В современных условиях детей дошкольного возраста все сложнее становится замотивировать, привлечь к активному процессу познания. Многие дети отдают предпочтение гаджетам, а не обычным играм с игрушками и взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Чтобы эффективно вовлекать детей в предложенную педагогом деятельность, необходимо использовать разные средства. Одним из самых действенных средств является, конечно, игра — ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Для вовлечения ребенка в образовательный процесс педагогу достаточно создать игровую ситуацию, воображаемые условия. Так, например, в деятельности с детьми 5–6 лет я часто предлагаю своим воспитанникам игру «Календарь необычных праздников». Основная цель этой игры — формирование у детей позитивного настроя и готовности к познанию нового. Первым «завлекающим» моментом для ребят является слово «праздник»: уже само по себе оно мотивирует ребенка, обещает что-то интересное и интригует.
Как же проходит эта игра? Конечно же, все начинается с темы праздника. Это может быть не только известный календарный праздник («Новый год», «День Матери», «День Защитника Отечества» и т. д.), какое-то важное событие («День государственного флага», «День Победы»), но и праздник самого обычного предмета, о котором тоже можно узнать много нового. Тему для календаря может предлагать не только педагог, но и дети.
Где же взять инструменты для празднования? Поверьте, ребята и их родители обязательно откликнутся на вашу просьбу принести что-то из дома. Например, в «День длинных, пестрых шарфов», это будут самые разные шарфы: купленные и связанные своими руками, с рисунками и без них. А воспитатель расскажет о том, откуда же появились шарфы, какими они были раньше, для чего использовались и еще много всего интересного. В процессе знакомства с этим привычным предметом гардероба, ребята самостоятельно могут придумать игры. Например: «Какой шарф самый длинный (короткий, узкий, широкий и т. д.)?», «Сколько детей можно обмотать одним шарфом?», «Сколько надо шарфов, чтобы обмотать десятерых ребят?» и т. д.
В «День наперегонки с ветром» можно провести для детей мастер-класс по изготовлению бумажных самолетиков или воздушного змея. С каким огромным удовольствием ребята запустят свои изделия в воздух, которые будет подгонять ветер.
В «Международный день художника» можно устроить выставку картин на асфальте. Но сначала дети с удовольствием послушают информацию об известных художниках, и рассмотрят репродукции известных картин.
Во «Всемирный день архитектуры» у ребят появится возможность еще раз проявить свои конструкторские и инженерные навыки по возведению зданий, мостов, дорог, городов.
«Всемирный день мытья рук» расскажет детям о том, когда и как необходимо мыть руки. Используя исследовательские навыки, дети с помощью опытов и экспериментов увидят, как микробы попадают в организм.
В «День разноцветных зонтов» дети активно проведут время во время прогулки, а пока они будут одеваться, воспитатель расскажет, для чего нужен зонт, как он появился. Игры малой подвижности «Угадай, кто спрятался», «Найди свой цвет», «Угадай фигуру» и многое другое можно придумать вместе с детьми для игр с разноцветными зонтиками.
Все эти праздники уже есть в нашем календаре, но мы не забываем о самом главном: ребенок сам может придумать какой-то праздник.
Наблюдая за детьми, я часто видела, как они приносят свои игрушки в детский сад. «В группе нет игрушек?» — скажите вы. Нет! Так дети проявляют свою детскую инициативу: продемонстрировать, похвастаться, поделится — «У тебя нет, поиграй моей». Таким образом, я подвела ребят к тому, что можно устроить «День любимой игрушки». Ребята с удовольствием принесли целые коллекции супергероев, монстриков, котиков и много другого. Показывали и рассказывали, как можно с ними играть, из чего сделаны и так далее. Поддерживая инициативу ребенка, педагог в течение дня организовывает деятельность с тем, что принес ребенок. Это может быть все, что угодно. Однажды, один из мальчиков принёс коллекцию радиоуправляемых машин, и этот день превратился в праздник «Мы автолюбители». Дети строили гаражи для машин и устроили настоящие гонки!
Ребята предложили много разнообразных тем для таких праздников: «День раскрашивания лица», «День наоборот», «День чистых зубов» (принести щетку и пасту, и чистить зубы после каждого приема пищи), «День воздушных шаров» и это можно продолжать бесконечно!
Очень интересные и познавательные были дни «Народной куклы», «Родного языка», «Костюмы разных народов». На таких праздниках дети обогащаются знаниями об исторических событиях своей страны, города, достопримечательностях, традициях, знакомятся с народами своей страны, а также с народами и традициями других стран мира. Воспитывается бережное и чуткое отношение к близким людям, к природе, любовь к Родине, уважительное отношение к разным национальностям и обычаям.
Процесс подготовки и проведения праздника зависит, конечно, от темы и в соответствии с ней создается развивающая предметно-пространственная среда в группе. Благодаря таким необычным праздникам, у детей расширяются представления о сезонных изменениях в природе, обобщаются представления о временах года, ребята проявляют исследовательский и познавательный интерес, пополняют знания о профессиях людей, о семье. Это могут быть такие праздники как: «День синички», «День подснежников», «Азбука профессий» или «День пёстрых зонтов».
Пример праздника «День воды».
— Беседы на темы: «Вода» (какая она бывает, откуда берется, куда испаряется, утекает?), «Моря и океаны мира», «Что такое круговорот воды в природе?», «Почему нашу планету называют голубой?»
— Чтение художественной литературы: стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода», чтение сказки «Путешествие капельки».
— Пополнение развивающей предметно-пространственной среды: внесение в книжный уголок произведений о воде, энциклопедий, карты мира, глобуса, изготовление атрибутов для создания круговорота воды в природе.
— Продуктивная деятельность: пластилинография «Аквариум», аппликация «Круговорот воды в природе», интеллект карта «Для чего нужна вода в природе?»
По итогу проведения праздника «День воды» можно сделать вывод о формировании у детей познавательного, исследовательского интереса, о расширении представлений о свойствах воды; о воспитании заботливого отношения к природе, бережному отношению к воде, её разумному расходованию; об укреплении дружеских отношений, взаимоуважения между детьми и педагогом.
Таким образом, педагог может использовать каждый будний день как праздник, который дети будут ждать с нетерпением и тогда процесс познания будет незаметным для ребят, но очень интересным и запоминающимся!
Литература:
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5–7 лет. URL: https://djvu.online/file/YfGDN6QbbQ7SN
- Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работ с детьми 2–7 лет. URL: https://elenaorehoncova.ucoz.ru/Zacepina_M-Bibliotekaprog-Kulturno_Dosugovaya_Deya.pdf
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2023. — 208 с.: табл. (Правовая библиотека образования).
- Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2024. — (Правовая библиотека образования).