В статье автор исследует внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольное образование, а также их влияние на развитие познавательных способностей детей. Рассматриваются различные виды ИКТ, такие как робототехника, 3D-моделирование, мультстудия и LEGO-конструирование, которые используются для создания образовательной среды, направленной на формирование инженерного мышления у дошкольников. На основе анализа практического опыта реализации этих технологий автор описывает методические подходы, результаты внедрения и выявленные проблемы.
Ключевые слова : информационно-коммуникационные технологии, дошкольное образование, 3D-моделирование, LEGO-конструирование, мультстудия, инженерное мышление, познавательные способности, инновационные методы.
Современное дошкольное образование переживает этап активной трансформации, в котором информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся важным инструментом повышения качества образования. Под ИКТ в контексте дошкольного образования понимаются технологии, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации в цифровом виде с помощью компьютеров, планшетов, интерактивных досок и других устройств. И. В. Дробышева даёт следующее определение: «ИКТ — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата»
Интеграция ИКТ в практику ДОУ позволяет не только расширить спектр используемых методических приёмов, но и создать условия для развития познавательных способностей детей: внимания, памяти, логического и образного мышления, речевой активности. Настоящая статья представляет собой анализ практического опыта внедрения ИКТ в дошкольную образовательную организацию и оценку их воздействия на развитие дошкольников.
Методика и условия реализации ИКТ в ДОУ
Исследование проводилось на базе МДОУ № 515 «Галактика» г. Екатеринбурга. Темой, объединяющей различные виды деятельности, стал проект «Профессия — инженер». Он послужил основой для разработки образовательной среды с активным включением ИКТ и проектной деятельности. В рамках создания такой среды был организован «ТехноКласс», включающий направления: робототехника, 3D-моделирование и мультстудия. Он стал частью платных дополнительных услуг и охватил детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).
В работе использовались:
— Интерактивная доска для групповой работы и демонстрации материала;
— Планшеты с интерактивными обучающими приложениями («Учи.ру. Дошколята», «Говорим правильно»);
— Образовательные мультфильмы по темам: профессии на заводе, Урал трудовой доблести;
— Цифровые дидактические игры на развитие логического мышления;
— LEGO WeDo 2.0 с элементами программирования;
— Программа 3D-моделирования «LigroGame»;
— Мультстудия (программа Stop Motion Studio, диктофон, микрофоны).
В основу методики легли принципы:
— системного подхода;
— преемственности между видами деятельности;
— личностно-ориентированной педагогики;
— интеграции цифровых и традиционных средств;
— стимулирования творческой и исследовательской активности.
Формы и содержание работы
1. Знакомство с профессиями через цифровой контент. Применялись интерактивные презентации, виртуальные экскурсии и видеоролики, созданные детьми и педагогами. Дети с интересом смотрели мультфильмы о профессии инженера, анализировали рабочие процессы. Проводилась поездка на завод по производству спецтехники.
2. Развитие речи через цифровые приложения. Дети записывали собственные рассказы, озвучивали персонажей в мультфильмах. Это стимулировало связную речь, обогащение словаря и эмоциональное выражение мыслей. Приложения позволяли корректировать звук, интонацию, переслушивать свои высказывания.
3. LEGO-конструирование с элементами программирования. На занятиях дети собирали модели завода, снабжённые подвижными и программируемыми элементами. Использовались простейшие алгоритмы: движение, звук, свет. Это давало представление о причинно-следственных связях и развивало логическое мышление.
4. 3D-моделирование. В процессе создания цифровых моделей пожарных машин, инженерных конструкций, дети осваивали базовые понятия объёма, симметрии, плоскости. Работа в программе «LigroGame» способствовала развитию пространственного воображения.
5. Создание анимационных проектов. В мультстудии дети разрабатывали сценарии, создавали персонажей и фоны, проводили съёмку и озвучивание. Это развивало умения работать в команде, коммуникативные навыки, художественное воображение.
6. Анализ и рефлексия. После завершения каждого проекта проводилось обсуждение: что получилось, что вызвало трудности, какие идеи хотелось бы реализовать в будущем.
Результаты наблюдений и диагностики
По результатам входной и итоговой диагностики были зафиксированы следующие изменения (на примере 25 детей подготовительной группы):
— число детей с высоким уровнем логического мышления увеличилось с 9 до 18;
— 80 % детей стали активнее участвовать в диалогах, свободно озвучивают свои идеи;
— 72 % демонстрируют навыки построения логических цепочек, классификации, выделения главного;
— 60 % освоили базовые элементы 3D-моделирования (расположение объектов, масштабирование);
— 22 из 25 детей проявили устойчивый интерес к продолжению работы в мультстудии и LEGO-конструировании.
Рис. 1. Сравнение показателей развития до и после внедрения ИКТ
Выводы и перспективы
Интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) при системном и обоснованном подходе позволяет значительно улучшить качество образования, способствует развитию познавательных способностей детей, их творческого потенциала и интереса к учебной деятельности. Использование ИКТ на практике помогает создавать более динамичную и увлекательную образовательную среду, способствующую активному вовлечению детей в процесс обучения.
Однако важно отметить, что успешная реализация ИКТ в ДОУ требует комплексного подхода, который учитывает не только технические аспекты внедрения, но и психологическую составляющую. Психологическая поддержка детей, педагогов и родителей играет ключевую роль в обеспечении эффективного использования технологий. При этом необходимо организовать непрерывную профессиональную подготовку педагогов, которые будут эффективно интегрировать новые технологии в процесс обучения.
Кроме того, важным элементом является работа с родителями, которые должны быть активно вовлечены в процесс обучения своих детей, поддерживать и поощрять их участие в цифровых проектах, конкурсах и других мероприятиях. Таким образом, для успешного внедрения ИКТ необходимо обеспечить поддержку со стороны всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Дробышева, И. В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ // Материалы Международной научно-практической конференции, 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2338682-pall.html (дата обращения 23.08.2021)
- Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011 — (Библиотека программы «От рождения до школы»)
- Приказ Минпросвещения России от 27.11.2023 № 1029 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования». — Текст: электронный.