Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Научный руководитель
Педагогика
03.05.2025
54
Поделиться
Библиографическое описание
Бушуева, Т. С. Особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т. С. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 412-413. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124779/.


Статья посвящена теоретическому обоснованию и изучению особенностей формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализируются характерные трудности в формировании фонематических процессов, возникающие у данной категории детей. Обсуждаются причины этих трудностей. Представлены основные направления коррекционной работы по формированию фонематических процессов.

Ключевые слова : фонематические процессы, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления, задержка психического развития, дети старшего дошкольного возраста, коррекционная работа.

Фонематическое восприятие, способность различать и анализировать звуки речи, является основой для успешного овладения чтением и письмом. У детей старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития (ЗПР) формирование этих процессов зачастую происходит c отклонениями, что создает серьёзные трудности при обучении в школе. B данной статье мы рассмотрим особенности развития фонематической стороны речи у этой группы детей и обозначим пути коррекционной работы.

Фонематическое восприятие — это тонкий механизм слухового анализа, позволяющий различать и анализировать звуки речи (фонемы). Оно является фундаментом для развития речи и овладения грамотой. У детей 6–7 лет c задержкой психического развития (ЗПР) формирование фонематических процессов часто затруднено, что может привести к трудностям в обучении чтению и письму, a также к нарушениям устной речи. В данной статье мы рассмотрим специфику этих затруднений и пути их преодоления [3].

Проанализировав литературу, мы выяснили, что формирование фонематических процессов y детей старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития имеют свою специфику.

Дети старшего дошкольного возраста c задержкой психического развития демонстрируют ряд характерных особенностей в формировании фонематических процессов, рассмотрим некоторые из них:

Недостаточная сформированность фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста проявляются в том, что дети путают близкие по звучанию фонемы (звонкие/глухие — б/п, д/т; свистящие/шипящие — с/ш, з/ж; твёрдые/мягкие — л/ль, р/рь), как следствие это приводит к нечёткой речи, заменам и искажениям звуков. Дети могут не улавливать различия между словами, отличающимися одним звуком (например , мак-бак , коса-коза ).

Сниженный уровень фонематического восприятия проявляются в том, что им сложно сосредоточиться на звуковых стимулах, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Дети часто отвлекаются на посторонние шумы, путают последовательность звуков в словах.

Трудности фонематического анализа и синтеза. Анализ — это умение разложить слово на составляющие его звуки, а синтез — соединить звуки в слово. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) оба этих процесса затруднены. Дети не могут определить количество звуков в слове, их последовательность, сложить слово из отдельных звуков. Трудности в фонематическом анализе проявляются в том, что дети не могут разложить слово на составляющие его звуки, также с трудом определяют первый, последний звук в слове, путают последовательность звуков, не могут определить их количество. Слабость фонематического синтеза проявляется в том, что у детей не получается соединить отдельные звуки в слово для них также проблематично. Даже если ребёнок правильно называет каждый звук по отдельности, ему сложно синтезировать их в целое слово.

Как отмечала в своих работах Ю. A. Чебыкина ограниченный объём фонематических представлений у детей с задержкой психического развитии проявляется в трудностях в подборе слов на заданный звук, придумывании рифм, определении слов по заданному звуковому ряду. Это связано с бедностью их словарного запаса и недостатком опыта работы со звуковой структурой слова [1].

Вследствие несформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается бедный фонематический запас. Они с трудом придумывают слова на заданный звук, подбирают необходимые слова, начинающиеся или заканчивающиеся на определённую фонему [3].

Причины несформированности фонематических процессов у детей 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР) связаны с незрелостью центральной нервной системы, особенно тех её отделов, которые отвечают за обработку слуховой информации, a также замедленным темпом психического развития, недостаточностью речевого опыта. Несмотря на основные причины несформированности фонематических процессов, немаловажную роль играет недостаточный речевой опыт, ограниченное общение и недостаток стимуляции речевого развития [2].

Мы проанализировали различные методические рекомендации по содержанию коррекционной работы, стоит отметить, что коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) должна быть комплексной и систематической. Коррекционная работа по формированию фонематических процессов должна включать в себя следующие направления:

Первое направление — развитие слухового внимания. Коррекционная работа должна включать в себя игры на различение неречевых звуков, упражнения на воспроизведение ритмических и интонационных рисунков.

Второе направление — формирование фонематического слуха. Коррекционная работа должна включать в себя дифференциацию оппозиционных фонем с использованием наглядного материала (картинки, символы звуков) и дидактические игры, («Поймай звук», «Звуковые дорожки»).

Третье направление — развитие фонематического анализа и синтеза. Коррекционная работа должна включать в себя задания с разрезными картинками, звуковыми схемами, составление слов из букв разрезной азбуки.

Четвёртое направление — обогащение фонематического запаса. Коррекционная работа должна включать в себя игры со словами, строчками из слов, стихотворениями, рифмами («Придумай слово», «Цепочка слов»).

Пятое направление коррекционной работы это — совершенствование произносительной стороны речи (артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков).

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что своевременная и адекватная коррекционная работа позволяет существенно улучшить фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, подготовить их к успешному обучению грамоте и предотвратить возникновение вторичных речевых нарушений. Важно помнить, что успех коррекции зависит от совместных усилий логопеда, родителей и самого ребёнка.

Литература:

  1. Бадулина О. И. Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР/ О. И. Бадулина, Ю. С. Дернова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. — Москва: Спутник. — 2015. — С. 226–231. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24200635_42914712.pdf
  2. Грядунова О. В., Ершова Е. Ю. Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с задержкой психического развития / О. В. Грядунова. // Научно-методический центр «Zresurs». — 2016. — С. 1–6. URL: http://www.zhg-zresurs.ru/docs/socio/taso/events/couch_
  3. Чебыкина Ю. А. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Дефектология Проф — 2021. — С. 230–232. URL: https://vk.com/doc1780087_480942947?hash=qKaZ5Hk4f17jyA677fyp4ZpTY2UQN1WJMRGoWC0Zfpw
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
фонематические процессы
фонематический слух
фонематическое восприятие
фонематический анализ и синтез
фонематические представления
задержка психического развития
дети старшего дошкольного возраста
коррекционная работа
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 412-413):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 412-413стр. 471

Молодой учёный