Основания и размер ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 17.09.2013

Статья просмотрена: 5094 раза

Библиографическое описание:

Лукашенко, Е. С. Основания и размер ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции / Е. С. Лукашенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 428-431. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7811/ (дата обращения: 28.03.2024).

Данная статья посвящена проблеме оснований и размера ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции. Проанализированы характерные особенности возмещения убытков грузополучателям, либо грузоотправителям в гражданском процессе на основании судебной практики Российской Федерации. Выявлена и обоснована необходимость детального изучения проблем ответственности экспедитора в литературе, а также их законодательного закрепления.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, упущенная выгода, вознаграждение экспедитору, объявленная стоимость груза, экспедитор

Keywords: the contract of the transport expedition, the missed benefit, remuneration to the forwarding agent, the declared cost of freight, the forwarding agent

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что транспортная экспедиция в настоящее время обеспечивает координацию процесса перемещения грузов на всех видах транспорта.  Четко отлаженная работа транспортной экспедиции является залогом успешного развития российской экономики. Достижение этой цели возможно при сбалансированном правовом регулировании общественных отношений, связанных с перевозкой груза, чего достаточно сложно достигнуть из-за не ясного решения многих теоретических и практических вопросов, касающихся правового регулирования транспортно-экспедиционных отношений.

Правовые отношения между экспедитором и клиентом-грузополучателем или грузоотправителем возникают исходя из договора транспортной экспедиции. Таким образом, все риски, затраты, потери и форс-мажорные обстоятельства стороны оговаривают именно в данном договоре. Правильно составленный договор транспортной экспедиции поможет распределить не только ответственность между экспедитором и его клиентами, но и защитить интересы обоих сторон. Но, из сложившейся практики работы транспортно-экспедиционных компаний следует следующее-последние предоставляют свой договор транспортной экспедиции клиентам с возможностью составления протокола разногласий, по которому очень редко удовлетворяются требования не согласной стороны. Вследствие чего грузополучатели и грузоотправители становятся заложниками условий договора транспортной экспедиции.

Обязанности экспедитора

Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. Экспедитор должен организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

 В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.[1, электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ ] Данные положения предусмотрены Гражданским кодексом РФ от 30 нояб.1994 №51-ФЗ.

Ответственность экспедитора

Вопросы ответственности экспедитора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Главой 3 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". В соответствии со статьей 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются по правилам главы 25 ГК РФ. ГК РФ устанавливает для всех видов транспорта единые пределы ответственности перевозчика за не сохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причинённый при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика. [1, электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/]

Основаниями привлечения экспедитора к ответственности являются нарушения обязательств, указанных и оговоренных договором транспортной экспедиции. Перевозчик несёт ответственность за весь период нахождения груза во владении, т.е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу за :

А. Порчу(повреждение) груза

Возмещению подлежит стоимость утраченного (поврежденного, испорченного) груза, а также, полностью или частично, плата за его перевозку, если она не входит в стоимость груза.

Б. Ответственность экспедитора за утрату (недостачу) груза

Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если указанный срок договором не установлен, груз считается утраченным, если не выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006] В отношении данного положения возникает много противоречий: какой именно срок считать разумным. Зачастую этот срок представлен грузополучателя или грузоотправителями и экспедитором по-разному.

Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006]

В. Ответственность экспедитора за просрочку доставки груза

 На основании ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.  Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, экспедитор, помимо возмещения убытков, уплачивает за каждые сутки (неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения.

На практике же транспортно-экспедиционные компании не оговаривают сроки доставки груза из пункта отправления до пункта назначения, более того-они оговаривают в устной форме примерные сроки, которые периодически могут меняться.

Размер ответственности экспедитора

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Он освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Разберём подробнее размер ответственности экспедитора:

1.      Упущенная выгода

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения полностью или в части экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза по вине экспедитора. [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006]  Таким образом, в отличие от возмещения реального ущерба упущенная выгода подлежит возмещению только в случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором обязанностей. Если экспедитор докажет, что его вина отсутствовала, упущенная выгода не взыскивается.

Суды зачастую отказывают в удовлетворении исков в части взыскания упущенной выгоды в следующих случаях:

 - если истцом не доказана реальная возможность получения выгоды при использовании им утраченного или поврежденного имущества при обычных условиях гражданского оборота;

 - если истцом не представлены документы, подтверждающие наличие упущенной выгоды в заявленном к взысканию размере, а также данные, свидетельствующие о принятых клиентом мерах по предотвращению и уменьшению упущенной выгоды;

 - если истцом не доказана причинная связь между понесенными убытками и действиями экспедитора.

В качестве доказательства упущенной выгоды клиенты пытаются приводить договоры, заключаемые с третьими лицами об использовании объектов, которыми ранее располагал истец, имеющие целью доказать возможность получения клиентом выгоды в случае, если бы он использовал утраченное или поврежденное экспедитором имущество. Данные договоры некоторыми судами не принимаются в качестве надлежащих доказательств упущенной выгоды, без указания причин подобной оценки.

2. Ранее уплаченное вознаграждение экспедитору

Также при определении размера ответственности экспедитора перед клиентом возникает еще одна проблема: в случае утраты, недостачи, повреждения, порчи груза экспедиторы зачастую отказываются возвращать клиенту уплаченное ранее вознаграждение. Такое поведение экспедиторов обуславливается диспозитивной нормой права о возможности включения данного условия о возврате вознаграждения в договор транспортной экспедиции. Естественно, что экспедиторы не указывают подобный пункт в договоре даже по просьбе клиента. [2, с. 43-50.]

Пункт 3 статьи 7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусматривает следующее: в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.[4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006] Данное положение подтверждает и судебная практика. Суды отказывают в удовлетворении требования о взыскании уплаченного вознаграждения, если эта обязанность не была предусмотрена договором. Данная норма законодательства представляется несправедливой, поскольку уплаченное вознаграждение, также является убытком клиента вместе с ущербом в размере реальной стоимости груза и упущенной выгодой.

3. Объявленная стоимость груза

На основании п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности ответственность устанавливается в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006]

При невозможности восстановить повреждённый груз, возмещается его стоимость, которая определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии данных о стоимости груза в сопроводительных документах продавца, приложенных при перевозке груза, его цена определяется по правилам так называемого, обычного права, т.е. исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст.796 ГК РФ). [1, электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/] Если требование добровольно удовлетворено не было, действительная стоимость груза определяется на день принятия судебного решения.

В отношениях между транспортными компаниями с грузополучателями или грузоотправителями широко применяется практика объявления ценности груза, сдаваемого к перевозке. Следует учитывать, что при этом повышаются либо тарифы, либо коэффициенты на перевозку. Но, грузоотправители и грузополучатели, порой, соглашаясь на эти дополнительные расходы, полагают, что перевозчик проявит бдительность при перевозке этого груза, поскольку ему при утрате придётся заплатить грузовладельцу сумму объявленной ценности груза. Однако, находясь однажды в подобной ситуации, клиент понимая, что возможные убытки перевозчик ему уже не возместит, владелец груза начинает нередко завышать реальную стоимость своего груза. Отсюда вытекает следующее обстоятельство, экспедитор, пытаясь себя защитить от подобных ситуаций   вводит правило для клиентов о проставлении в транспортных документах объявленную стоимость не более какой-то конкретной суммы. В противном случае, экспедитор отказывает клиенту в оказании услуг по перевозке груза. Клиенту больше ничего не остается делать, кроме как соглашаться на установленные условия.

Но клиент по действующему законодательству должен предоставить груз к перевозке экспедитору с указанием всех особенностей груза, стоимости груза, документально подтверждённой, а также особенностей транспортировки с соответствующей маркировкой на упаковке груза. Отсутствие конкретной информации о грузе (либо виде груза), переданного для перевозки, свидетельствует о невозможности установить, какой груз передан экспедитору и какова его стоимость либо цена на аналогичный товар в соответствии с требованиями п. 6 ст. 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006] Описание груза иногда сводится к минимуму: оборудование, оргтехника и т.п. В подобных случаях суды отказывают в удовлетворении требований клиента о возмещении реального ущерба в размере действительной стоимости груза.

Свести к минимуму подобные риски, можно, если клиент правильно заполнит поручение экспедитору, с указанием подробных сведений о грузе (грузоместе), его стоимости, и со ссылкой на товарную накладную, по которой сформировано грузоместо. Таким образом, зачастую действия клиента приводят к уменьшению размера ответственности экспедитора перед клиентом за несохранность груза либо к невозможности привлечения экспедитора к ответственности. [5, 21-28]

Таким образом, клиентам довольно сложно взыскать с транспортных компаний упущенную выгоду, размер вознаграждения и реальную стоимость груза, т.к.  основания ответственности экспедитора в первую очередь должны быть оговорены в договоре транспортной экспедиции, чего на практике достигнуть не возможно. А также клиент должен сам придерживаться ряду формальных правил при оформлении документов об отправке и получении груза от экспедитора. Существующие нормы в российском законодательстве имеют достаточно много пробелов. В настоящее время требуется более подробное изучение проблем основания, условий наступления и размера ответственности экспедитора, предусмотренных договором транспортной экспедиции, а так же их законодательное закрепление.  

Список использованных источников и литературы

1.      Гражданский кодекс РФ от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ  [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

2.      Иванова А.И. Подводные камни договора транспортной экспедиции // Административное право. 2011.- № 1.- С. 43-50.

  1. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" от 8 сент. 2006 г. № 554[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=62667

4.      Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006

5.      Фролова Н.М. Обзор судебной практики "Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции"// «Арбитражное правосудие в России». -2007.-№3.-С. 21-28

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная экспедиция, упущенная выгода, Электронный ресурс, договор, экспедитор, клиент, перевозка груза, транспортно-экспедиционная деятельность, груз, реальный ущерб.


Ключевые слова

договор транспортной экспедиции, упущенная выгода, вознаграждение экспедитору, объявленная стоимость груза, экспедитор., экспедитор

Похожие статьи

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

транспортная экспедиция, ГК РФ, транспортно-экспедиционная деятельность, экспедитор, клиент, договор, исковая давность, интерес клиента, документ, услуга.

Особенности договора транспортной экспедиции | Статья...

Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя)...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

автомобильный транспорт, перевозка грузов, перевозчик, провозная плата, логистическая компания, ГК РФ, транспортная экспедиция, договор перевозки грузов, транспортно-экспедиционная деятельность...

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Электронный документооборот как путь совершенствования...

Ключевые слова: электронный документооборот, ЭДО, перевозка, нестандартный груз, совершенствование организации перевозки, транспортно-логистическая организация, экономическая эффективность.

Дебиторская задолженность на предприятиях, осуществляющих...

Под отсрочкой платежа следует понимать оплату за транспортно-экспедиционные услуги после оказания данные услуг.

Чаще всего, компании предлагают своим клиентам отсрочку платежа от 3х до 5ти банковских дней после выдачи груза.

Анализ деятельности ООО «Балтика-Транс» на современном этапе

Многие транспортные, экспедиторские и логистические компании терпели убытки, особенно те из них, деятельность которых была

Трубопроводным транспортом осуществляется транспортировка около половины объема грузов, точнее — перевозка наливных грузов, что...

Похожие статьи

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

транспортная экспедиция, ГК РФ, транспортно-экспедиционная деятельность, экспедитор, клиент, договор, исковая давность, интерес клиента, документ, услуга.

Особенности договора транспортной экспедиции | Статья...

Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя)...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

автомобильный транспорт, перевозка грузов, перевозчик, провозная плата, логистическая компания, ГК РФ, транспортная экспедиция, договор перевозки грузов, транспортно-экспедиционная деятельность...

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Электронный документооборот как путь совершенствования...

Ключевые слова: электронный документооборот, ЭДО, перевозка, нестандартный груз, совершенствование организации перевозки, транспортно-логистическая организация, экономическая эффективность.

Дебиторская задолженность на предприятиях, осуществляющих...

Под отсрочкой платежа следует понимать оплату за транспортно-экспедиционные услуги после оказания данные услуг.

Чаще всего, компании предлагают своим клиентам отсрочку платежа от 3х до 5ти банковских дней после выдачи груза.

Анализ деятельности ООО «Балтика-Транс» на современном этапе

Многие транспортные, экспедиторские и логистические компании терпели убытки, особенно те из них, деятельность которых была

Трубопроводным транспортом осуществляется транспортировка около половины объема грузов, точнее — перевозка наливных грузов, что...

Задать вопрос