В данной статье исследовалась эволюция методов мошенничества с использованием электронных средств платежа в условиях пандемии COVID-19, проанализирована судебная практика; выявлены ключевые методы мошенничества, а также проанализированы факторы, способствующие росту этих преступлений.
Ключевые слова: мошенничество, пандемия COVID-19, мошенничество с использованием электронных средств платежа, электронные средства платежа
В период пандемии COVID-19 мир столкнулся со множеством проблем. Невозможность совершать привычные действия в повседневной жизни ввиду наложенных государственных ограничений привела людей к поиску новых способов жизни. В частности, введение домашнего режима самоизоляции в субъектах Российской Федерации включало в себя запреты на практически любое передвижение по городу без экстренных целей, а также на совершение привычных неспешных покупок в магазине. Ввиду этого все большее число людей начали пользоваться онлайн-платформами для заказа товаров. Оплата непосредственно происходила с использованием электронных средств платежа без физического присутствия покупателя в месте продажи, и это создало большие возможности получения денежных средств мошенниками. По данным Генпрокуратуры [1], в России за первое полугодие 2020 г. на 76 % выросло количество дел, связанных с интернетом и телефонным мошенничеством, а за время самоизоляции были зафиксированы более 82 тыс. случаев мошенничества, из них 71 %— посредством сети интернет и по телефону. В два раза увеличилось число преступлений по статье 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации — мошенничество с использованием электронных средств платежа.
Одной из наиболее распространенных схем такого мошенничества в период Covid-19 явился фишинг. Это форма интернет-мошенничества, цель которой — получить персональные данные пользователей. Его применяют для хищения паролей, данных банковских карт, счетов и другой важной информации.
Чаще всего фишинговая атака представляет собой создание поддельных сайтов, внешне копирующих страницы известных компаний: социальных сетей, интернет-магазинов, стриминговых платформ и других. Злоумышленники надеются, что пользователь не заметит подвоха и введет свои личные данные — такие как реквизиты карты, логин и пароль, номер телефона. Если это произойдет, мошенники получат доступ к этим сведениям, и возможность совершать покупки с чужой банковской картой.
Так, например, 7 сентября 2020 года в дежурную часть ОМВД России по городу Магадану обратилась 25-летняя жительница областного центра, которая рассказала о том, что 2 сентября 2020 зашла на сайт по продаже железнодорожных билетов и совершила онлайн покупку двух билетов на сумму почти 13 тысяч рублей, но билеты так и не получила. Результатом мошеннической схемы стало получение злоумышленниками конфиденциальных данных женщины, что привело к её финансовым потерям [2]. По данным Роскомнадзора, количество фишинговых атак увеличилось более чем в 300 % за время пандемии
Главная сложность борьбы с фишингом заключается в отсутствии программного обеспечения, способного полностью защитить пользователей и организации: отличить фейковый сайт от оригинала бывает крайне трудно. Всё зависит от внимательности самого пользователя — сможет ли он распознать подделку. В итоге всё решает человеческий фактор: уязвимыми оказываются даже крупнейшие технологические компании.
Также популярным методом для реализации мошеннических схем явилось использование сайтов с бесплатными объявлениями. Еще один вид фишинга—выставляя товары по искусственно заниженным ценам, злоумышленники использовали схему перенаправления пользователей на фальшивую (фишинговую) страницу курьерской службы, где предлагают оплатить товар и доставку. Покупатель вводит данные своей банковской карты или оплачивает через онлайн банк, а мошенник получает доступ к его денежным средствам.
Так, в Ухте в 2020 году по факту мошенничества при покупке медицинских масок было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Индивидуальный предприниматель решил заказать с помощью интернет-сайта маски для своего персонала. Он выбрал в ассортименте 10 тысяч одноразовых масок и позвонил по номеру, указанному в контактах. После разговора с консультантом на электронную почту потерпевшего пришло сообщение, в котором говорилось, что «ввиду сложившейся эпидемиологической ситуации доставка масок осуществляется только по предварительной оплате». Предприниматель перешел по ссылке, прикрепленной к сообщению, и внес в счет оплаты 180 тысяч рублей. Консультант ответил, что денежные средства поступили, и через неделю придет посылка. Однако товар не прибыл, а телефон консультанта был выключен, а сайт заблокирован [3].
В период коронавирусной инфекции в виду режима самоизоляции людям приходилось искать способ заработка. Многие вкладывались в криптовалюту и в акции иностранных компаний в надежде привлечь быстрый доход. Так, среди мошенников начал набирать популярность «криптоскам»—мошенничество в виде ложных инвестиционных схем. Мошенники активно использовали ассоциацию криптовалют с прогрессом и новыми возможностями, особенно среди молодежи. Криптовалюты удобны для обмана из-за слабого регулирования — зачастую отсутствует эффективный контроль и правовая защита, а заморозить или отменить мошенническую транзакцию крайне затруднительно. В частности, большое количество людей инвестировали в медицинские компании, занимавшиеся разработкой вакцины от коронавирусной инфекции. Поэтому мошенники стали предлагать своим жертвам инвестировать в создание вакцины от болезни, а также производство необходимых для борьбы с ней средств. Мошенники создали веб-сайт, на котором предлагали «уникальные инвестиционные возможности» в разработке вакцин, быстрый доход и гарантированный проект успеха. Для оплаты необходимо было вводить данные банковской карты, однако после получения данных и денежных средств, информация о проекте внезапно исчезала.
Таким образом, в период пандемии COVID-19 мошенники адаптировали и развивали множество схем для обмана людей и получения денежных средств с помощью электронных средств платежа. И несмотря на сложность раскрытия и превентизации данной категории преступления, возможно минимизировать их количество, растущее из года в год в виду развития цифровых технологий. Для эффективной борьбы с этими угрозами необходимо продолжать укрепление законодательства, совершенствование способов защиты и повышение осведомленности пользователей. Только такими усилиями можно минимизировать последствия мошенничества в электронных финансовых системах и обеспечить безопасность пользователей.
Литература:
- Линделл, Д. Число дел о мошенничестве рекордно выросло на фоне пандемии Каким преступлениям поспособствовала самоизоляция / Д. Линделл, М. Алехина, А. Скрынникова, А. Балашова // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/society/31/08/2020/5f48ea169a79477e21e25d9d (дата обращения: 20.03.2025)
- В Магадане полицейские возбудили уголовное дело по факту кибермошенничества, совершенного методом фишинга //: [сайт]. — URL: https://49.мвд.рф/news/item/21082150/ (дата обращения: 20.03.2025)
- В Ухте возбуждено уголовное дело по факту мошенничества при покупке медицинских масок: [сайт]. — URL: https://komiinform.ru/news/198878/ (дата обращения: 20.03.2025)