Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие профессиональных навыков студентов через лабораторно-практическое занятие по оценке посевных качеств семян

Педагогика
04.05.2025
14
Поделиться
Библиографическое описание
Алитанова, М. К. Развитие профессиональных навыков студентов через лабораторно-практическое занятие по оценке посевных качеств семян / М. К. Алитанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124819/.


В статье рассматриваются подходы к формированию профессиональных навыков у студентов через проведение лабораторно-практического занятия студентов 1 курса сельскохозяйственного колледжа, направленного на оценку посевных качеств семян сельскохозяйственных культур. Описана структура и методика реализации занятия, включающего определение всхожести и энергии прорастания семян. Акцент сделан на практико-ориентированном обучении, позволяющем студентам применять теоретические знания в условиях, приближённых к реальным производственным ситуациям. Отмечена значимость использования биологических и агротехнологических методов в обучении, а также влияние различных факторов на посевные качества семян как элемента практического эксперимента.

Ключевые слова: посевные качества семян, всхожесть, энергия прорастания, лабораторно-практическое занятие, практико-ориентированное обучение.

Современное аграрное образование требует активного внедрения практико-ориентированных форм обучения. Одной из таких форм является лабораторно-практическое занятие, в рамках которого студенты приобретают навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности [1]. Одним из ключевых направлений таких занятий является изучение посевных качеств семян — критически важного показателя, от которого зависит успешность посевной кампании, формирование всходов и общий уровень урожайности [2].

Разработанное лабораторно-практическое занятие на тему «Определение всхожести и энергии прорастания семян сельскохозяйственных культур» интегрировано в учебный процесс студентов 1 курса специальности «Агрономия» Костанайского сельскохозяйственного колледжа. Занятие построено на материалах магистерской диссертации и включает теоретическую и практическую части. Основу составляет методика оценки всхожести и энергии прорастания по стандарту ГОСТ 12038–84 [3].

Целью разработки лабораторно-практического занятия является формирование у студентов практических навыков оценки посевных качеств семян с применением действующих методик, а также развитие профессиональных компетенций в области агрономии.

Задачи:

  1. Ознакомить студентов с сущностью понятий «всхожесть» и «энергия прорастания» как основными показателями посевных качеств;
  2. Изучить требования к проведению лабораторного анализа семян;
  3. Научить студентов проводить учёт проросших семян на различные сроки;
  4. Интерпретировать полученные результаты и сделать выводы о хозяйственной пригодности семенного материала.

В ходе занятия студенты выполняют следующие задачи:

— подготовку семян (Рис. 1);

— проращивание в чашках Петри;

— учёт проросших семян на 3-й и 7-й дни;

— расчет показателей и заполнение таблиц;

— визуальную диагностику повреждений, плесени и невсхожести;

— обсуждение влияния защитно-стимулирующих препаратов на посевные качества.

Такой подход позволяет обучающимся не только закрепить теоретические знания, но и сформировать умения, необходимые для самостоятельного анализа качества посевного материала на практике.

Проведение лабораторно-практического занятия: студент размещает семена пшеницы в чашку Петри под руководством преподавателя

Рис. 1. Проведение лабораторно-практического занятия: студент размещает семена пшеницы в чашку Петри под руководством преподавателя

Внедрение лабораторно-практического занятия по теме «Определение всхожести и энергии прорастания семян сельскохозяйственных культур» в учебный процесс студентов 1 курса специальности 08110100 — «Агрономия» в КГКП «Костанайский сельскохозяйственный колледж» показало положительные результаты по нескольким направлениям.

У студентов сформировались устойчивые навыки лабораторной работы, включая отбор семян, подготовку посевного материала, соблюдение условий проращивания (влажность, температура, освещённость), проведение контроля на 3-й и 7-й дни. По итогам занятия обучающиеся уверенно применяли формулы расчёта энергии прорастания и всхожести, а также демонстрировали умение заполнять учётные таблицы и анализировать полученные данные.

Также произошло развитие профессиональных компетенций. В процессе практики студенты осознали производственное значение посевных качеств: как низкая энергия прорастания и всхожесть могут повлиять на получение полноценного урожая. За счёт включения в занятие обработанных и необработанных семян, студенты научились сравнительной оценке различных технологических приёмов, в том числе влияния стимулирующих составов. Например, по результатам опыта студенты заметили, что семена, обработанные препаратами, показали в среднем на 12–18 % более высокие показатели энергии прорастания и всхожести по сравнению с контрольными вариантами. Это позволило сделать выводы о практической ценности предпосевной обработки.

Дополнительным результатом занятия стало формирование у студентов умений интерпретировать биологические отклонения, такие как признаки невсхожести, поражение плесневыми грибами, механические повреждения семян. На основе визуальной диагностики обучающиеся классифицировали семена по степени поражения и предложили возможные меры по улучшению качества исходного материала.

Педагогически значимым аспектом стало то, что студенты проявили высокую вовлечённость и инициативность, охотно участвовали в обсуждении результатов, предлагали гипотезы и способы улучшения условий проращивания. Это говорит о формировании научного стиля мышления и готовности к самостоятельному анализу и принятию решений в профессиональной среде. Таким образом, проведённое лабораторно-практическое занятие подтвердило свою эффективность как средство формирования профессиональных и аналитических навыков у студентов аграрного профиля. Оно не только укрепило практическую направленность подготовки, но и стало основой для дальнейших проектных и исследовательских работ в области агрономии.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва, 1995. — 412 с.
  2. Доронкин Ю. В. Продуктивность и качество зерна яровой пшеницы при обработке посевов физиологически активными соединениями / Ю. В. Доронкин, Е. А. Шашурина Материалы научно-практической конференции Том 1. Рязанский государственный агротехнологический университет им. П. А. Костычева 2009.
  3. ГОСТ 12038–84. Семена сельскохозяйственных культур. Методы определения всхожести.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
посевные качества семян
всхожесть
энергия прорастания
лабораторно-практическое занятие
практико-ориентированное обучение
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 400-402):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 400-402стр. 471

Молодой учёный