В статье рассматривается понятие патриотизма и героизма. Рассматриваются личности, выступившие в качестве героев. Особое внимание уделяется героям, проявившим себя в годы Великой Отечественной войны, а также современным героям, совершающим подвиги в мирное время. Статья подчеркивает роль образа героя в формировании национальной идентичности и его влиянии на ценностные ориентации российского общества.
Ключевые слова: образ, патриотизм, героизм, мужество, герои, история, информация, время.
Патриотизм — это когда ты в любую минуту будешь готов пожертвовать своей жизнью ради любви к своему народу, к своей Родине, к своему Отечеству. Еще патриотизм — это любовь к своему языку, обычаям, традициям и культуре. С чувством патриотизма не рождаются. Это чувство воспитывается с самого нашего детства в семье, в детском саду, в школе. [1]
Патриотические ценности подростков определяются как выработанные общественным сознанием положительно значимые представления о Родине, воплощенные в жизнедеятельности подростков и выражающие их эмоциональное отношение к Отчизне, культуре родной земли.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения, внимание к которому помогает определить сущность возникновения любви к Родине, насчитывая многовековую историю [2, с. 19].
Быть патриотом — естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире [3, с. 21].
Героизм — это феномен, пронизывающий всю историю человечества. В разных культурах и эпохах представление о герое менялось, но неизменным оставалось его значение как образца для подражания, воплощения идеалов, мотивирующего людей на великие дела. В российской истории образ героя всегда играл особую роль, формируя национальную идентичность и влияя на ценностные ориентиры общества.
Герои — это люди, совершившие выдающиеся поступки и проявившие исключительные качества в условиях критических ситуаций. Они служат источником вдохновения для будущих поколений, формируют патриотизм и соборное сознание нации. В нашем обществе герои занимают особое место, которое требует глубокого изучения, поскольку их истории порой оказывают значительное влияние на культурное наследие.
В древнерусской культуре образ героя тесно связан с понятием богатыря. Богатыри — это героические защитники земли русской, воплощающие в себе силу, мужество и верность. На этом строится понимание феномена патриотизма Н. М. Карамзина. Он, зная теории немецких романтиков, сознательно использует термин «патриотизм».
Рассмотрим яркий пример проявления патриотизма Виктора Ивановича Черевичкина.
Черевичкин Виктор Иванович (1925–1941 гг.) — ростовский пионер, который во время немецкой оккупации пытался наладить связь с партизанами с помощью почтовых голубей. Родился в Ростове-на-Дону. Учился в ремесленном училище № 2.
Когда война только началась, из семьи Вити первого на фронт забрали его отца Ивана Алексеевича, а потом забрали его старшего брата Сашу. Во время оккупации, Витя не выполнил приказ оккупантов, требовавших от всех владельцев убить птиц. Фашисты боялись, что ростовчане будут передавать советским войскам через них информацию.
Витя по нескольку раз в день пробирался к своим голубям. Он их кормил и выпускал полетать. Он узнал, где находится штаб неприятеля. Мальчик решил, что должен предупредить советских летчиков, где он находится. Витя выпустил голубей, но советские лётчики не увидели птиц. Через несколько дней мальчик решил попытаться еще раз выпустить голубей. Он выпустил порученного летать с запиской голубя с указанием важной информации. 28 ноября 1941 года оккупанты застали Витю за тем, как он выпускал голубей для передачи информации за линию фронта. Оккупанты обнаружили голубятник во дворе Вити. Они схватили его и вывели в парк имени Фрунзе. Там его били ногами, а затем и вовсе застрелили.
20 век, особенно период Великой Отечественной войны, становится эпохой массового героизма. Образ героя преображается, становясь воплощением мужества, стойкости и самопожертвования во имя Родины [4, с. 218].
Так же одним ярким примером патриотизма является подвиг Алексея Маресьева.
4 апреля 1942 года Маресьев совершал очередной вылет, во время которого попал в воздушную атаку фашистов. Его самолет получил серьезные повреждения, а сам Маресьев был тяжело ранен в ноги. Советский офицер был вынужден совершить посадку на вражеской территории. В течении 18 дней он ползком добирался к своим, питаясь лишь ягодами, шишками и корой деревьев. На этом пути ему помогли местные жители района, которые подобрали еле живого летчика. Через 10 дней Алексею Петровичу оказали специализированную помощь, но раны были серьезно запущены, что привело к ампутации голеней. Началось восстановление, во время которого летчик научился использовать протез, который был очень тяжелым и неудобным при ходьбе. Это позволило пройти ему контрольные тесты и восстановиться в ряды действующей армии. Он вернулся в строй, чтобы продолжать защищать Отечество.
В 1943 году он получил высшую награду. Он стал Героем Советского Союза. За время войны офицер сделал 86 вылетов и уничтожил 11 самолетов неприятеля.
Алексей Маресьев, летчик, продолжавший воевать с протезом — идеал мужества и беспредельной верности своей стране.
В последнее время образ героя расширяется за счет побед в разных сферах жизни: космонавтика, наука, спорт. Юрий Гагарин, первый космонавт Земли — символ научно-технического прорыва и мечты о будущем [5, с. 93].
21 век приносит новые вызовы и новые образы героев. В современном мире героями становятся не только военные лидеры или ученые, но и люди простых профессий, проявляющие мужество и самоотверженность в разных ситуациях. Врачи, борющиеся с пандемией, спасатели, отважно вступающие в зону бедствия, волонтеры, помогающие нуждающимся — все они являются образцами героизма современности [6, с. 7].
Сохранение памяти о героях — это одна из важнейших задач современного общества. Это позволяет не только уважать тех, кто пришел до нас, но и исследовать уроки их героизма. Память о таких личностях сохраняется благодаря многочисленным обелискам, музеям, книгам и документальным фильмам, которые рассказывают о подвигах людей, изменивших ход истории [7].
Важным аспектом является и воспитание молодежи. Ведь актуальность героических историй не уходит с течением времени, и работа по их популяризации должна вести вперед. Например, в школьной программе можно больше внимания уделять изучению биографий выдающихся личностей, что позволит молодежи не только лучше понять традицию, но и в дальнейшем использовать их примеры в своей жизни.
Герои нашей страны — это не просто отдельные личности, а символы национальной идентичности. Их поступки и ценности формируют образ общества, передаются из поколения в поколение. Изучение истории героизма — это не только важная часть образовательного процесса, но и необходимый инструмент формирования патриотизма и гражданского сознания.
В заключение необходимо отметить, герои нашей страны — это не только воины, защитившие нас в борьбе с врагом, но и гражданские деятели, чьи усилия вносят вклад в развитие общества. Их героизм и мужество оставили заметный след в истории, сформировав наше представление о патриотизме, уважении и чести. Изучение и сохранение памяти о таких личностях во все времена должно быть актуальным, ведь они служат не только нашими духовными символами, но и примерами для подражания.
Литература:
- ОМВД России по Пролетарскому району: официальный сайт. — URL: https://пролетарский.61.мвд.рф (дата обращения 15.10.2024).
- Толопченко О. В., Федорченко А. И. История Великой Отечественной войны как фактор патриотического воспитания молодёжи / О. В. Толопченко, А. И. Федорченко // Студенческий. 2021. № 42–2(170). С. 17–21
- Шаронов А. А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / А. А. Шаронов. — М., 2019. — 24 с.
- Душкин А. М. Патриотизм: сущность, формы бытия, варианты трансформации: дисс. … канд. фил. наук / А. М. Душкин. — М., 2023. — 166 с.
- Дзюбан В. В. Великая Отечественная война (1941–1945) и современность: подвиги героев нашей Родины// Архонт. 2020. № 2 (17). С. 4–8.
- Бачевский В. И. Героизм и мужество воинов в ходе великой отечественной войны — источник патриотического воспитания // Военная мысль. 2021. № 6. С. 101–106.
- Региональный информационный холдинг «ДОН-МЕДИА»: официальный сайт. — URL: https://don24.ru (дата обращения: 19.10.2024).