Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 30.09.2013

Статья просмотрена: 2069 раз

Библиографическое описание:

Акашева, В. В. Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях / В. В. Акашева, Н. В. Левушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7855/ (дата обращения: 18.04.2024).

В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах культуры, науки, образования, здравоохранения, а также в иных сферах [1].

Бюджетным организациям при разработке системы оплаты труда следует учитывать, что в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Порядок и условия функционирования системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях регулируется Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. N 583 (с изм. и доп. от 28.01. 2013 г.) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» [2].

Системы оплаты труда согласно п. 2 Положения № 583 устанавливаются с учетом:

-          Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Справочник состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;

-          Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих». Этот справочник состоит из двух разделов, первый из которых содержит квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих, широко распространенных в учреждениях и организациях, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии;

-          государственных гарантий по оплате труда. Перечень основных государственных гарантий по оплате труда работников содержится в ст. 130 Трудового кодекса РФ (ТК РФ);

-          перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»);

-          перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»);

-          примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

-          рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 г. Протокол № 11);

-          мнения представительного органа работников [4].

Согласно данному Постановлению № 583 системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации [2]. Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 № 738н, от 17.09.2010 № 810н) «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях».

К таким выплатам относятся:

-          выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

-          выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

-          выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении (должностей), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в ночное время);

-          надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подраздел по защите государственной тайны»), их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливают коллективными договорами, соглашениями локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников, если иное не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ [4].

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 № 739н, от 17.09.2010 № 810н) «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» работникам бюджетных учреждений независимо от занимаемой должности могут быть установлены следующие стимулирующие выплаты:

-          за интенсивность и высокие результаты работы;

-          за качество выполняемых работ;

-          за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

-          премиальные выплаты по итогам работы [3].

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется трудовым договором. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений [2].

Необходимо проанализировать, все ли указанные нормативно-правовые акты помогают обеспечить эффективное функционирование новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях. В соответсвии с данными Федеральной службы государственной статистики введение новых систем оплаты труда позитивно повлияло на динамику заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений. Практически при неизменной численности работников учреждений социальной сферы в 2008–2012 годах среднемесячная начисленная заработная плата в учреждениях образования выросла в 1,8 раза, в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания — в 1,75 раза.

В 2012 году средняя заработная плата работников федеральных государственных учреждений и государственных учреждений субъектов Российской Федерации в сфере образования составила 22 тыс. рублей, в муниципальных учреждениях — 12,2 тыс. руб.. В сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг средняя заработная плата работников федеральных государственных учреждений составила 22,5 тыс. руб., государственных учреждений субъектов Российской Федерации — 18,8 тыс. руб., муниципальных учреждений — 14,7 тыс. руб..

Таблица 1

Динамика численности и заработной платы работников сферы образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг в бюджетных учреждениях в 2008–2012 годах

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Образование

Численность работников (млн. чел.)

5,77

5,71

5,66

5,52

5,36

в процентах к 2008 году

100

99,1

98,1

95,8

93

Среднемесячная начисленная заработная плата (тыс. руб.)

8,8

11,3

13,3

14,1

15,8

в процентах к 2008 году

100

128,9

151,4

160,3

180,1

в процентах к средней заработной плате по экономике РФ

64,6

65,5

71,3

67,2

67,6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Численность работников (млн. чел.)

4,45

4,46

4,5

4,46

4,46

в процентах к 2008 году

100

100,2

101

100,3

100,1

Среднемесячная начисленная заработная плата (тыс. руб.)

10

13

14,8

15,7

17,5

в процентах к 2008 году

100

130

147,7

156,7

174,8

в процентах к средней заработной плате по экономике РФ

73,8

75,5

79,5

75

75,1

Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда всем учреждениям не удалось. Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на региональных рынках труда. В результате учреждение вынуждено премировать персонал вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.

Введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждения. Так, среднемесячная заработная плата отдельных руководителей федеральных государственных учреждений существенно (более чем в 10 раз) превышает заработную плату работников основного персонала этих учреждений.

Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда с целью:

-                   сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации;

-                   устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;

-                   совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют.

Литература:

1.         Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Сайт Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=148898

2.         Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]// Информационно-правовое обеспечение Гарант: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://base.garant.ru/193695/

3.         Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]// Информационно-правовое обеспечение Гарант: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://base.garant.ru/192714/

4.         Семенихин В. В. Сложные вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях [Текст] / В. В. Семенихин // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. — 2013. — № 9. С.2–12.

5.         Социально-экономическое положение России / Сборник Федеральной службы государственной статистики. — 2012. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/materials/news/doc_1116248653688

Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, стимулирующий характер, компенсационный характер, заработная плата, заработная плата работников, перечень видов выплат, Российская Федерация, Россия, порядок установления выплат, утверждение Перечня видов выплат.


Похожие статьи

О вопросах обеспечения реализации трудовых отношений...

– приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных...

Критерии разграничения невыплаты заработной платы, пенсий...

Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. Наследование заработной платы, не полученной ко дню смерти иностранного работника. Проблемы разграничения убийств со смежными видами преступлений.

Развитие законодательного регулирования оплаты труда...

- заработная плата (оплата труда работника), включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях...

Особенности материального стимулирования в системе учета...

климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки

фонда начисления выплат (из фонда заработных плат, из прибыльного фонда)

Применение стимулирующих форм оплаты труда в медицине

Стимулирующая часть заработной платы имеет принципиальное отличие от постоянной части зарплаты. Стимулирующие выплаты не гарантированы всем работникам, так как на получение стимулирующих выплат имеют право только те работники...

Реформирование системы финансового обеспечения...

Во исполнение перечня поручений президента России от 30 сентября 2010 года № К4196 был разработан и принят Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ.

В системе денежного довольствия существенное место заняли выплаты стимулирующего характера.

Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий...

Порядок, место и сроки выплаты заработной платы регламентированы ст. 136 ТК РФ, согласно которой заработная плата

Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии». Порядок и условия выплаты пособий определяется специальным законодательством.

К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на...

заработная плата, Российская Федерация, темп роста, тип работников, показатель, таблица, государственная социальная политика, среднемесячная начисленная заработная плата, заработная плата работников, заработная...

Анализ денежной компенсации за несвоевременную выплату...

В ПАО «Флорист» сроки выплаты заработной платы работников установлены в трудовом договоре. Выплаты осуществляются два раза в месяц: 20 числа текущего месяца (аванс) и 5 числа следующего месяца (заработная плата).

Похожие статьи

О вопросах обеспечения реализации трудовых отношений...

– приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных...

Критерии разграничения невыплаты заработной платы, пенсий...

Ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. Наследование заработной платы, не полученной ко дню смерти иностранного работника. Проблемы разграничения убийств со смежными видами преступлений.

Развитие законодательного регулирования оплаты труда...

- заработная плата (оплата труда работника), включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях...

Особенности материального стимулирования в системе учета...

климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки

фонда начисления выплат (из фонда заработных плат, из прибыльного фонда)

Применение стимулирующих форм оплаты труда в медицине

Стимулирующая часть заработной платы имеет принципиальное отличие от постоянной части зарплаты. Стимулирующие выплаты не гарантированы всем работникам, так как на получение стимулирующих выплат имеют право только те работники...

Реформирование системы финансового обеспечения...

Во исполнение перечня поручений президента России от 30 сентября 2010 года № К4196 был разработан и принят Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ.

В системе денежного довольствия существенное место заняли выплаты стимулирующего характера.

Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий...

Порядок, место и сроки выплаты заработной платы регламентированы ст. 136 ТК РФ, согласно которой заработная плата

Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии». Порядок и условия выплаты пособий определяется специальным законодательством.

К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на...

заработная плата, Российская Федерация, темп роста, тип работников, показатель, таблица, государственная социальная политика, среднемесячная начисленная заработная плата, заработная плата работников, заработная...

Анализ денежной компенсации за несвоевременную выплату...

В ПАО «Флорист» сроки выплаты заработной платы работников установлены в трудовом договоре. Выплаты осуществляются два раза в месяц: 20 числа текущего месяца (аванс) и 5 числа следующего месяца (заработная плата).

Задать вопрос