Статья посвящена системе внутренней оценки качества образования в контексте современных вызовов российского образовательного пространства.
В статье представлен краткий обзор оценки качества образования, комплекс оценочных процедур обеспечивающих качество образовательных результатов.
Одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей развития, является вхождение Российской Федерации к 2030 году в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определены стратегические направления модернизации системы образования, среди которых «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности», создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально-ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей [1].
В настоящее время осуществляется обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, целями которого является повышение роли школы в воспитании молодежи, улучшение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение лучших традиций и фундаментальности отечественного образования. В 2022 году введены единые федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования [2], ведется актуализация федеральных основных общеобразовательных программ путем обновления и дополнительного включения в них федеральных рабочих программ обязательных учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Позитивные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в предоставлении образовательным организациям значительной автономии, новом содержании и технологиях общего образования; предоставлении учащимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, профилей, индивидуализацией образовательных маршрутов, формировании рынка образовательных услуг, возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных организаций.
Повысить эффективность управления качеством образования в образовательной организации можно разными способами. К ним относятся: создание школьной (внутренней) системы оценки качества образования (далее ВСОКО), осуществление мониторинга образовательной деятельности, аккредитация образовательных программ, организация внутришкольного контроля и др. Все эти способы взаимосвязаны, каждый из них играет важную роль в непрерывном улучшении качества образования [3].
Внутренняя система оценки качества образования представляет собой комплекс оценочных процедур, обеспечивающих единую концептуальную основу для анализа качества образовательных результатов, процесса обучения и условий его реализации.
Основная цель этой системы — получение надежной и объективной информации о качестве образования в образовательной организации. При создании внутренней системы оценки качества образования должны соблюдаться принципы объективности и достоверности информации, реалистичности требований, измеримости показателей, надежности используемых инструментов, а также прозрачности и открытости оценочных процедур.
Администрация и органы управления образовательной организацией, такие как педагогический и управляющий советы, играют важную роль в определении направлений развития внутренней системы оценки качества образования, а также в реализации принципов общественного участия в управлении им.
При разработке программ внутренней оценки качества образования организации определяют актуальные для них перечни критериев и показателей оценки, планируют оценочные процедуры и выбирают подходящий инструментарий с учетом возможностей использования доступных ресурсов.
Ключевым этапом внутренней оценки качества образования является комплексный анализ полученных данных, выявление направления и динамики изменения значений показателей, определение факторов, влияющих на эти изменения; сопоставление достигнутых результатов с результатами аналогичных оценочных мероприятий на международном, федеральном и региональном уровнях; формулирование выводов о текущем состоянии (уровне) качества образования; прогнозирование тенденций в развитии качества образования в образовательной организации; определение комплекса мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков; принятие обоснованных управленческих решений; представление отчетов для разнообразных пользователей [3].
Оценка качества образования — сложная, динамичная, развивающаяся система, включающая в качестве объектов анализа множество факторов — от учебных достижений обучающихся до удовлетворенности родителей (законных представителей) и состояния здоровья детей. Она выходит за рамки простого подсчета баллов на экзаменах и охватывает все аспекты образовательного процесса. Оценивание включает три ключевых компонента: результаты обучения, образовательная деятельность и условия образовательного процесса.
Оценка качества образовательной деятельности фокусируется на эффективности работы образовательной организации в целом. В нее входят: качество разработки учебных планов, качество реализации образовательных программ; эффективность использования современных образовательных технологий; качество методического обеспечения; качество преподавания; уровень подготовки педагогов; степень адаптации программ к индивидуальным потребностям учащихся.
Значимым показателем в оценке качества образования выступает использование современных технологий: доступность и качество информационных ресурсов, уровень цифровой грамотности педагогов и учащихся и др.
Оценка результатов обучения акцентирует внимание на том, чего достигли учащиеся на протяжении всего периода обучения, и включает в себя метапредметные, предметные и личностные результаты — от традиционных показателей успеваемости, отражающих уровень знаний и умений учащихся по конкретным предметам, до формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) базируется на мнении родителей (законных представителей) о качестве образования. Анкетирование и опросы родителей (законных представителей) позволяют выявить сильные и слабые стороны образовательной организации и внести необходимые изменения.
В этой связи актуализируются вопросы оценки работы классного руководителя: роль классного руководители в формировании школьного коллектива, поддержке учащихся, организации взаимодействия учителей, работе с родителями (законными представителями).
Важными в оценке качества образования являются показатели сохранения здоровья: здоровье учащихся — один из факторов успешности обучения. Оценка этого аспекта включает мониторинг заболеваемости, уровня физической активности, организации питания, создания благоприятных условий обучения. Также важен учет индивидуальных потребностей: образовательная организация должна обеспечивать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его особенности, способности, потребности. Для этого используются различные методы дифференциации обучения, инклюзивные практики, работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями и пр.
Инструменты, применяемые для проведения оценочных мероприятий в рамках внутренней системы оценки качества образования, должны обладать следующими характеристиками: экономическая эффективность, достоверность, устойчивость, универсальность и четкость интерпретации показателей. Перечень критериев, индикаторов и показателей устанавливается в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами. Оценочные мероприятия могут проводиться с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных групп) в рамках действующего законодательства.
Результаты, полученные в ходе внутренней оценки, могут служить основой для обсуждения на собраниях педагогического коллектива, формировании отчетов о самообследовании, размещаться на официальных веб-сайтах образовательных учреждений. Полученные данные становятся ценным ресурсом для принятия эффективных управленческих решений, предупреждения негативных тенденций и прогнозирования развития образовательной организации.
Литература:
- Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
- Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации.
- Внутренняя система оценки качества образования в образовательных организациях: поиск подходов к построению оптимальной модели: методические рекомендации / Н. Н. Арбузова, С. Н. Кожухова, А. С. Майорова, Е. П. Тронза. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. — 66 с., 13–31 — URL: https://beliro.ru/assets/ resourcefile/5520/metod-rek-vsoko.pd
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03–49 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».