Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Незаконное оказание косметологических услуг: некоторые вопросы уголовно-правового содержания

Научный руководитель
Юриспруденция
05.05.2025
24
Поделиться
Библиографическое описание
Атабекянц, А. А. Незаконное оказание косметологических услуг: некоторые вопросы уголовно-правового содержания / А. А. Атабекянц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124762/.


Статья посвящена вопросам квалификации незаконного оказания косметологических услуг. Автором исследуются критерии разграничения медицинской и немедицинской косметологии, анализируются научные взгляды и судебная практика. В работе обосновывается необходимость внесения изменений в ст. 235 УК РФ, направленных на конкретизацию признаков преступления и обеспечение правовой определенности. Делается акцент на правовом значении лицензирования и квалификации специалистов.

Ключевые слова: медицинское образование, косметология, услуга, уголовная ответственность, процедуры, ятрогенные преступления, лицензирование.

The article is devoted to the issues of qualification of illegal provision of cosmetology services. The author examines the criteria for distinguishing between medical and non-medical cosmetology, analyzes scientific views and judicial practice. The work substantiates the need to amend Article 235 of the Criminal Code of the Russian Federation, aimed at specifying the elements of the crime and ensuring legal certainty. Emphasis is placed on the legal significance of licensing and qualification of specialists.

Keywords: medical education, cosmetology, service, criminal liability, procedures, iatrogenic crimes, licensing .

В связи с ростом популярности «эстетических» процедур на фоне стремления граждан к улучшению внешности обусловлено расширение сферы косметологических услуг. Согласно открытым аналитическим данным, в 2023 году россияне потратили более 269 млрд. руб. на косметологические услуги, что стало самым высоким показателем за последние пять лет. По данным аналитиков агентства «Busines Stat», оборот рынка косметологии в 2023 году увеличился на 8,6 % по сравнению с 2022 годом [1]. Рассматриваемая статистика детерминирует увеличение количества ошибок и правонарушений в косметологической области, что в свою очередь, ставит под угрозу, в том числе здоровье и безопасность граждан. Кроме того, с увеличением спроса на услуги косметологов возросло и количество случаев ятрогенных преступлений, которые могут возникать в результате некомпетентных действий специалистов. В частности, отсутствие у косметологов высшего медицинского образования является одной из основных причин причинения вреда охраняемым правоотношений.

В рассматриваемой области наблюдается ситуация, когда много специалистов, предлагающих косметологические услуги, действуют без надлежащей лицензии. В таком случае их деятельность попадает под признаки незаконного осуществления медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (ст. 235 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)). С точки зрения экономического аспекта, последствия подобного преступления включают в себя не только затраты на лечение и реабилитацию, но и судебные издержки, а также ущерб репутации косметологических организаций. Это подчеркивает важность разработки и внедрения эффективных механизмов контроля и регулирования в рассматриваемой сфере.

Одной из правовой проблемы в анализируемой сфере является отсутствие в действующем законодательстве чёткого разграничения между процедурами, относящимися к медицинской деятельности и теми, что могут оказываться без лицензии. Как справедливо указывают А. Ю. Сичкаренко [7, с.55] и М. М. Малахова [4, с.7], правовое регулирование частной медицинской деятельности нуждается в уточнении, а квалифицирующие признаки незаконной медицинской практики — в законодательной конкретизации. Это особенно важно в условиях, когда граница между эстетической и медицинской услугой становится менее очевидной.

К требованиям к подготовке специалистов в сфере косметологии можно отнести несколько основных моментов. В первую очередь, необходимо иметь высокую квалификацию, которая подразумевает наличие высшего образования. Услуги в области косметологии предоставляют специалисты с высшим медицинским образованием по направлениям «Лечебное дело» или «Педиатрия», а также имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности в области дерматовенерологии и косметологии. Эти требования являются обязательными для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки косметологов и их допуска к практической деятельности.

Анализ правоприменительной практики показывает, что общественные опасные деяния в сфере косметологии квалифицируются по ст. 109, 118, 235 и 238 УК РФ. В данном случае отметим, что выбор нормы права зависит от объективных и субъективных признаков общественно опасного посягательства.

В настоящее время в научном сообществе существует широкий интерес к преступлениям, совершенным в сфере эстетической медицины. Учитывая рост популярности подобных услуг, исследователи все больше уделяют внимание на проблемы уголовно-правовой характеристики преступлений и проблемам их квалификации. В частности, к таковым можно отнести работы Д. А. Гусамова [2], Е. В. Исаханова [3], А. В. Машкова [5] и многих других.

Рассматривая труды названных ученых, отметим, что Д. А. Гусамова предлагает дифференцировать уголовную ответственность по ст. 235 УК РФ в зависимости от тяжести наступивших последствий. Такое разграничение, с её точки зрения, обеспечит принцип справедливости, позволяя учитывать степень общественной опасности. Также нужно выделить в качестве квалифицированного признака ст. 235 УК РФ причинение смерти по неосторожности двум и более лицам [2, с.131]. Данные предложения направлены на более детальную квалификацию и разграничение преступлений в зависимости от степени причинённого вреда. На наш взгляд, подобная дифференциация сделает нормы более «гибкими» в процессе их использования. Внесение изменений в ст. 235 УК РФ в предложенной форме также поспособствует улучшению правоприменительной практики.

Е. В. Исаханова и А. В. Машкова в своих работах отмечают, что отсутствие четкого разграничения между косметологической и медицинской деятельностью затрудняет квалификацию преступлений. В свою очередь, Е. В. Исаханова предлагает внести изменения в ст. 235 УК РФ путем четкого закрепления дефиниции косметологические услуги. Под данным термином предается понимать такие услуги, которые направленны на изменение внешности и требующие вмешательства в физиологические процессы организма, попадающие под регулирование медицинской деятельности [3, с.153]. Подобное также включает установление обязательных требований к квалификации специалистов, оказывающих рассматриваемые услуги, и внедрение обязательного лицензирования косметологической деятельности. Считаем, что данный подход является логичным, поскольку это поспособствует установить единые требования к специалистам, что послужит серьезным шагом для ужесточения и регулирования данной сферы деятельности.

А. В. Машкова предлагает внести изменения в законодательство, направленные на дифференциацию ответственности за ненадлежащее оказание косметологических услуг. Предлагается криминализировать формальный состав оказания косметологических услуг без лицензии, вне зависимости от последствий [5, с.331]. Думается, что любые изменения в УК РФ должны четко определять границы уголовной ответственности и не приводить к излишней криминализации действий, которые не несут серьезной угрозы для здоровья граждан.

В современном российском законодательстве вопрос разграничения между медицинской и немедицинской деятельностью является актуальным и связан с необходимостью определения правового статуса различных видов практики, осуществляемых частными лицами. М. М. Малахова справедливо отмечает, что такое разграничение осуществляется по наличию лицензии, профессиональной подготовки и государственного контроля. Если деятельность рассматривается как форма частной медицинской практики, то она должна регистрироваться и лицензироваться в соответствии с требованиями законодательства. Официальная медицина требует лицензии и сертификации, а народная медицина и целительство — нет, и они считаются немедицинской деятельностью, которая, при отсутствии лицензии, является незаконной [4, с.16]. Мы придерживаемся мнения, что четкое определение и разграничение позволяют эффективно устанавливать ответственность за нарушение законодательства, обеспечивать контроль качества услуг и защиту прав граждан.

На наш взгляд, анализ судебной практики свидетельствует о нарастающем характере правонарушений, связанных с оказанием косметологических услуг. Например, приговоромБежецкого городского суда Тверской области от 29.01.2019 Г. была осуждена по ч. 1 ст. 235 УК РФ за осуществление медицинской деятельности без соответствующей лицензии, что привело к серьёзным последствиям для здоровья потерпевшей [6]. Этот случай является ярким примером важности соблюдения медицинских стандартов и требований лицензирования. Отсутствие должной квалификации и лицензии у лица, оказывающего медицинские услуги, может привести к серьезным последствиям для здоровья и безопасности пациентов.

Исходя из вышесказанного, думается, что требуется внести ряд изменений в ст. 235 УК РФ, а именно:

— необходимо сделать четкие разграничения между медицинскими и косметологическими услугами. Для более чёткого применения ст. 235 УК РФ требуется расширение и уточнение понятия, что поможет в дальнейшем избежать юридических коллизий при квалификации преступлений;

— представляется необходимым дополнить ст. 235 УК РФ квалифицированными признаками, а также предусмотреть отдельную норму, охватывающую случаи нарушений в сфере эстетической медицины.

Помимо этого, на наш взгляд, требуется усилить контроль за частной медицинской практикой. В частности, необходимо пересмотреть механизмы лицензирования частной медицинской деятельности, с особым вниманием к тем направлениям, где формально немедицинские процедуры (например, инъекционная косметология) фактически сопряжены с медицинским вмешательством.

Литература:

  1. В 2023 году россияне потратили рекордные 269 млрд рублей на косметологию. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/510749-v-2023-godu-rossiane-potratili-rekordnye-269-mlrd-rublej-na-kosmetologiu (дата обращения: 22.04.2025).
  2. Гусамова Д. А. Совершенствование норм об уголовной ответственности за незаконную медицинскую деятельность // ВЭПС. 2018. № 4.
  3. Исаханова Е. В. Понятие ятрогенных преступлений, совершаемых в сфере предоставления косметологических услуг // Новеллы права, образования, экономики и управления 2023: материалы IX Международной научно-практической конференции (Гатчина, 24 ноября 2023 года). Гатчина, 2024.
  4. Малахова М. М. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью: автореферат дис.... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.
  5. Машкова А. В. Уголовно-правовой аспект оказания косметологических услуг // Вестник Воронежского государственного университета. 2022. № 3(50).
  6. Приговор Бежецкого городского суда Тверской области от 29.01.2019 по делу № 1–23/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/JUpBfmnpihLQ/?ysclid=m9efw61661864001250.
  7. Сичкаренко А. Ю. Уголовно-правовое противодействие незаконному занятию частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью: монография. М., 2012.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
медицинское образование
косметология
услуга
уголовная ответственность
процедуры
ятрогенные преступления
лицензирование
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 248-250):
Часть 4 (стр. 237-313)
Расположение в файле:
стр. 237стр. 248-250стр. 313

Молодой учёный