Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Изучение взаимосвязи личностных качеств и уровня жизнестойкости у подростков

Научный руководитель
Психология
03.05.2025
14
Поделиться
Библиографическое описание
Михайлова, Н. В. Изучение взаимосвязи личностных качеств и уровня жизнестойкости у подростков / Н. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124810/.


Статья посвящена изучению взаимосвязи личностных качеств и уровня жизнестойкости подростков. В условиях современного мира, насыщенного стрессами и вызовами, особенно важно понимать, какие личностные характеристики способствуют формированию жизнестойкости у подростков. Исследование включает анализ таких личностных качеств, как самооценка, стрессоустойчивость, уровень мотивации и социальная активность, которые могут влиять на способность подростков адаптироваться к жизненным трудностям.

Ключевые слова: личностные качества, жизнестойкость, подростки.

В последние годы интерес к теме жизнестойкости и её взаимосвязи с личностными характеристиками значительно возрос, что объясняется как внешними социальными вызовами, так и внутренней потребностью подростков в стабильности и личностной устойчивости.

Термин «жизнестойкость» впервые активно использовал С. Мадди, который также разработал собственную модель жизнестойкости. По мнению Мадди, жизнестойкость — неотъемлемая жизненная черта, определяющая уровень индивидуальной ответственности за преодоление жизненных трудностей [3]. Жизнестойкость определяется способностью человека распознавать стрессовые ситуации и мобилизовать ресурсы для их преодоления.

С. В. Книжникова рассматривает жизнестойкость как интегральную личностную характеристику, в основе которой лежат смысловая регуляция, достаточная уверенность в себе, социальная компетентность, коммуникативные и волевые способности [2].

При рассмотрении психологических характеристик, формирующих жизнестойкость, можно выделить две позиции. Согласно С. Мадди, жизнестойкость состоит из следующих компонентов [1]:

— вовлеченность в деятельность;

— контроль за достижением жизненных целей;

— готовность принимать риск, что позволяет использовать опыт и подталкивает к обоснованному риску.

В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о сущности и структуре личностных качеств, а также о механизмах их формирования. Это приводит к противоречию между провозглашаемыми принципами личностно-ориентированного образования и невозможностью их реализации в рамках традиционных педагогических концепций.

По мнению И. Ф. Харламова, личностные качества — это устойчивые установки, определяющие поведение человека в любой ситуации. Однако это определение описывает лишь социальный аспект, не раскрывая психологической сущности качества [4].

Уровень жизнестойкости подростков определяется их личностными характеристиками, такими как оптимизм, целеустремленность, уверенность в себе и позитивное восприятие окружающей действительности. Считается, что подростки с более выраженными личностными качествами показывают более высокий уровень жизнестойкости и легче преодолевают трудности.

Эмпирическое изучение связи между личностными характеристиками и уровнем жизнестойкости у подростков было проведено на базе 7 класса Общеобразовательной Школы «Университетская» Елабужского института КФУ. В исследовании участвовали 28 обучающихся, включая мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 13 лет.

В ходе исследования использовались следующие диагностические методики: тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) и методика «Большая пятерка» личностных качеств (А. Г. Грецов).

В результате исследования по методике тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) были получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.

Результаты теста жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева)

Рис. 1. Результаты теста жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева)

Полученные результаты показывают, что общий уровень жизнестойкости подростков находится на среднем уровне, однако некоторые его компоненты, такие как вовлеченность и принятие риска, демонстрируют тенденцию к умеренному снижению. Это может быть обусловлено возрастными особенностями, включая эмоциональную нестабильность, свойственную подросткам 12–13 лет, а также недостатком жизненного опыта и навыков, необходимых для эффективного преодоления новых или стрессовых ситуаций.

В результате исследования по методике «Большая пятерка» личностных качеств (А. Г. Грецов) были получены следующие результаты, представленные на рисунке 2.

Результаты исследования по методике «Большая пятерка личностных качеств» (А. Г. Грецов)

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Большая пятерка личностных качеств» (А. Г. Грецов)

Результаты исследования показывают, что подростки в целом проявляют средний либо даже выше среднего уровень выраженности основных личностных качеств. Особенно ярко у участников наблюдаются доброжелательность и открытость к новым впечатлениям, что указывает на их социальную направленность и желание изучать новое. Уровень экстраверсии и нейротизма остается в пределах нормы, что свидетельствует о сбалансированности между социальной активностью и эмоциональной устойчивостью. Сознательность характеризуется средними показателями, это также указывает на наличие возможностей для дальнейшего развития, таких как улучшение организованности и ответственности.

Для подтверждения гипотезы о взаимосвязи жизнестойкости и личностных качеств у подростков был использован t-критерий Стьюдента. Сравнительный анализ полученных данных подтвердил выдвинутую гипотезу.

Согласно общим результатам двух методик, прослеживается связь между личностными качествами подростков и их уровнем жизнестойкости. Высокая степень вовлеченности и контроля ассоциируется с доброжелательностью и сознательностью, что способствует более успешной адаптации к сложным ситуациям. Снижение готовности принимать риски может быть связано с умеренным уровнем экстраверсии, в то время как высокая открытость компенсирует это стремлением к саморазвитию. Эмоциональная стабильность также оказывает положительное воздействие на жизнестойкость.

Литература:

  1. Ананьев, О. Г. Развитие эмоциональной сферы подростков как важного фактора формирования их личности субъектами воспитания / О. Г. Ананьев, Ж. Н. Ананьева. — М.: Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты», 2021. — № 24. — С. 57–63.
  2. Блос, П. Психоанализ подросткового возраста / Блос П. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. — 272 c.
  3. Бондаренко, Е. В. Семейная психология: монография / Е. В. Бондаренко. — М.: Академия, 2016. — 192 с.
  4. Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований: материалы методологического семинара, г. Москва, 18 декабря 2020 г. / Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», Институт педагогики и психологии, Кафедра психологии образования; ответственный редактор Е. Ю. Бекасова. — М.: МПГУ, 2021. — 287 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
личностные качества
жизнестойкость
подростки
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 59-61):
Часть 1 (стр. 1-73)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 59-61стр. 73

Молодой учёный