Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу об объектах прокурорского надзора за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Научный руководитель
Юриспруденция
02.05.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Козырев, О. С. К вопросу об объектах прокурорского надзора за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства / О. С. Козырев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124745/.


В статье рассматривается вопрос об определении круга объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства сфере жилищно-коммунального хозяйства. Автор приводит статистику количества правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, указывающую на важность осведомленности прокурора о системе поднадзорных объектов. Делается вывод о том, что информированность прокурора об объектах прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ является основой своевременного и эффективного предупреждения, выявления и устранения нарушений законов.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, прокурорский надзор, прокуратура.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) имеет особо важное значение для любого государства, поскольку предоставление коммунальных услуг необходимо не только для частного сектора, но и для стабильной работы государственного механизма, а именно деятельности государственных и муниципальных органов и предприятий. Следует отметить, что Президентом Российской Федерации неоднократно отмечалась роль ЖКХ, как фактора развития экономики нашей страны, в том числе в ходе состоявшегося 21.06.2022 заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященного Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года [8]. Таким образом, имеется широкий интерес в качественном и бесперебойном предоставлении услуг в области ЖКХ.

Одной из гарантий соблюдения критериев качества предоставления коммунальных услуг является точное и неукоснительное исполнение жилищно-коммунального законодательства. Немаловажным будет отметить, что в случае возникновения каких-либо правонарушений в этой области, они наверняка затронут права и законные интересы обычных граждан — получателей коммунальных услуг. Для того, чтобы обеспечить высокий уровень подчинения закону субъектов коммунальной сферы необходимо наладить слаженную работу контрольно-надзорных органов. В свою очередь, прокуратура РФ как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [1], фактически является высшим надзорным органом, в том числе в сфере ЖКХ.

Правовая база деятельности прокуратуры РФ включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также приказы и указания Генеральной прокуратуры (далее — Генпрокуратура) России.

Приказ Генпрокуратуры России от 03.03.2017 N 140 (ред. от 26.05.2023) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» [3] имеет первоочередное значение при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства в области предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Являясь отраслевым приказом, он регламентирует особенности проведения прокурорского надзора именно в сфере ЖКХ. В соответствии с данным приказом прокурорский надзор за исполнением законодательства сфере ЖКХ является приоритетным направлением органов прокуратуры РФ. Подтвердить это может статистика, опубликованная на сайте Генеральной Прокуратуры РФ. Так, например, в 2022 году в сфере ЖКХ было выявлено 390 178 правонарушений, в то время как в сфере оплаты труда — 213 298, в сфере защита прав субъектов предпринимательской деятельности — 214 177. Из этого можно сделать вывод о том, что в области ЖКХ чаще выявляются правонарушения, по сравнению с другими направлениями надзора. Также особое внимание со стороны органов Прокуратуры к этой отрасли объясняется ростом количества правонарушений, так их значение в 2021 году было равно 369 996, что на 5,5 % меньше, чем было зафиксировано в 2022 году [9].

Информированность прокурора о структуре объектов прокурорского надзора имеет большое значение, поскольку это одна из основ своевременного и эффективного предупреждению, выявлению и устранению нарушений законов и прав граждан в этой сфере [7, с. 76].

Первоначально, необходимо определить дефиницию понятия «объект прокурорского надзора». В юридической литературе подходят к данному определению по-разному. Большая часть научного сообщества к объектам прокурорского надзора относят «органы власти, учреждения, организации, должностных лиц, на которых распространяется компетенция прокуратуры» (В. Б. Ястребов и др.) [5, с. 165–172]. По мнению А. Ю. Винокурова, под «объектом понимается та сфера регулируемых нормами права общественных отношений, на обеспечение законности, в которой и направлена соответствующая деятельность прокуроров» [6, с. 14–23]. Следует отметить определение, данное в Настольной книге прокурора, где под «объектами прокурорского надзора понимается совокупность поднадзорных прокурору органов, учреждений и других структур, деятельность которых входит в предмет прокурорского надзора» [4, с. 140].

Особенностью прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ в текущий период является наличие разнообразного множества поднадзорных объектов. При этом объекты прокурорского надзора в данной сфере, характеризуются разноуровневостью, то есть находятся на разных ступенях вертикали публичной власти. В сложившейся ситуации точное знание всех объектов прокурорского надзора в рассматриваемом направлении гарантирует правильное и точное его осуществление. С поставленной задачей, по мнению автора, поможет справиться упорядочивание (систематизация) имеющейся информации об объектах прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ.

Учитывая вышесказанное, а также содержание ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [2], автор статьи может определить первым критерием для систематизации наличие у объекта прокурорского надзора властных полномочий:

— органы и их должностные лица, обладающие властными полномочиями в сфере ЖКХ;

— органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, не наделенные властными полномочиями в сфере ЖКХ.

В свою очередь, органы и их должностные лица, обладающие властными полномочиями в сфере ЖКХ подразделить по критерию уровня публичной власти:

— органы и их должностные лица, действующие на федеральном уровне (например, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации);

— органы и их должностные лица, действующие на региональном уровне (например, Государственная жилищная инспекция Саратовской области)

— органы и их должностные лица, действующие на муниципальном уровне (например, Комитет по ЖКХ Администрация муниципального образования «Город Саратов»)

Упорядочив органы, обладающие публично-властными полномочиями, следует систематизировать и иные объекты, к которым относятся органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющие свою деятельности в сфере ЖКХ. Их можно подразделить по критерию извлечения прибыли, как основной цели деятельности, на следующие виды:

— органы управления и руководители коммерческих организаций, осуществляющие свою деятельности в сфере ЖКХ;

— органы управления и руководители некоммерческих организаций, осуществляющие свою деятельности в сфере ЖКХ.

В свою очередь, органы управления и руководители коммерческих организаций, можно подразделить по критерию направления деятельности в сфере ЖКХ:

— ресурсоснабжающие организации (хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство, передачу и реализацию коммунальных ресурсов, а также отведение сточных вод);

— организации обслуживающего характера (хозяйствующие субъекты, осуществляющие поддержание путепроводов коммунальных услуг в надлежащем состоянии, а также их ремонта);

— организации, осуществляющие управление жилищным фондом (управляющие компании, товарищества собственников жилья и др.);

— организации, обслуживающие жилищный фонд (хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по ремонту и содержания имущества жилищного фонда).

Подводя итог вышесказанному, следует сказать о том, что в жилищно-коммунальных правоотношениях участвует большое количество разнообразных субъектов, которые осуществляют свою деятельность в данной сфере. Необходимость соблюдения всеми субъектами этих отношений законодательства имеет первоочередное значение для государства, возложив обязанность по осуществлению прокурорского надзора на органы прокуратуры РФ, они несут ответственность за правопорядок в этой области. Для точного и правильного выполнения функции прокурорского надзора прокурору необходимо безупречно знать все поднадзорные объекты, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.02.2025).
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 — ФЗ (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. № 47. — Ст. 4472.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 03.03.2017 N 140 (ред. от 26.05.2023) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» // URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=453162&dst=100001#WrXm1eUEqFMfbrko (дата обращения 27.02.2025).
  4. Кехлерова С. Г., Капинус О. С. Настольная книга прокурора В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательство Юрайт, 2016. — 429 с.
  5. Ястребов В. Б. Прокурорский надзор: учебник / под ред. В. Б. Ястребова М.: Городец-Издат, 2001. 408 с.
  6. Винокуров А. Ю. К вопросу о теоретических основах прокурорской деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2015. № 1. С. 14–23.
  7. Хусяйнова С. В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе: автореф. дис....канд. юрид. наук. М., 2016. 226 с.
  8. Заседание Президиума Государственного Совета // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68687 (дата обращения: 27.02.2025).
  9. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года // Сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (дата обращения: 27.02.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
жилищно-коммунальное хозяйство
прокурорский надзор
прокуратура
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 291-294):
Часть 4 (стр. 237-313)
Расположение в файле:
стр. 237стр. 291-294стр. 313

Молодой учёный