Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Система внутренней оценки качества образования

Педагогика
05.05.2025
31
Поделиться
Библиографическое описание
Цветкова, С. М. Система внутренней оценки качества образования / С. М. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124890/.


Статья посвящена системе внутренней оценки качества образования в контексте современных вызовов российского образовательного пространства.

В статье представлен краткий обзор оценки качества образования, комплекс оценочных процедур обеспечивающих качество образовательных результатов.

Одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей развития, является вхождение Российской Федерации к 2030 году в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определены стратегические направления модернизации системы образования, среди которых «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности», создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально-ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей [1].

В настоящее время осуществляется обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, целями которого является повышение роли школы в воспитании молодежи, улучшение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение лучших традиций и фундаментальности отечественного образования. В 2022 году введены единые федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования [2], ведется актуализация федеральных основных общеобразовательных программ путем обновления и дополнительного включения в них федеральных рабочих программ обязательных учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Позитивные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в предоставлении образовательным организациям значительной автономии, новом содержании и технологиях общего образования; предоставлении учащимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, профилей, индивидуализацией образовательных маршрутов, формировании рынка образовательных услуг, возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных организаций.

Повысить эффективность управления качеством образования в образовательной организации можно разными способами. К ним относятся: создание школьной (внутренней) системы оценки качества образования (далее ВСОКО), осуществление мониторинга образовательной деятельности, аккредитация образовательных программ, организация внутришкольного контроля и др. Все эти способы взаимосвязаны, каждый из них играет важную роль в непрерывном улучшении качества образования [3].

Внутренняя система оценки качества образования представляет собой комплекс оценочных процедур, обеспечивающих единую концептуальную основу для анализа качества образовательных результатов, процесса обучения и условий его реализации.

Основная цель этой системы — получение надежной и объективной информации о качестве образования в образовательной организации. При создании внутренней системы оценки качества образования должны соблюдаться принципы объективности и достоверности информации, реалистичности требований, измеримости показателей, надежности используемых инструментов, а также прозрачности и открытости оценочных процедур.

Администрация и органы управления образовательной организацией, такие как педагогический и управляющий советы, играют важную роль в определении направлений развития внутренней системы оценки качества образования, а также в реализации принципов общественного участия в управлении им.

При разработке программ внутренней оценки качества образования организации определяют актуальные для них перечни критериев и показателей оценки, планируют оценочные процедуры и выбирают подходящий инструментарий с учетом возможностей использования доступных ресурсов.

Ключевым этапом внутренней оценки качества образования является комплексный анализ полученных данных, выявление направления и динамики изменения значений показателей, определение факторов, влияющих на эти изменения; сопоставление достигнутых результатов с результатами аналогичных оценочных мероприятий на международном, федеральном и региональном уровнях; формулирование выводов о текущем состоянии (уровне) качества образования; прогнозирование тенденций в развитии качества образования в образовательной организации; определение комплекса мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков; принятие обоснованных управленческих решений; представление отчетов для разнообразных пользователей [3].

Оценка качества образования — сложная, динамичная, развивающаяся система, включающая в качестве объектов анализа множество факторов — от учебных достижений обучающихся до удовлетворенности родителей (законных представителей) и состояния здоровья детей. Она выходит за рамки простого подсчета баллов на экзаменах и охватывает все аспекты образовательного процесса. Оценивание включает три ключевых компонента: результаты обучения, образовательная деятельность и условия образовательного процесса.

Оценка качества образовательной деятельности фокусируется на эффективности работы образовательной организации в целом. В нее входят: качество разработки учебных планов, качество реализации образовательных программ; эффективность использования современных образовательных технологий; качество методического обеспечения; качество преподавания; уровень подготовки педагогов; степень адаптации программ к индивидуальным потребностям учащихся.

Значимым показателем в оценке качества образования выступает использование современных технологий: доступность и качество информационных ресурсов, уровень цифровой грамотности педагогов и учащихся и др.

Оценка результатов обучения акцентирует внимание на том, чего достигли учащиеся на протяжении всего периода обучения, и включает в себя метапредметные, предметные и личностные результаты — от традиционных показателей успеваемости, отражающих уровень знаний и умений учащихся по конкретным предметам, до формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) базируется на мнении родителей (законных представителей) о качестве образования. Анкетирование и опросы родителей (законных представителей) позволяют выявить сильные и слабые стороны образовательной организации и внести необходимые изменения.

В этой связи актуализируются вопросы оценки работы классного руководителя: роль классного руководители в формировании школьного коллектива, поддержке учащихся, организации взаимодействия учителей, работе с родителями (законными представителями).

Важными в оценке качества образования являются показатели сохранения здоровья: здоровье учащихся — один из факторов успешности обучения. Оценка этого аспекта включает мониторинг заболеваемости, уровня физической активности, организации питания, создания благоприятных условий обучения. Также важен учет индивидуальных потребностей: образовательная организация должна обеспечивать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его особенности, способности, потребности. Для этого используются различные методы дифференциации обучения, инклюзивные практики, работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями и пр.

Инструменты, применяемые для проведения оценочных мероприятий в рамках внутренней системы оценки качества образования, должны обладать следующими характеристиками: экономическая эффективность, достоверность, устойчивость, универсальность и четкость интерпретации показателей. Перечень критериев, индикаторов и показателей устанавливается в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами. Оценочные мероприятия могут проводиться с привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных групп) в рамках действующего законодательства.

Результаты, полученные в ходе внутренней оценки, могут служить основой для обсуждения на собраниях педагогического коллектива, формировании отчетов о самообследовании, размещаться на официальных веб-сайтах образовательных учреждений. Полученные данные становятся ценным ресурсом для принятия эффективных управленческих решений, предупреждения негативных тенденций и прогнозирования развития образовательной организации.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
  2. Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации.
  3. Внутренняя система оценки качества образования в образовательных организациях: поиск подходов к построению оптимальной модели: методические рекомендации / Н. Н. Арбузова, С. Н. Кожухова, А. С. Майорова, Е. П. Тронза. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. — 66 с., 13–31 — URL: https://beliro.ru/assets/ resourcefile/5520/metod-rek-vsoko.pd
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03–49 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 445-447):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 445-447стр. 471

Молодой учёный