Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 21.09.2013

Статья просмотрена: 4721 раз

Библиографическое описание:

Евдокименко, Е. Ю. Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках / Е. Ю. Евдокименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7765/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассматривается явление информационного шума как феномена культурного пространства эпохи постмодерна, анализируется трактовка данного понятия в различных социально-гуманитарных науках. В связи с тем, что на сегодняшний день теоретическая разработанность проблематики информационного шума практически отсутствует и обнаруживается проблема терминологической неопределенности данного феномена, автор выводит классификацию явления информационного шума для социально-гуманитарных наук и определяет его влияние на восприятие индивидом объективной реальности.

Ключевые слова:информационный шум, нерелевантная информация, постмодернизм, восприятие реальности, массовая коммуникация, информационное пространство.

Активизировавшиеся в 70-х — 80-х гг. XX века информационные процессы стали оказывать глобальное влияние на культуру. Неуклонное возрастание скорости передачи различного рода сообщений, все более полное использование обратных связей, увеличение объема передаваемой информации и ускорение ее внедрения в новый информационный поток ознаменовали новый этап в развитии общества, который связан с изменением роли информации и информационных ресурсов в нем. Стало возможным говорить о становлении информационной культуры общества нового типа — постмодернистского.

Постмодернистское общество характеризуется резким возрастанием значения массовой коммуникации и знаковых систем. Увеличиваются потоки информации и потребности связи между людьми. Средства массовой коммуникации и глобальные компьютерные сети делают доступными ценности прошлого и обмен знаниями. Культура начинает рассматриваться как многослойная система текстов, которые тесно взаимодействуют друг с другом и являются самодостаточными культурными ценностями. Картина окружающей человека реальности превращается в беспрерывную циркуляцию знаков о том, что произошло в мире. Ввиду перехода к пассивному получению информации, эти знаки все чаще общество получает из средств массовой информации и средств массовой коммуникации.

Информационная культура эпохи постмодерна определила такие свойства циркулирующей в обществе информации, как фрагментарность, вариативность, гипертекстуальность. Возможность свободного участия в формировании информационных потоков любого члена общества стала еще одной характерной чертой настоящей информационной культуры. При этом никуда не исчезла присущая естественному языку любого общества универсалия, заключающаяся в том, что: «все естественные языки обладают свойством избыточности в передаче информации» [7, с.386]

Последствием влияния всех перечисленных факторов на информационное пространство привело к тому, что в информационном потоке стало фиксироваться высокое содержание нерелевантных сообщений, связанных с изобилием различных знаков. Избыток разнородной информации, особенности формы ее подачи и формирующееся общество потребления привели к возникновению явления «информационного шума».

Впервые его существование в коммуникации было обнаружено американским исследователем К. Э. Шенноном в рамках разработанной им теории [работа «Математическая теория коммуникаций», 1949 год]. Модель, представленная ученым, объясняет процесс коммуникативного акта. В ней он представлен как линейный процесс, в котором коммуникатор определяет, какое сообщение он будет отправлять, передатчик преобразует данные в сигналы, которые идут по коммуникационным каналам, через которые сообщение достигает получателя. Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передач, приемник и конечная цель. Наряду с этими элементами К. Э. Шеннон вводит и такую составляющую данного процесса, как «шум», указывая на то, что весь процесс транспортировки сообщения от коммуникатора к реципиенту проходит на фоне этих помех, затрудняющих передачу информации. В дальнейшем помехи Шеннона в коммуникации стали связывать с понятиями энтропия и негэнтропия. Таким образом, явление шума было разбито на две составляющие: энтропию — внешние факторы, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия реципиентом и негэнтропию — те случаи, когда искаженное сообщение все-таки доходит до реципиента, благодаря возможности последнего к распознаванию информации, однако смысл данных значительно изменяется и представляет ложные или же неполные сведения.

Одновременно явление информационного шума ученые начинают рассматривать и в рамках других социально-гуманитарных наук, таких, например, как как филология, культурология, социология, философия. Однако глубокой теоретической разработанности проблема информационного шума к сегодняшнему дню так и не получила. Доказательством этого является, в частности, отсутствие терминологической определенности явления информационного шума. В различных социально-гуманитарных науках данное явление имеет вариативное определение. В культурологии «помехи» К. Э. Шеннона — это «условно-индифферентная для индивида информация» [3, с.24]. Случайной низкокачественной информацией [6, с. 44] информационный шум считается в социологии. Современные ученые-коммуникативисты определяют данное явление, как «процесс циркулирования большого числа информации разнообразного типа» [4] или «избыточность информации в коммуникативной среде, которая вызывает функциональное расстройство ее систем” [7, с.387]. Из-за небольшой изученности проблематики информационного шума в социально-гуманитарных науках его общего определения так и не выведено. Несмотря на то, что все существующие ныне определения отражают одну суть явления, о которой еще в своем исследовании писал К. Э. Шеннон, что является причиной возникновения этого феномена и каковы критерии, по которым следует определять наличие данного явления в информационной среде, разные авторы рассматривают по-своему. Среди всех существующих толкований явления информационного шума есть такие, в которых акцент делается на качественные показатели информации, ее количественные характеристики, на значение транслируемых данных для человека, на ситуацию, возникающую в коммуникационной среде в связи с присутствием в ней исследуемых «помех». В связи со сложившимися обстоятельствами, на наш взгляд, чтобы дать общее определение явлению информационного шума в социально-гуманитарных науках, необходимо синтезировать совокупность суждений К. Э. Шеннона о данном явлении и их интерпретацию современными авторами, которые в своих исследованиях существенно дополнили изначальное определение, выявив новые факторы, влияющие на сущность информационного шума. Учитывая все эти особенности, можно дать общую характеристику информационного шума для социально-гуманитарных наук, определив его как внешние факторы, искажающие сообщение, нарушающие его целостность, уменьшающие его полезность и возможность восприятия реципиентом.

Существование явления информационного шума в частности определили следующие тенденции постмодернистской эпохи:

-       Постмодернистская игра. Информационные сообщения все чаще приобретают игровой характер. Акцент приходится не на содержание, а на форму

-       Фрагментация информации. В информационном поле постмодернистского пространства циркулируют разрозненные данные

-       Существование текста как совокупности ранее установленных знаний, обобщенных и собранных воедино

-       Гипертекстовость

-       Свободный доступ индивида к формированию информационных потоков

-       Наличие в информационном пространстве узкоспециализированных данных и текстов

-       Плюрализм

-       Эстетическая вторичность постмодернизма. Преобладание серийности, симуляции, цитации, пародирования

Традиционно выделяют два вида информационного шума: преднамеренный, непреднамеренный. Непреднамеренный информационный шум — это все помехи, которые влияют на восприятие картины мира аудиторией без вмешательства со стороны. Преднамеренный информационный шум занимает в современном информационном пространстве значительное место. Информационные войны, технологии черного PR — все это проявление преднамеренного информационного шума или дезинформации. Когда вокруг события преднамеренно создается ситуация, когда информации становится настолько много, что аудитория не может определить, что есть вымысел, а что есть ложь, можно говорить о присутствии преднамеренного информационного шума

Наравне с более общей классификацией явления информационного шума можно выделить и несколько классификаций более узкого характера. Так, В. П. Галкин и Ю. А. Попов предлагают классифицировать информационный шум в социально-гуманитарных науках по аналогии с акустическими шумами. Исследователи предлагают следующую его градацию: белый шум, высокочастотный шум, низкочастотный, сильный, слабый, импульсный. В представленной классификации авторы делают акцент на силу и частотность помех.

Упор на природу возникновения информационного шума в своей классификации делает А. Д. Урсул [9]. Он подразделяет шумовые элементы на возникающие в следствии информационной перегрузки реципиента нерелевантной информацией и на шумовые элементы, возникающие в результате чрезмерного накопления нужной, но повторяющейся информации.

К первому блоку информационных шумов по мнению исследователя относятся:

-        Пропаганда. Прежде всего, исследователь указывает на политическую пропаганду, а также на продукты комплементарной журналистики, в которых потребителю не сообщается ничего нового и не объективно отражается действительность

-        Материалы, носящие рекламный характер. Автор признает приемлемым присутствие такого рода материалов в информационном пространстве, однако указывает на тот факт, что «выделение части пространства под прямую рекламу и ссылки держателями информационных страниц — явление закономерное и обоснованное, покуда оно не переходит рамки этики и здравого смысла» [9, с.111–112]. В противном случае, материалы рекламного характера признаются информацией, затрудняющей восприятие реальности

-        Спам

Ко второй группе информационных шумов исследователь относит:

-        Повторяющиеся по своей сути сообщения. Так, например, сегодня имеет место заимствование информации печатных СМИ из электронных ресурсов, так называемый рерайт. В результате читатель получает однообразные сообщения по всем информационным каналам, приобретая, по сути, нужную, но идентичную по сути информацию

-        Информацию, предназначенную для определенного круга лиц — специализированную/узкоспециализированную, но находящуюся на виду у остальных людей. Автор основывается на том факте, что большая часть информации, с которой встречается индивид при поиске требующихся ему данных, ввиду своей нерелевантности, «отбрасывается», однако некоторое ее количество остается в сознании индивида в виде «информационных напластований» [9, с.115]. Чем массивнее эти напластования, тем больше восприятия новой, актуальной информации человеком затруднено

Явление информационного шума настолько многогранно, что нельзя выделять какую-либо из представленных классификаций. На наш взгляд, изучая информационный шум, следует принимать во внимание все представленные выше классификации, чтобы учесть все аспекты этого явления.

Мы видим, что явление информационного шума стало прямым следствием новых тенденций в подаче информационных сообщений средствами массовой информации и массовой коммуникации. Причиной сложившихся тенденций, в свою очередь, стала специфика новой информационной культуры эпохи постмодернизма.

В информационном пространстве постмодернистского общества все чаще появляются данные и сообщения, мешающие восприятию картины действительности и затрудняющие усвоение, поиск, запрашиваемых данных. В результате, нерелевантная информация затрудняет получение социально значимых для человека сообщений, усложняет его ориентацию в информационном пространстве. Это, в свою очередь, приводит к затруднению ориентации человека в окружающем его мире, нарушаются социальные связи, наносится вред его здоровью, повышается уровень манипуляции аудиторией, реципиенту становится труднее осмыслить картину реального мира. Наблюдается противоречие: с одной стороны, информационная культура должна способствовать пониманию человеком самого себя, своего места и роли в окружающем мире, истории, системе мировых связей; с другой — феномен информационного шума в информационной культуре эпохи постмодерна препятствует данному процессу. Поэтому дальнейшая разработка проблематики информационного шума на сегодняшний день кажется нам одним из актуальнейших направлений в социально-гуманитарных науках и, особенно, в культурологии. Данное утверждение основывается на том факте, что помехи в восприятии человеком информации могут нанести ощутимый ущерб не только самому индивиду, но и окружающей его культурной среде, ведь информация выступает основным политическим, социальным, экономическим и культурным ресурсом.

Литература:

1.         Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.:ВЛАДОС, 1994. 336с.

2.         Абрахам Ф. Теория Хаоса и Интернета в эпоху постмодерна//Компьютерра. 2012.№ 31 (795). С.10–13

3.         Галкин В. П., Попов Ю. А. Ноосфера: информационный шум и человеческие качества//Философия культуры в начале третьего тысячелетия: сб.тр. респ. науч-практич. конф. Чебоксары. 2001. С. 21–27

4.         Ейгер В. Г. Информационный аспект речевых актов: на пути к качественной теории информации. Харьков; Хамельн. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://homepages.tversu.ru/~ips/JubEiger.html (дата обращения 10.05.2013)

5.         Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга: сотворение человека печатной культуры / Маршал Мак-Люэн; пер. с англ. А.Юдин. Киев.: Ника Центр,2004. 432 с.

6.         Опенков М. Ю. Медиа-философия о «журналистике 2.0»// Журналистика Русского Севера: история, современность, перспективы: сб. тр. междунар. науч-практич. конф. Архангельск. 2008. С.37–49

7.         Полудина В. П. Информационный шум в интернете как проблема потребления коммуникации. [Электронный ресурс]: журнал социологии и социальной антропологии. URL:http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2011_5/Poludina_2011_5.pdf (дата обращения 21.04.2012). С.386–339

8.         Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества. [Электронный ресурс]: Аналитика культурологии. URL: http://analiculturolog.ru/component/k2/item/531-article_13.html (дата обращения 21.04.2013)

9.         Урсул А. Д. Информационный шум. §5// Социальная информатика. М.:Академический Проект,Фонд «Мир», 2009. 281 с.

10.     McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: Univ. of Toronto Press, 1962. 390 p

Основные термины (генерируются автоматически): информационный шум, информационное пространство, массовая коммуникация, явление, наука, нерелевантная информация, преднамеренный информационный шум, информационная культура, информационный поток, массовая информация.


Ключевые слова

информационный шум, нерелевантная информация, постмодернизм, восприятие реальности, массовая коммуникация, информационное пространство., информационное пространство

Похожие статьи

Гиперязык как способ художественной коммуникации...

Жанровая констелляция в массово-информационном потоке дискурса. К вопросу о разновидности доминанты в художественной прозе.

Место средств массовой информации в процессе межкультурной...

межкультурная коммуникация, массовая информация, культура, межкультурный диалог, стереотип, тип культуры, страна мира, единое культурное пространство, межкультурное общение, экономическое развитие.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе. В то время как увеличение числа информационных каналов, перегруженность информацией меняет и модели поведения потребителя ХХI века.

Средства массовой информации как компонент...

Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой самые разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. в потоке разнообразной информации...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях...

Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания.

Информационные технологии в развитии современного...

Информационные технологии в развитии современного информационного общества. Авторы: Сексенбаев Курманбек, Султанова Бахыт Каиркеновна, Кисина

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

Средства массовой информации в сопровождении современного...

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Многие российские информационные интернет-порталы используют преимущественно внутренние ссылки.

Фактически, телевидение уже можно назвать мультимедийным каналом массовой информации, но только Интернет благодаря своим техническим возможностям...

Похожие статьи

Гиперязык как способ художественной коммуникации...

Жанровая констелляция в массово-информационном потоке дискурса. К вопросу о разновидности доминанты в художественной прозе.

Место средств массовой информации в процессе межкультурной...

межкультурная коммуникация, массовая информация, культура, межкультурный диалог, стереотип, тип культуры, страна мира, единое культурное пространство, межкультурное общение, экономическое развитие.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе. В то время как увеличение числа информационных каналов, перегруженность информацией меняет и модели поведения потребителя ХХI века.

Средства массовой информации как компонент...

Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой самые разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. в потоке разнообразной информации...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях...

Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания.

Информационные технологии в развитии современного...

Информационные технологии в развитии современного информационного общества. Авторы: Сексенбаев Курманбек, Султанова Бахыт Каиркеновна, Кисина

Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства.

Средства массовой информации в сопровождении современного...

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Многие российские информационные интернет-порталы используют преимущественно внутренние ссылки.

Фактически, телевидение уже можно назвать мультимедийным каналом массовой информации, но только Интернет благодаря своим техническим возможностям...

Задать вопрос