Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Результаты развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий

Педагогика
04.05.2025
12
Поделиться
Библиографическое описание
Комарова, Л. А. Результаты развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий / Л. А. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124844/.


В статье автор исследует внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольное образование, а также их влияние на развитие познавательных способностей детей. Рассматриваются различные виды ИКТ, такие как робототехника, 3D-моделирование, мультстудия и LEGO-конструирование, которые используются для создания образовательной среды, направленной на формирование инженерного мышления у дошкольников. На основе анализа практического опыта реализации этих технологий автор описывает методические подходы, результаты внедрения и выявленные проблемы.

Ключевые слова : информационно-коммуникационные технологии, дошкольное образование, 3D-моделирование, LEGO-конструирование, мультстудия, инженерное мышление, познавательные способности, инновационные методы.

Современное дошкольное образование переживает этап активной трансформации, в котором информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся важным инструментом повышения качества образования. Под ИКТ в контексте дошкольного образования понимаются технологии, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации в цифровом виде с помощью компьютеров, планшетов, интерактивных досок и других устройств. И. В. Дробышева даёт следующее определение: «ИКТ — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата»

Интеграция ИКТ в практику ДОУ позволяет не только расширить спектр используемых методических приёмов, но и создать условия для развития познавательных способностей детей: внимания, памяти, логического и образного мышления, речевой активности. Настоящая статья представляет собой анализ практического опыта внедрения ИКТ в дошкольную образовательную организацию и оценку их воздействия на развитие дошкольников.

Методика и условия реализации ИКТ в ДОУ

Исследование проводилось на базе МДОУ № 515 «Галактика» г. Екатеринбурга. Темой, объединяющей различные виды деятельности, стал проект «Профессия — инженер». Он послужил основой для разработки образовательной среды с активным включением ИКТ и проектной деятельности. В рамках создания такой среды был организован «ТехноКласс», включающий направления: робототехника, 3D-моделирование и мультстудия. Он стал частью платных дополнительных услуг и охватил детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).

В работе использовались:

— Интерактивная доска для групповой работы и демонстрации материала;

— Планшеты с интерактивными обучающими приложениями («Учи.ру. Дошколята», «Говорим правильно»);

— Образовательные мультфильмы по темам: профессии на заводе, Урал трудовой доблести;

— Цифровые дидактические игры на развитие логического мышления;

— LEGO WeDo 2.0 с элементами программирования;

— Программа 3D-моделирования «LigroGame»;

— Мультстудия (программа Stop Motion Studio, диктофон, микрофоны).

В основу методики легли принципы:

— системного подхода;

— преемственности между видами деятельности;

— личностно-ориентированной педагогики;

— интеграции цифровых и традиционных средств;

— стимулирования творческой и исследовательской активности.

Формы и содержание работы

1. Знакомство с профессиями через цифровой контент. Применялись интерактивные презентации, виртуальные экскурсии и видеоролики, созданные детьми и педагогами. Дети с интересом смотрели мультфильмы о профессии инженера, анализировали рабочие процессы. Проводилась поездка на завод по производству спецтехники.

2. Развитие речи через цифровые приложения. Дети записывали собственные рассказы, озвучивали персонажей в мультфильмах. Это стимулировало связную речь, обогащение словаря и эмоциональное выражение мыслей. Приложения позволяли корректировать звук, интонацию, переслушивать свои высказывания.

3. LEGO-конструирование с элементами программирования. На занятиях дети собирали модели завода, снабжённые подвижными и программируемыми элементами. Использовались простейшие алгоритмы: движение, звук, свет. Это давало представление о причинно-следственных связях и развивало логическое мышление.

4. 3D-моделирование. В процессе создания цифровых моделей пожарных машин, инженерных конструкций, дети осваивали базовые понятия объёма, симметрии, плоскости. Работа в программе «LigroGame» способствовала развитию пространственного воображения.

5. Создание анимационных проектов. В мультстудии дети разрабатывали сценарии, создавали персонажей и фоны, проводили съёмку и озвучивание. Это развивало умения работать в команде, коммуникативные навыки, художественное воображение.

6. Анализ и рефлексия. После завершения каждого проекта проводилось обсуждение: что получилось, что вызвало трудности, какие идеи хотелось бы реализовать в будущем.

Результаты наблюдений и диагностики

По результатам входной и итоговой диагностики были зафиксированы следующие изменения (на примере 25 детей подготовительной группы):

— число детей с высоким уровнем логического мышления увеличилось с 9 до 18;

— 80 % детей стали активнее участвовать в диалогах, свободно озвучивают свои идеи;

— 72 % демонстрируют навыки построения логических цепочек, классификации, выделения главного;

— 60 % освоили базовые элементы 3D-моделирования (расположение объектов, масштабирование);

— 22 из 25 детей проявили устойчивый интерес к продолжению работы в мультстудии и LEGO-конструировании.

Сравнение показателей развития до и после внедрения ИКТ

Рис. 1. Сравнение показателей развития до и после внедрения ИКТ

Выводы и перспективы

Интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при системном и обоснованном подходе позволяет значительно улучшить качество образования, способствует развитию познавательных способностей детей, их творческого потенциала и интереса к учебной деятельности. Использование ИКТ на практике помогает создавать более динамичную и увлекательную образовательную среду, способствующую активному вовлечению детей в процесс обучения.

Однако важно отметить, что успешная реализация ИКТ в ДОУ требует комплексного подхода, который учитывает не только технические аспекты внедрения, но и психологическую составляющую. Психологическая поддержка детей, педагогов и родителей играет ключевую роль в обеспечении эффективного использования технологий. При этом необходимо организовать непрерывную профессиональную подготовку педагогов, которые будут эффективно интегрировать новые технологии в процесс обучения.

Кроме того, важным элементом является работа с родителями, которые должны быть активно вовлечены в процесс обучения своих детей, поддерживать и поощрять их участие в цифровых проектах, конкурсах и других мероприятиях. Таким образом, для успешного внедрения ИКТ необходимо обеспечить поддержку со стороны всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Дробышева, И. В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ // Материалы Международной научно-практической конференции, 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2338682-pall.html (дата обращения 23.08.2021)
  2. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011 — (Библиотека программы «От рождения до школы»)
  3. Приказ Минпросвещения России от 27.11.2023 № 1029 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования». — Текст: электронный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии
дошкольное образование
3D-моделирование
LEGO-конструирование
мультстудия
инженерное мышление
познавательные способности
инновационные методы
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 427-429):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 427-429стр. 471

Молодой учёный