Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Некоторые особенности обучения географии в КНР

Педагогика
08.05.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Пауль, Е. В. Некоторые особенности обучения географии в КНР / Е. В. Пауль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 19 (570). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/570/124908/.


В статье автором представлена краткая информационная справка об обучении географии в китайских школах, сравнение преподавания географии и какие основные блоки можно наблюдать в учебниках по географии.

Ключевые слова: география, Китайская Народная Республика, образование, школа.

Географическое образование в российских школах ориентировано на формирование у обучающихся комплексного, системного представления о своей стране и о Земле в целом. Методика обучения географии основывается на широком овладении практическими умениями использования географической информации в жизни. Географическое образование в Китае, в отличие от российского, нацелено не на комплексное изучение территорий, а на изучение своей страны, создание на его основе общего представления, и отдельных геосистем, которые взаимодействуют со страной.

География как учебный предмет занимает не слишком значимое место в школьной программе КНР. Программа рассчитана на 2–3 года (в зависимости от программы) и предполагает изучение с 7 по 9 классы [3].

В качестве примера рассмотрим один урок в программе 7 класса по теме «Земной шар» (地球仪). В учебнике материал представлен последовательно, структурированно. В целом можно выделить несколько смысловых блоков и характерных особенностей методического аппарата учебника [1].

  1. В начале параграф представлен текст, в котором очень кратко изложено содержание учебного материала в контексте, что на этом уроке будут изучать ученики.
  2. История открытия Земного шара и кто в Китае первым предполагал о наличии у Земли какой-либо формы. Почему Земной шар имеет шарообразную форму, а не плоскую.
  3. Первое кругосветное путешествие Магеллана и доказательство того, что Земля шарообразная. Практически каждый абзац сопровождается иллюстративным материалом. Например, как первое кругосветное путешествие [см. рис. 1].

Карта первого кругосветного путешествия, представленная в учебнике [2, с. 4]

Рис. 1. Карта первого кругосветного путешествия, представленная в учебнике [2, с. 4]

Стоит подчеркнуть, что не только само повествование в китайских учебниках ведется с позиции взгляда КНР на мир, но и карта изображена в такой проекции, что при визуализации Китай становится центром мира, главной страной .

  1. Что такое Земля, земной шар, уменьшенная модель Земли — глобус, из чего состоит глобус, а также строение земного шара (широта, долгота, северный и южный полюса). Уделяется внимание делению земного шара на западное и восточное, южное и северное полушария, создавая четкое представление о «границах». Снова делается акцент, где располагается КНР и Пекин [см. рис. 2].

Схема деления планеты Земля на западное и восточное полушарие, представленная в учебнике [2, с. 6]

Рис. 2. Схема деления планеты Земля на западное и восточное полушарие, представленная в учебнике [2, с. 6]

  1. Объяснение про нахождение координат при помощи широты и долготы. В учебнике приводится пример координат 40°N,116°E, что соответствует расположению Пекина. Других инструктивных текстов в параграфе нет, благодаря чему можно предположить, что алгоритм определения географических координат объясняет учитель в классе.

Необходимо подчеркнуть: после каждой темы есть рубрика «Ответь на вопросы», которые направлены на закрепление изученного материала. Например, «Кто такой Магеллан и что он сделал?», «Что такое 0°и 180°?», «Какие невидимые линии есть на планете и как они называются?», «Определите координаты следующих городов из списка …» и т. д.

В конце каждого параграфа имеется «Географическая вставка», в которой описан интересный факт по пройденной теме урока. В параграфе по теме «Земной шар» изложен факт о начале отсчета нулевого меридиана [2].

Если проанализировать содержание всех параграфов учебника для 7 класса, то можно обнаружить четную структуру каждой темы: название темы — деление темы на смысловые блоки в историческом ключе (от старейшего до новейшего) — примеры, расчёты или факты в сравнении с Китайской Народной Республикой и его географией (столица, провинции, моря и горы и др.), не других стран. Можно предположить, что такой подход применяется для того, чтобы ученики средней школы, в первую очередь, знали и любили свою страну.

Литература:

  1. Ван Юй. Активные методы обучения в современном Китае: теория и практика применения // Наука и школа. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-sovremennom-kitae-teoriya-i-praktika-primeneniya (дата обращения: 27.10.2024).
  2. 吴志峰主编. 义务教育教科书: 地理七年级. 上册. — 广州:广东教育出版社:广东人民出版社,2024. — 126 с. — ISBN 978–7-5548–5996–4.
  3. 中国地理常识/国家汉语国际推广领导小组办公室, 中华人民共和国国务院侨务办公室编.— 北京:华语教 学出版社,2006. — 226 с. — ISBN 7–80200–234–6.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
география
Китайская Народная Республика
образование
школа
Молодой учёный №19 (570) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 381-383):
Часть 6 (стр. 337-401)
Расположение в файле:
стр. 337стр. 381-383стр. 401

Молодой учёный