Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование интереса подростков к занятиям физической культурой и спортом

Физическая культура и спорт
02.05.2025
41
Поделиться
Библиографическое описание
Такмакова, Е. В. Формирование интереса подростков к занятиям физической культурой и спортом / Е. В. Такмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 465-468. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124721/.


Одним из главных критериев социального благополучия общества является здоровье людей, особенно — детей и подростков. Системе образования в решении данной проблемы отводится значительное место.

Гармоничное развитие личности в процессе образования возможно лишь при оптимальном сочетании всех сторон воспитания и обучения. Недооценка какой-либо из них может повлечь за собой последствия, нежелательные и для человека, и для общества. В связи с этим значимость физической культуры и спорта будет неуклонно повышаться, что объясняется, с одной стороны, возрастающими требованиями современного производства к физическому состоянию человека, а с другой — прогрессирующим снижением общего объема двигательной активности на фоне роста психоэмоциональных нагрузок, особенно у учащихся.

Общеобразовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, совместно с ведомствами и общественными организациями отводится ведущая роль в обеспечении комплексного подхода к оздоровлению школьников средствами физической культуры и спорта.

Статистические данные указывают на хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников, который становится реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Так, при обследовании школьников с низким уровнем двигательной активности у большинства было установлено нарушение осанки, уплотнение стоп, частая (более 4 раз в год) заболеваемость острыми респираторными инфекциями, связанная со снижением общей иммунологической реактивности организма. У 43 % из них обнаружена близорукость; у 38 % — ожирение I-II степени с увеличением жирового компонента массы тела свыше 27 %; у 24 % — повышенное артериальное давление. У всех учащихся снижен уровень физической работоспособности и двигательных качеств. Детский травматизм, рост которого в последние годы стал очевидным, чаще встречается именно у этой группы детей. [2]

Исследования показывают, что чтобы исключить негативное влияние гиподинамии на растущий детский организм, нужна не менее чем двухчасовая неорганизованная двигательная активность, или одночасовые ежедневные организованные занятия физическими упражнениями высокой интенсивности.

К сожалению, введение ежедневных уроков физической культуры в школах на данном этапе невозможно. Поэтому следует искать другие пути увеличения объема интенсивности двигательной активности школьников. Прежде всего, необходимо повышать оздоровительный и тренировочный эффект самого урока (известно, что сейчас он восполняет дефицит двигательной активности лишь на 11 %).

Следует не только совершенствовать на научно-методической основе методику проведения уроков физической культуры, но и включать другие формы физического воспитания в режим дня школьников, в том числе и во внеурочное время. При этом главная задача педагогов и врачей пробудить в детях желание регулярно заниматься физической культурой и спортом. [1]

Культура здоровья, рассматриваемая как часть общей культуры человека, включающая определенный объем знаний о различных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития, стойкие сформированные мотивации и нравственно-волевые качества личности, направленные на заботу о своем здоровье, самореализацию, а также формирование знаний умений и навыков ведения ЗОЖ.

Формирование культуры здоровья в образовательных учреждениях реализуется через здоровьесберегающее образование как непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, направленный на развитие системы научно обоснованных знаний и практических умений и навыков поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков через обучение и воспитание.

Формирование у школьника культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни — сложный и многоэтапный процесс. Организация работы ОУ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни должна базироваться на следующих основных принципах:

— целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности;

— комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка);

— безопасность: тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему его здоровье;

— возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска;

— социокультурная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем.

Для того чтобы школьник захотел заботиться о своем здоровье, он должен понимать, чем ему это полезно в настоящее время и как это может помочь в дальнейшем. Обучение ЗОЖ должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.

Основная особенность подросткового возраста связана с процессом полового созревания, развертывающимся в это время. Он характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка.

Так же происходят значительные изменения в психике. Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения, немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей. Источник этого явления — интенсивное физическое развитие, половое созревание, появление так называемого чувства взрослости

При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков, и как функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности. Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4–5 кг, роста — 4–6 см, окружности грудной клетки — 2–5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета. К 14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов.

Таким образом, в возрасте 11–14 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.

Иногда излишняя интенсивная двигательная деятельность на уроке физической культуры приводит к перевозбуждению детей, что отрицательно влияет на дисциплину. Весьма важно создавать общий положительный эмоциональный фон на уроке, который должен быть тщательно продуман и организован так, чтобы приносить ребятам радость, не перевозбуждать их, но и не быть слишком спокойным. Подростки иногда бывают очень обидчивы, вспыльчивы. В связи с этим следует избегать слишком резких оценок при неудачном выполнении ими упражнений, которые могут вызвать у них состояние тревожности, неуверенности, что еще больше затрудняет усвоение подростками заданий. Для устранения излишней эмоциональной возбудимости большое значение имеет поведение самого учителя: ровный, негромкий голос, спокойное, без тени раздражения, обращение к ученикам.

Нередко большая подвижность и эмоциональность детей отрицательно влияют на воспитание волевых качеств. Плохо воспитанная воля проявляется по-разному. Некоторые ребята не могут преодолеть различные соблазны, они стараются побольше задержать у себя мяч и поиграть им, вместо того чтобы передать другому, без очереди прыгнуть или пройти по бревну и т. д. Обычно такие дети на уроках физической культурой с готовностью начинают выполнять то или иное упражнение, но, встретив трудности, сразу прекращают его. К недостаткам воли относятся так же большая внушаемость и слепое подражание примеру. Иногда подросток может нарушать дисциплину, подражая своему активному товарищу.

В связи с этим при работе с подростками по формированию культуры здоровья, мотивации их на здоровый образ жизни целесообразно использовать такие формы и методы работы, которые позволяют им самим активно участвовать в обсуждении различных проблем, поиске путей их решения: дискуссии, диспуты, проблемно-поисковый метод, проектная деятельность, деловые игры и другие.

Здоровьесберегающее образование обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях может осуществляться как через урочные, так и внеурочные формы деятельности.

На уроках через предметы, входящие в стандарт образования (биология, химия, физика, ОБЖ), обучающиеся приобретают определенные знания о здоровье и здоровом образе жизни, осмысливают воздействие на здоровье человека многообразных факторов окружающей среды.

Очень важно педагогам в процессе урочной деятельности использовать здоровьесберегающие оздоровительно-профилактические технологии (физкультминутка, релаксационные паузы и т. д.), которые предотвращают утомление, эмоциональное напряжение и способствуют сохранению психического здоровья. [4]

Один из путей улучшения школьной системы физической культуры — совершенствование организации физического воспитания, учитывающее спортивные интересы учащихся. Результаты исследований по данной проблеме [2, 3, 4, 5 и др.] показывают, что занятия физической культурой будут наиболее результативны только тогда, когда участие в них вызвано внутренними побуждениями школьника, интересом к занятиям. В этом случае они будут способствовать развитию творческой активности, откроют пути для самосовершенствования личности.

Исследования ученых [6, 7, 8, 9 и др.] в последнее время направлены на поиск оптимального сочетания базового и вариативного компонентов в программах физического воспитания школьников, которое на наш взгляд должно учитывать спортивные интересы учащихся, а также влияние региональных и национальных факторов. Под спортивными интересами понимается интерес учащихся к занятиям определенными видами физических упражнений.

Вместе с тем анализ литературы показывает, что в теории и практике физического воспитания существует недостаточное число экспериментальных исследований по совершенствованию организации школьной системы физической культуры, учитывающей спортивные интересы и индивидуальные особенности физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

Существующие исследования приводят к выводу о том, что именно благодаря экспериментальной методике организации физического воспитания в общеобразовательной школе возможно организовать учебные занятия по физической культуре, наиболее полно отражающие принципы дифференциации и гуманизации и позволяющие обеспечить необходимую (должную) недельную физическую нагрузку. Два занятия в неделю по два академических часа с применением максимально возможного числа средств и методов воспитания физической культуры учащихся позволили не только закрепить интерес к занятиям физическими упражнениями, но и перевести его в разряд устойчивых интересов к 7-му и 9-му классам.

Таким образом происходит формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом, которое начинается со школы и продолжаться в высших учебных заведениях.

Литература:

  1. Акиныпин В. И., Мелехова В. И., Никитин К. Д. Особенности физического развития школьников // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. — № 4. — С. 54.
  2. Ахтемзянова Н. М. Школьный спортивный клуб в условиях спортизации физического воспитания школьников / Н. М. Ахтемзянова // Теория и практика физической культуры. — 2011. — № 3. — С 86.
  3. Дикин Н. А. Предрасположенность к здоровому образу жизни / Н. А. Дикин, А. И. Белоусов // Физическая культура в школе. — 2011. — № 4. — С 58–59.
  4. Казин Э. М. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе: учебно-методическое пособие / ред.коллегия: Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, А. Е. Федоров и др.; отв. Ред. Э. М. Казин — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.- 225–228с.
  5. Лосев В. Ю. О ценностных отношений школьников в процессе физического воспитания / В. Ю. Лосев, В. А. Родионов, В. В. Апокин // Теория и практика физической культуры. — 2011. — № 4. — С 89–91.
  6. Найданов Б. Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5–9 –х классов общеобразовательной школы / Б. Н. Найданов // Физическая культура. — 2006.- № 1. — С 3–6.
  7. Перова Г. М. О мотивах старших школьников к занятиям физической культурой / Г. М. Перова // Физическая культура в школе. — 2011. — № 2. — С 50–51.
  8. Семенов В. В. Как учитывать психические особенности подростков / В. В. Семенов // Физическая культура в школе. — 2009. — № 1. — С 39–42.
  9. Шеенко Е. И. Классификация уровней потребности в физической культуре и здоровом образе жизни / Е. И. Шеенко // Физическая культура в школе. — 2011. — № 7. — С 9.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 465-468):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 465-468стр. 471

Молодой учёный