В данной статье представлен всесторонний анализ проекта «Эффективная начальная школа», направленный на оценку его преимуществ и недостатков. Целью исследования является выявление сильных и слабых сторон данного проекта, а также определение факторов, влияющих на его эффективность и восприятие различными группами участников образовательного процесса.
Ключевые слова: эффективная начальная школа, начальное образование, инновации в образовании, образовательные проекты, преимущества и недостатки образования, участники образовательного процесса, методика обучения
Проект «Эффективная начальная школа» реализуется в общеобразовательных организациях Москвы с 2018 года, Московской области — с 2021 года. Дети с повышенным темпом развития испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, требуют новых подходов для реализации их жизненных целей и планов. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является реализация проекта «Эффективная начальная школа».
Проект разработан и предназначен для детей, которые успешно освоили программу дошкольного образования и к моменту перехода на уровень начального общего образования обладают навыками чтения, письма и счета. Проект позволяет таким детям формировать знания и навыки в зоне ближайшего для них развития без дублирования уже изученного материала и снижения учебной мотивации. Обучение на основании уже сформированных знаний, умений и навыков, а также его индивидуализация, позволяет учащимся сократить срок освоения основной образовательной программы начального общего образования до трех лет [6].
«Эффективная начальная школа» — это единство дошкольного и начального уровней образования, преемственность не на словах, а на деле. Это тесный контакт учителей и воспитателей, а также индивидуальный маршрут для каждого обучающегося.
Эффективная начальная школа (ЭНШ) строится на концепции позитивной мотивации к учению и предполагает следующие ключевые принципы:
- Индивидуальный подход: учет индивидуальных особенностей, способностей и потребностей каждого ученика. Разработка индивидуальных образовательных траекторий, гибкое планирование учебного процесса.
- Деятельностный подход: обучение через активную деятельность, проектную работу, исследовательскую деятельность, игровую практику. Акцент — на практическое применение знаний и формирование навыков в различных тематических неделях.
- Развивающие обучение: создание условий для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.) [1].
- Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для повышения мотивации к обучению и обеспечения доступности информации.
- Тесное взаимодействие учителей, родителей, учеников. Создание атмосферы доверия, взаимопомощи и поддержки.
- Здоровьесберегающие технологии: организация учебного процесса с учетом физиологических особенностей, организация внеурочной деятельности, направленная на развитие интересов и способностей детей [3].
Прежде чем перейти к преимуществам, важно сказать, что ЭНШ — целостная система, требующая комплексного подхода к организации образовательного процесса, и если все факторы внедрения реализованы и учтены правильно, то концепция даст родителям и их детям ряд значительных выгод.
Некоторые преимущества проекта ЭНШ:
- Программа начальной школы осваивается за три года.
- ЭНШ закладывает прочный фундамент знаний, формирует навыки самообразования и учит детей учиться.
- Большой объем проектной деятельности, исследовательских работ, творческих заданий стимулирует развитие креативности, воображения и нестандартного мышления, учащиеся приобретают умение выражать свои мысли.
- Если у ребенка более высокий уровень интеллектуального и психофизиологического развития, чем у сверстников, то ЭНШ помогает сохранить мотивацию и двигаться дальше.
- Широкий выбор образовательных программ по индивидуальным учебным планам.
Эти преимущества делают ЭНШ привлекательным не только для родителей, но и для детей: данный проект позволяет дать ребенку качественное образование и помочь ему раскрыть свой потенциал.
Несмотря на очевидные достоинства, концепция ЭНШ не лишена недостатков и связана с определенными рисками. Назовем некоторые из них:
– Дезадаптация как следствие психологической и физической перегрузки младших школьников.
– Чрезмерная интенсификация обучения как следствие высоких требований к посещаемости при снижении общих показателей здоровья и повышения заболеваемости школьников в течение учебного года.
– Эффективная начальная школа требует участия и поддержки родителей. Если родители не вовлечены в процесс обучения, эффективность системы снижается.
– Профессиональное выгорание вследствие отсутствия своевременной методической и психологической поддержки учителя [4, 5].
– Неудовлетворительные результаты диагностики приводят к тому, что ребенок переводится в обычный класс, где учатся по обычной программе, это негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка [2].
Эти недостатки и риски важно учитывать при внедрении проекта ЭНШ в конкретной школе или при выборе программы для своего ребенка.
Успех реализации концепции ЭНШ зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании и организации образовательного процесса. Наиболее значимые из них представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность ЭНШ
Ниже — краткая характеристика указанных факторов:
– Повышение квалификации, методическая поддержка и создание благоприятных условий для работы — первостепенная задача.
– Наличие современных учебных материалов, интерактивного оборудования, компьютерной техники, спортивного инвентаря способствует повышению эффективности обучения детей.
– Администрация школы должна создавать благоприятные условия для реализации ЭНШ, оказывать методическую поддержку, предоставлять все возможные ресурсы.
– Активное участие родителей способствует созданию благоприятной атмосферы в классе и достижению высоких результатов их детьми.
– Учебные планы и программы должны соответствовать принципам ЭНШ, учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.
– Оценка результатов должна быть комплексной, важно использовать разнообразные методы: тесты, проектные работы, портфолио и т. д.
– Необходимо создавать психологически безопасную атмосферу для успешного обучения и развития, уделять внимание профилактике буллинга, развитию коммуникативных навыков и созданию дружественной среды с непосредственным участием школьного педагога-психолога [7].
– Необходима организация разнообразной внеурочной деятельности, соответствующей интересам и способностям детей.
Заключение
При принятии решения о внедрении ЭНШ или выборе соответствующей образовательной программы необходимо тщательно проанализировать все за и против и учесть конкретные условия, ресурсы и возможности образовательного учреждения. Важно оценить квалификацию педагогов, материально-техническое обеспечение, уровень вовлеченности родителей, и соответствие учебных планов и программ принципам ЭНШ.
Литература:
- Воронкова, И. В. Особенности учебной мотивации обучающихся по программе «Эффективная начальная школа» / И. В. Воронкова, А. С. Беленкова // Актуальные вопросы общества, науки и образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 июня 2023 года. — Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2023. — С. 148–151. — EDN: GQOXYP.
- Гурьева, Д. Х. Психолого-педагогическое сотрудничество в условиях обучения по программе «Эффективная начальная школа» / Д. Х. Гурьева // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. — 2020. — № 24. — С. 21–28. — EDN: FGMUGI.
- Карпенко, А. В. Организация эффективного взаимодействия в системе «учитель — родитель» в начальной школе / А. В. Карпенко, В. А. Казанцева // Бизнес. Образование. Право. — 2024. — № 4 (69). — С. 266–271. — DOI 10.25683/VOLBI.2024.69.1112. — EDN: EPAVID.
- Котюнина, Е. С. Отношение участников образовательного процесса к проекту «Эффективная начальная школа (1–3)» / Е. С. Котюнина, А. В. Невзорова // Научный поиск: сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей. — Ярославль : Общество с ограниченной ответственностью «Филигрань», 2023. — С. 153–157. — EDN BVEXQJ.
- Кузнецова, О. В. Инновационный проект «Эффективная начальная школа» как фактор профессионального роста педагогов и повышения качества образования младших школьников / О. В. Кузнецова // Инновационная деятельность педагога как фактор его профессионального роста и повышения качества образования: Сборник материалов III региональной научно-практической конференции, Челябинск, 11 апреля 2023 года. — Челябинск : Общество с ограниченной ответственностью «Край Ра», 2023. — С. 77–79. — EDN: EOSKQV.
- Рахматуллина, Ш. М. Особенности и методические аспекты организации проекта «Эффективная начальная школа» как единство дошкольного и начального уровней образования / Ш. М. Рахматуллина // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2024. — № 10. — С. 188–196. — DOI 10.26653/2076–4685–2024–10–19. — EDN: QAWBXA.
- Сахина, А. Ж. Успешное внедрение инноваций: роль эффективного управления в начальной школе / А. Ж. Сахина // Профессия, что всем дает начало: роль педагога в современном образовании, Челябинск, 25 марта — 02 апреля 2024 года. — Челябинск : Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2024. — С. 439–441. — EDN: DVAYPH.