В статье рассматриваются подходы к определению предмета прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих. Автор обосновывает необходимость комплексного подхода к прокурорской деятельности в этой сфере, учитывающего особенности правового статуса военнослужащих и многоуровневость надзорных механизмов.
Ключевые слова : прокурорский надзор, права военнослужащих, комплексный подход, общий надзор, надзор за соблюдением прав и свобод.
Вопрос о точном определении предмета прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих является одной из дискуссионных проблем современной теории прокурорского надзора. Это связано с особенностями правового статуса военнослужащих и многоуровневостью прокурорской деятельности. Права и свободы военнослужащих регулируются как общими нормами законодательства, так и специальными положениями военного права, что создает определенную сложность в отнесении соответствующих правоотношений к определенной сфере прокурорского надзора [7, c. 129].
Согласно одной из точек зрения, надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих следует относить к предмету общего надзора, предусмотренного главой 1 раздела III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1]. В рамках этого подхода акцент делается на универсальности прокурорского надзора за исполнением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, включая законы, регламентирующие права и свободы граждан, в том числе военнослужащих. Права и свободы военнослужащих рассматриваются как часть общего правового пространства, находящегося под контролем прокуратуры в рамках общего надзора. Однако специфика службы в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях требует учета особых регуляторов, таких как уставы, специальные федеральные законы и ведомственные нормативные акты. Тем не менее, любые специальные нормы, действующие в отношении военнослужащих, должны соответствовать общим нормам Конституции и федерального законодательства, находясь тем самым в поле действия общего надзора.
В пользу данного подхода свидетельствует судебная практика. Например, в одном из дел военный прокурор выявил нарушения жилищных прав военнослужащих, связанные с необоснованным отказом в предоставлении жилья. Прокурор внес представление об устранении нарушений, что привело к восстановлению прав военнослужащих. Этот пример иллюстрирует реализацию общего надзора за соблюдением прав военнослужащих [4, c. 69–73].
В научной и практической литературе существует мнение, что надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих следует относить к предмету надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, регламентированного главой 2 раздела III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1]. Этот вид надзора направлен на контроль за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также органами, исполняющими наказания и иными органами, ограничивающими права и свободы граждан. Военнослужащие, проходящие службу в дисциплинарных частях, военных комендатурах, находящиеся под следствием или в местах содержания под стражей, а также лица, в отношении которых применяются меры дисциплинарного воздействия, могут становиться субъектами ограничений их прав, что подпадает под сферу действия данного вида надзора. Статус военнослужащего как лица, находящегося в особых правоотношениях с государством, предполагает повышенный риск ограничения прав и свобод в рамках специфики военной службы. Поэтому анализ институтов и органов, непосредственно вовлеченных в ограничение прав и свобод военнослужащих, требует специального внимания со стороны прокуратуры в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина [8, c. 13].
Судебная практика подтверждает необходимость усиленного прокурорского надзора в отношении органов, ограничивающих права военнослужащих. Например, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2025 года № 7-П рассматривался вопрос об отказе в предоставлении жилья военнослужащему на основании решения жилищной комиссии. Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд отказал в удовлетворении исковых требований заявительницы, оспорившей решение жилищной комиссии, ссылаясь на пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Этот пример иллюстрирует применение прокурором инструментария, предоставленного ему законом в рамках реализации своих общенадзорных полномочий [3].
Таким образом, надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих направлен на предотвращение и пресечение нарушений, связанных с ограничением прав военнослужащих органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание, предварительное следствие и исполнение наказаний. Особое внимание уделяется контролю за законностью действий этих органов, чтобы обеспечить защиту прав и свобод военнослужащих в условиях, предполагающих повышенный риск их ограничения.
Существует третий подход, согласно которому надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих рассматривается как самостоятельная, комплексная отрасль прокурорского надзора. Этот подход обусловлен спецификой военно-служебных правоотношений, которые охватывают широкий спектр аспектов — от социальных и трудовых до дисциплинарных и уголовно-правовых. Такая многогранность требует применения различных инструментов прокурорского контроля, интегрирующих механизмы как общего, так и специального надзора, адаптированных к особенностям воинской службы [9].
В пользу данного подхода свидетельствует наличие в системе органов прокуратуры специализированных подразделений, осуществляющих надзор за исполнением законов в Вооружённых Силах и иных воинских формированиях. Это фактически подтверждает признание данной сферы как самостоятельного направления прокурорской деятельности. Например, Отческая Т. И. в учебном пособии отмечает, что прокурорский надзор за соблюдением прав военнослужащих и приравненных к ним лиц является отдельным направлением надзорной деятельности, требующим специфических знаний и подходов [5, c. 78–81].
Кроме того, в Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» подчёркивается необходимость реализации комплексного подхода при оценке состояния законности в различных сферах, включая соблюдение прав военнослужащих [2].
Судебная практика также подтверждает необходимость комплексного прокурорского надзора в отношении военнослужащих. Например, в статье «Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав участников специальной военной операции» отмечается, что органами прокуратуры выявлялись нарушения социальных гарантий участников специальной военной операции и членов их семей, что свидетельствует о необходимости комплексного подхода в надзорной деятельности [6].
Таким образом, вывод о комплексном характере надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих представляется наиболее обоснованным с теоретической и практической точек зрения. Реальная прокурорская деятельность в данной сфере демонстрирует необходимость одновременного применения как механизмов общего, так и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в зависимости от конкретных обстоятельств и существа выявленных нарушений. Это обусловлено не только формальной принадлежностью прокурорской функции к тем или иным главам третьего раздела Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», но и особенностями правового статуса военнослужащих как особой группы граждан с ограниченными в силу закона правами в ряде направлений.
Следовательно, дальнейшее развитие теории прокурорского надзора требует более детального и комплексного осмысления предмета и пределов прокурорской деятельности в сфере защиты прав и свобод военнослужащих. Необходимо учитывать не только специфику правового регулирования военно-служебных отношений, но и растущую сложность социальной структуры военного сообщества, потребности в адекватной защите социальных, трудовых, личных и иных прав военнослужащих в современных условиях.
Таким образом, практика подтверждает необходимость комплексного, межотраслевого подхода к прокурорскому надзору в отношении прав и свобод военнослужащих, что требует дальнейшего теоретического развития и нормативного уточнения данной сферы прокурорской деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета», N 229, 25.11.1995.
- Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 10.09.2024) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // «Законность», N 3, 2008.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.2025 N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и подпункта «д« пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с жалобами граждан Ю. Б. Митрофановой и И. П. Рыбакова» // «Российская газета», N 41, 26.02.2025.
- Крюков В. Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. М.: Норма, 2010. 480 с.
- Отческая, Т. И. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Учебное пособие / Т. И. Отческая, Т. Г. Воеводина — Москва: Проспект, 2020. — 168 с.
- Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав участников специальной военной операции и членов их семей — URL: https://vestnik-prokurorperm.ru/news/important/1030?utm_source=chatgpt.com (дата обращения 15.03.2025).
- Супрун С. В. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии // Современное право. 2024. N 3. С. 128–132.
- Трофимов Н. И. История прокурорского надзора в России, надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2009. N 8. С. 12–19.
- Трофимов Н. И. Понятие военно-прокурорского надзора, надзора за исполнением законодательства о соблюдении прав и свобод военнослужащих // «Военно-юридический журнал», 2009, N 5.