение должностных полномочий. Однако эффективность этих мер могла бы быть повышена путем их дифференциации с учетом выявленных социально-демографических характеристик потенциальных правонарушителей.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6228.
- Алексеева Е. А. Трансформация возрастной структуры преступников в России и за рубежом // Всероссийский криминологический журнал. 2022. № 1. С. 104–107.
- Дуисова А. М. Предупреждение преступности: понятие и виды // Yessenov science journal. 2023. № 1 (44). C. 49–54.
- Смирных Д. А. Криминологическая характеристика лиц, злоупотребляющих должностными полномочиями и превышающих должностные полномочия // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 3. С. 280–283.