Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Связь религиозности и патриотизма Суворова с его боевыми заслугами и талантом полководца

История
30.04.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Кочешков, А. А. Связь религиозности и патриотизма Суворова с его боевыми заслугами и талантом полководца / А. А. Кочешков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 390-391. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124739/.


Ключевые слова: полководец, православная вера, воин-христианин.

Господь дарует мне жизнь для блага государства. Обязан и не замедлю явиться пред Его судилище и дать за то ответ…

А. В. Суворов (из письма дочери) [3]

Защитники Отечества — люди, которым выпадает судьба нести все трудности походов, подвергаться смертельным опасностям в сражениях. Своими воинскими подвигами они воплощают в жизнь заповедь Божью о том, что «Нет более великой любви, чем, если кто положит свою жизнь за своих друзей» (Ин. 15,13). Во все времена молодое поколение воспитывается на поучительном примере доблестных героев, их жизни, активной, самоотверженной любви, рвению и преданному служению вере и Отечеству.

Великий полководец XVIII века, христианин, отец солдатам и скромный человек, завещал, как говорят, высечь на своей надгробной плите слова «здесь лежит Суворов». Так предписал написать человек, имевший звания: Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империй, генералиссимус российских морских и сухопутных войск, фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц. Награжден за выдающиеся боевые заслуги самыми высокими российскими и иностранными орденами: святого апостола Андрея Первозванного, святого Георгия I степени, святого Владимира I степени, святого Александра Невского, святой Анны I степени, святого Иоанна Иерусалимского, австрийским Марии Терезии I класса, прусскими — Черного Орла, Красного Орла и «За Заслуги», сардинскими — Благовещения и святых Маврикия и Лазаря, баварскими — святого Губерта и Золотого Льва, французским — Кармельской Богоматери и святого Лазаря, польскими — Белого Орла и святого Станислава. [1]

В мировой истории найдется немного полководцев, у которых было бы так сильно развито духовно-нравственное начало, как у Суворова. В его вере в Божий замысел, в его милосердии и простоте была огромная сила. Об этом хорошо писали авторы биографии Суворова в прежние времена, но умалчивали в советских изданиях, больше акцентируя внимание на военном таланте Суворова. Наиболее полное и глубокое раскрытие духовно-нравственного начала личности Суворова раскрывается в книге Марии Георгиевны Жуковой «Твой есмь аз Суворов», дочери маршала Г. К. Жукова.

Александра Васильевича Суворова называют «русским Архистратигом». Как святой Архистратиг Михаил — вождь воинства Небесного, так и Суворов — вождь воинства земного, всегда ставил свою веру в Бога, которая тесно связывала его с «витязями-офицерами» и «чудо-богатырями» — солдатами и помогала одерживать блестящие победы над врагами.

Суворов презирал праздность и считал постоянный труд солдат незыблемым условием для достижения высочайших стандартов службы. Александр Васильевич старался приобщить солдатские руки в строительство храмов, конюшен, школ и в разведение садов на неплодородных песчаных почвах. [1]

Суворов был требовательным к своим подчиненным, но не был мелочным и придирчивым в своих требованиях. Если он видел в подчиненных раскаяние, то не привлекал их к суду и часто даже сам платил деньги за убытки, понесенные из-за неосторожности подчиненных. [1]

Воспитание и обучение солдат было неотъемлемой частью того, что Суворов поставил в основу своей системы — развитие религиозного и нравственного чувства у солдата. В 1771 году он написал: «... этих солдат, в солдатской форме, я учил некоторым молитвам. И они догадывались и понимали, что Бог с ними во всех делах, и они стремились к честности». [1]

Историк Антинг, который написал книгу о великом Суворове, провел несколько месяцев рядом с Александром Васильевичем в Херсоне, собрал материалы о его жизни и достижениях. В своей работе Антинг отметил: «…все солдаты испытывают к нему любовь и с ним они чувствуют себя непобедимыми. Он горит любовью к Родине и страстно желает сражаться за ее славу. Все эти глубокие чувства стали движущей силой его неутомимой деятельности, и он готов жертвовать всем остальным ради этого, даже здоровьем и жизнью». [1]

Сам Суворов обучал воинов не только военным тактикам, но и законам Божиим и молитвам. Он воспитывал в офицерах и солдатах веру в Бога, любовь к православным властям и Отечеству, учил их придерживаться истин Божиих даже в самых сложных ситуациях. Он помогал своим подчиненным ориентироваться в вопросах духовности и религии, что помогало им избегать неправильных поступков и служить не ради страха, а по чести.

До нас дошли его девизы, которые стали непреложными истинами для воинов — «русские не сдаются», «Русак не рак, задом ходить не умеет!» — возвышали духовное достоинство солдат.

В книге «Наука побеждать» в полной мере раскрывается религиозность Суворова. Его патриотизм неотъемлемо связан с православной верой. Защита Родины, любовь к отчизне стала для него истинным проявлением духовного творчества. Сигнал к борьбе заходил так: «Умирай за Дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший Дом! — Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!». И после такой проповеди — азы солдатской науки: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!». «Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному, посему просящего в бою пощады — помилуй, кто мститель — тот разбойник, а разбойнику Бог не помощник!» [2]

Все воины обязательно читали молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас. Святителю Отче Николае Чудотворце, моли Бога за нас». Примером для всех своих воинов был Суворов, битву он начинал с молебна. Например, перед штурмом крепости Измаила, которая считалась неприступной, было объявлено три дня поста. Все победы и заслуги Суворов объяснял благословением Всевышнего, помощью Богородицы и Святых. «Провидение забросило нас в облака... Знаешь ли ты трех сестер, которые перевели нас через горы?.. Они называются Вера, Надежда, Любовь — с ними Бог!» — говорил полководец. А сразу же после ратных битв отправлялся в церковь, чтобы вместе с хором восславить Господа Бога. После сражений проводились обязательно панихиды по погибшим воинам, Суворов часто говорил несколько слов в память о павших в назидание живым.

В ссылке особую радость находил Александр Васильевич в посещении церковных служб, до начала богослужения поднимался на колокольню и начинал звон к утрене. Во время самой церковной службы Александр Васильевич прислуживал в алтаре: подавал кадило, теплоту, читал на клиросе. Любил читать «часы», сам читал «Апостол». Тем самым великий полководец подавал пример смиренной простоты, исполняя должность церковного причетника. В декабре 1798 года Суворов, находящийся в опале, принял решение стать монахом, о чем известил императора, прося разрешение отбыть в Нилову пустынь (Новгородскую). Но этому не пришлось случиться. Император, принес извинения за прежние обиды и просил возглавить очередной поход. Суворов вновь являет пример совершенного непамятозлобия и смирения. «Час собираться, другой отправляться, — ответил он на письмо от царя. — Я служил здесь дьячком и пел басом, а теперь еду петь Марсом». В Петербурге, подходя к царю, Суворов произнес вслух молитву «Отче наш». И при словах: «Не введи нас во искушение», — преклонил колено. «Но избави нас от лукавого», — завершил император, поднимая полководца на ноги. Таким необычным образом совершилось их примирение» [4]

В последние дни своей жизни Суворов написал: «Люблю моего ближнего, во всю жизнь не сделал никого несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик, при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим, как и теперь». [3] Так же им был написан «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу». Именно православная вера давала Суворову силы быть бесстрашным и нравственным человеком, воином-христианином — Суворовым.

Будем следовать заветам великого полководца: «Помилуй Бог, мы русские! Разобьем врага! И победа над ним, и победа над коварством будет победа!»

Литература:

  1. Жукова, М. Г. Твой есмь Аз. Суворов. — 10-е изд. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2019. — 160с.: ил.
  2. Суворов, А. В. Наука побеждать / А. В. Суворов — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 316с. — (Иллюстративная военная история)
  3. Суворов, А. В. Письма / А. В. Суворов — Москва: Издательство «Наука», 1986.
  4. www.history.scps.ru.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 390-391):
Часть 5 (стр. 315-397)
Расположение в файле:
стр. 315стр. 390-391стр. 397

Молодой учёный