Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема определения пределов прокурорского надзора

Юриспруденция
01.05.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Лотфуллина, Л. И. Проблема определения пределов прокурорского надзора / Л. И. Лотфуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124767/.


Прокурорский надзор в России играет ключевую роль в охране законности и прав граждан. Важно осознавать границы данного надзора, которые служат для защиты прав и свобод граждан, а также для предотвращения злоупотреблений со стороны прокуроров и обеспечения независимости судебной власти. Поддержание такого баланса является необходимым условием функционирования правового государства и эффективного правоприменения.

Проблематика определения пределов прокурорского надзора носит сложный и многоаспектный характер.

Одной из главных задач прокурорского надзора является определение пределов его осуществления. Уяснение пределов прокурорского надзора бывает затруднительным, так как Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [1] не содержит четких указаний о том, в каком объеме прокуроры могут использовать свои полномочия. Это иногда приводит к неоправданному сужению или расширению сферы прокурорского надзора.

Прокурорский надзор охватывает большое количество функций, однако существуют определенные рамки, за пределами которых прокуроры не имеют права вторгаться в деятельность других органов и организаций.

Так, границы прокурорского надзора в России определяются большим объемом нормативно-правовых документов, такими как Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другими федеральными законами. Однако отсутствие четкого законодательного закрепления данного положения носит затруднительный характер в уяснении определении пределов прокурорского надзора.

При определении пределов прокурорского надзора за исполнением законов... совершенно обоснованным является мнение А. Х. Казариной [2, c. 271] относительно того, что отличие прокурорского надзора заключено в собственном предмете ведения и в запрете в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» подменять контролирующие органы. Не могут приниматься во внимание такие высказываемые соображения, как отсутствие в районе территориального органа контроля, например Банка России, антимонопольного органа и пр. Прокурор не может действовать вместо контролирующего органа, перелагая на себя обязанности специально созданных контролирующих служб, освобождая их от ответственности перед государством и обществом. Прокурор не должен становиться дублером контролирующего органа, недаром прокуратуру по праву определяют как «системообразующее ядро государственного контроля», «маховое колесо всего управления» [3, c. 32]. Как охранитель закона прокурор может вмешаться только в случае нарушения закона. Генеральным прокурором РФ в приказах и указаниях постоянно повторяется запрет на подмену иных государственных органов и должностных лиц, на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, организаций [4, с. 31].

Нормативная упорядоченность всего комплекса взаимоотношений прокуратуры и контролирующих органов всех видов создает важный элемент системы обеспечения законности. Характер соотношения и постоянного взаимодействия прокурорского надзора и любого, особенно вневедомственного, контроля состоит в их взаимных правах и обязанностях, которые должны четко корреспондировать между собой [5, c. 13].

Основным принципом выполнения надзорных функций является категорическое исключение замещения задач других контрольных органов. Суть надзорной деятельности в данной сфере препятствует реализации всестороннего контроля и проведения других аудиторских мероприятий. Это условие определяет цель деятельности прокуроров, направленную на исследование реальных обстоятельств совершения правонарушений и сбор необходимой информации о факторах, их вызывающих. В то же время работа сотрудников надзорного ведомства включает анализ определённых социальных процессов, наличие конкретного предмета изучения и соблюдение требований, установленных действующим законодательством.

Действующими нормами Закона о прокуратуре установлен следующий перечень пределов прокурорского надзора за исполнением законодательства:

— при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре); основанием проведения проверочных мероприятий в части исполнения законодательства является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре);

— органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре) [6, c. 250].

Также следует отметить, что статья 40.4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», содержит присягу прокурора, которая включает в себя клятву о том, что прокурор должен «добиваться высокой эффективности прокурорского надзора».

Согласно статье 51 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре, проводит федеральное статистическое наблюдение на основе первичных статистических данных, предоставляемых государственными органами. То есть эффективность прокурорского надзора является важным аспектом функционирования правовой системы, обеспечивая защиту прав и свобод граждан, поддержание законности, правопорядка и доверия общества к государственной власти. От качества прокурорского надзора также зависит общее состояние правовой системы и уровень правовой культуры в стране.

Правомочия прокурора в сфере надзора за соблюдением законодательства позволяют ему вмешиваться во все области общественной деятельности для обеспечения соблюдения правовых норм, включая проведение проверок исполнения законов и других нормативных актов. Однако осуществление этих полномочий должно основываться на фактических данных, свидетельствующих о наличии правонарушения.

Стоит отметить, что полномочия прокурора не включают в себя осуществление мероприятий, направленных на непосредственное устранение правонарушений. В задачи надзорного органа входит выявление правонарушений, анализ причин и условий, способствующих их совершению, а также принуждение нарушителя к устранению последствий своего деяния.

Таким образом, пределы прокурорского надзора — это совокупность правовых и функциональных ограничений, определяющих рамки и границы полномочий прокурора в осуществлении надзора за соблюдением и исполнением законодательства. Прокурорский надзор, являясь важным инструментом контроля за законностью, имеет пределы, необходимые для защиты прав граждан и предотвращения злоупотреблений. Для решения проблематики определения пределов прокурорского надзора необходимо совершенствование законодательного регулирования и чёткая постановка задач на всех уровнях.

Литература:

  1. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 [в ред. от 30.09.2024] // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 8. — Ст. 366.
  2. Казарина А. Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: Дис. д.ю.н. М., 2009. — 213 c.
  3. Ключевский В. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. Кн. 3. М.: Мысль, 1995. — 560 c.
  4. Клочков В. В. Деятельность прокуратуры: типология, классификация // Прокуратура. Законность. Государственный контроль. М., 1995. — 160 c.
  5. Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода) // Уголовное право. 1999. № 2. С. 13–15.
  6. Алимханов, А. А. Пределы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и его ограничители / А. А. Алимханов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 250–252. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71463/ (дата обращения: 04.02.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 305-307):
Часть 4 (стр. 237-313)
Расположение в файле:
стр. 237стр. 305-307стр. 313

Молодой учёный