Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности и проблемы финансовой деятельности туристических фирм. Влияние туризма на государство

Научный руководитель
Экономика и управление
01.05.2025
9
Поделиться
Библиографическое описание
Прокопьева, А. С. Особенности и проблемы финансовой деятельности туристических фирм. Влияние туризма на государство / А. С. Прокопьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 195-198. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124676/.


Начиная с 50-х годов прошлого века туристическая индустрия претерпела значительные трансформации в отношении как форм и направлений, так и методов предоставления услуг. Эти изменения способствовали формированию комплексного подхода к изучению данной отрасли экономики. Ранее туризм не занимал лидирующих позиций в экономике государств, и поэтому не требовалось выделять его как отдельный сектор. Однако сдвиги в производственной сфере способствовали укреплению и расширению туристической индустрии. Это привлекло к ней внимание исследователей, что привело к более глубокому изучению данного направления. Проведенные исследования выявили как недостатки, так и сильные стороны индустрии туризма, что в конечном итоге подтолкнуло правительства многих стран к принятию решений о его дальнейшем развитии (введении налоговых льгот, субсидирования и др.).

В данной статье рассматриваются вопросы вклада туристической отрасли в экономику государства с акцентом на основных проблемах ведения туристическими организациями экономической и финансовой деятельности.

Ключевые слова: экономика, финансовая деятельность, туристические фирмы, туристические организации, ликвидность, прибыль.

Туризм играет значительную роль в экономике многих государств. Развитие туристической отрасли способствует созданию рабочих мест для местных жителей, заполняемости гостиниц, посещаемости ресторанов и развлекательных заведений, привлечению инвестиций, в том числе иностранных, и т. д. На сегодняшнем этапе развития мировой экономики туристическая отрасль становится ее мощнейшим сектором.

Во многих странах туризм играет ключевую роль в формировании национального ВВП, создании новых рабочих мест и обеспечении занятости населения. Эта отрасль оказывает значительное влияние на такие важные сферы экономики, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство. Можно утверждать, что туристическая индустрия является важным катализатором социально-экономического развития [5]. Однако высокая зависимость от туризма указывает на уязвимость экономики, поскольку данная отрасль подвержена колебаниям из-за множества внешних и внутренних факторов, что способно в значительной степени пошатнуть экономическую стабильность страны.

Значимость туризма трудно переоценить, поскольку он играет ключевую роль в экономиках многих стран, положительно влияя на различные аспекты жизни общества, в том числе бизнес. Экономическая значимость туристической отрасли проявляется в следующих аспектах:

— Создание рабочих мест. Во многих странах индустрия туризма является одним из крупнейших источников рабочих мест, предоставляя возможность трудоустройства различным категориям работников (от гидов и персонала гостиниц до местных ремесленников, производителей товаров и услуг).

— Национальный доход. Туризм является источником значительных доходов страны благодаря туристическому налогу, а также оплате туристических услуг, продаже сопутствующих товаров и другим расходам туристов, связанным с путешествиями. Этот доход может быть использован для развития инфраструктуры, обеспечения социальной (образование, здравоохранение) и других сфер общественной жизни.

— Поддержка предпринимательства. Туризм стимулирует развитие местного предпринимательства, поскольку способствует повышению спроса на локальные товары и услуги (за счет посещения ресторанов, магазинов, ремесленных мастерских и т. д.). Это помогает экономически развивать различные регионы страны и способствует диверсификации бизнеса.

— Привлечение инвестиций. Процветающий туристический сектор может привлекать инвестиции в смежные сферы: гостиничное строительство, индустрию развлечений, транспортную отрасль и т. д. Это способствует экономическому развитию в целом, а также содействует созданию новых рабочих мест.

— Развитие инфраструктуры. Для удовлетворения потребностей туристов страны часто инвестируют в развитие транспортной, гостиничной, развлекательной и коммунальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, способствует улучшению качества жизни местного населения и стимулирует рост экономики в целом [3].

Итак, важность туризма для государства трудно переоценить: он способствует экономическому развитию, создает рабочие места, стимулирует инвестиции в инфраструктуру и развитие культуры. Также туризм обеспечивает культурный обмен, укрепляет международные отношения и выступает инструментом сохранения и популяризации культурного наследия, традиций и обычаев региона. Кроме того, он может быть мощным стимулом для сохранения природы, так как предлагает экономические стимулы для ее защиты.

Однако этот бизнес крайне специфичен — сложно найти сферу деятельности, которая была бы схожа с туризмом. И зачастую, особенно на начальном этапе существования фирмы, собственники туристического бизнеса попадают в сложные ситуации, решение которых практически невозможно найти, если опираться на опыт предприятий из другой сферы деятельности.

Далее мы рассмотрим основные особенности и типичные проблемы финансового анализа деятельности туристических фирм. Считаем важным подчеркнуть, что тщательный финансовый анализ поможет туристической фирме не только оценить свое финансовое положение, выявить потенциальные проблемы и возможности для его улучшения, но также и разработать стратегию достижения поставленных финансовых целей.

Обозначим основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при проведении качественного финансового анализа деятельности организации.

Начать стоит с оценки доходов и расходов, прибыли и убытков. Этот процесс включает анализ и прогнозирование прибыли от продажи туристических услуг (туры, бронирование отелей, аренда автомобилей и т. д.). Также необходимо учесть все операционные расходы, включая зарплату сотрудников, аренду офиса, маркетинговые затраты и т. д. Финансовый анализ позволит оценить прибыльность бизнеса, определить ключевые источники дохода и то, какие услуги или продукты приносят наибольшую прибыль. Также стоит обратить внимание на управление затратами: это важная часть финансового анализа, которая подразумевает контроль и оптимизацию расходов на различные операционные и административные нужды.

Ключевой особенностью туристического бизнеса являются сезонные колебания и связанные с ними риски. Спрос на туристические услуги подвержен сезонным колебаниям и зависит от времени года, праздников и культурных событий. Например, высокий спрос характерен для сезона летних отпусков и праздничных дней, в другие периоды он снижается. Это напрямую влияет на финансовые показатели туристических организаций.

Кроме того, на индустрию влияют экономические и политические изменения, поэтому их важно также учитывать при анализе рисков. Например, в современных реалиях против России введен ряд санкций со стороны других стран, и это распространяется на деятельность банков. В связи с этим некоторые контрагенты вынуждены прекратить сотрудничество с некоторыми туристическими фирмами нашей страны из-за того, что банки блокируют валютные платежи из России. Бизнесу приходится искать другие способы оплаты услуг контрагентов, что может привести к потере клиентской базы и, соответственно, снижению прибыли предприятия. Помимо этого, в России осталось не так много банков, которые в принципе могут заниматься отправкой валюты за границу. В связи с этим и большим количеством ограничений в отношении валютного регулирования стоимость услуг банка в отношении валютного контроля за последний год увеличилась на 60 % [4].

Следующий немаловажный, ключевой аспект анализа для обеспечения финансовой устойчивости и способности фирмы к росту и развитию — эффективное управление денежными потоками, ликвидностью и оборачиваемостью активов. Для примера рассмотрим такой показатель, как коэффициент текущей ликвидности — один из самых распространенных и в отечественном, и в международном финансовом анализе. Этот коэффициент представляет собой соотношение оборотных активов компании и ее краткосрочных обязательств. Большинство финансовых специалистов считают, что оптимальное значение этого показателя — от одного до двух: в таком случае оборотных активов должно быть достаточно для покрытия хотя бы половины краткосрочных обязательств. Однако если оборотные активы превышают обязательства более чем в два раза, это указывает на неэффективную структуру капитала компании.

Подобное объяснение нормативного значения этого показателя кажется вполне логичным, особенно в контексте дескриптивной модели анализа финансовой отчетности. Однако при тщательном анализе компонентов данного коэффициента можно заключить, что такая оценка ликвидности предприятия является недостаточно обоснованной и исключает возможность принятия каких-либо финансовых решений на основе приведенных критериев. Из перспективы функционального финансового анализа отрицательное значение финансово-эксплуатационных потребностей (ФЭП) считается для компании благоприятным [2]. Это указывает на то, что финансирование производственного или торгового цикла осуществляется за счет отсрочек платежей, что вполне обоснованно, поскольку уменьшается потребность в дополнительных финансовых средствах для основной деятельности предприятия и появляется внутренний капитал, который может быть направлен на расширение бизнеса или развитие новых направлений деятельности. Финансово-эксплуатационные потребности рассчитываются как разница между оборотными активами и текущими обязательствами предприятия (кредиторская задолженность).

Следовательно, компания, которая ограничивается использованием заемных средств исключительно в форме товарных кредитов, должна стремиться к созданию наибольшей разницы между своими краткосрочными активами и обязательствами. При такой финансовой политике наблюдается устойчивое уменьшение показателя ликвидности, значение которого может опуститься ниже единицы. Это явление расценивается многими экспертами как отрицательная тенденция и интерпретируется как ухудшение в управлении финансовыми ресурсами организации.

Говоря о верхнем пределе нормативного значения коэффициента текущей ликвидности, можно сделать те же выводы. Если организация использует только собственные средства, то расчет коэффициента ликвидности становится практически невозможным. Однако говорить о неоптимальной структуре капитала без дополнительного анализа нецелесообразно. В условиях девальвации и инфляции компания, привлекающая товарные кредиты, может столкнуться с ситуацией, когда финансовые расходы по заемным средствам составят значительную часть общих затрат компании и резко снизят ее рентабельность.

Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются туристические компании в России, являются процессы инфляции и девальвации, происходящие в экономике. Учет их воздействия на бизнес является одной из наиболее сложных задач финансового анализа не только в России, но и за рубежом. Определение стоимости активов в условиях быстрого роста цен и обесценения национальной валюты представляет собой сложную проблему для финансовых менеджеров, которую необходимо обязательно решить в рамках анализа финансовой деятельности компании.

Необходимость определения реальной стоимости активов при проведении финансового анализа обусловлена связью активов и обязательств компании. Инфляционные и девальвационные процессы влияют на работу туристических фирм не только отрицательно: при инфляции стоимость активов увеличивается, что может принести дополнительную прибыль, которую можно подсчитать, сравнив начальную стоимость активов с их текущей ценой [2].

Однако при рассмотрении инфляционной прибыли важно учитывать реальное изменение стоимости средств, вложенных в активы, при возможности их альтернативного использования. Сравнение инфляционной прибыли с выгодой, потерянной при отказе от альтернативы, необходимо для точной оценки эффективности работы компании. Для специалиста, проводящего финансовый анализ, выбор метода учета инфляционного и девальвационного влияния на работу фирмы является важной задачей.

В практике российских экономистов существуют два метода «корректировки на инфляцию» при финансовом анализе: 1) пересчет показателей в базовых ценах; 2) проведение анализа в номинальных ценах с последующим дисконтированием. Эти две методики не обеспечивают необходимой точности, поскольку в обоих случаях при пересчете показателей используются субъективные коэффициенты корректировки, которые нельзя сопоставить с фактическими ожиданиями инфляции. Тем не менее метод базовых цен позволяет руководителям компании оценить, насколько они отстают от изменений стоимости денег во время использования имеющихся у них активов.

Для улучшения такой оценки многие российские туристические компании ориентируются на текущие рыночные цены. Затем, чтобы перевести эти значения в номинальные цены, они умножают их на индекс инфляции. Однако изменение разницы между доходами и расходами на такой же индекс является нецелесообразным, поскольку расходы компании увеличиваются на тот же коэффициент, хотя фирма может понести их в разное время (при продаже продукции), что изменит их фактическую стоимость. Именно поэтому при анализе деятельности компании рекомендуется фиксировать расходы, не связанные с себестоимостью продукции, в реальной цене, а себестоимость реализованной продукции корректировать на индекс инфляции. Действуя таким образом при расчете прибыли для внутреннего анализа, финансист получит более точное представление о ее реальной величине за счет сохранения уровня расходов в реальных ценах (как постоянных, так и переменных).

Туристический бизнес сегодня переживает не лучшие времена — пожалуй, самые сложные за весь период его развития в России. Во многие страны закрыт перелет из России напрямую, вследствие чего необходимо искать обходные пути их посещения, что сильно «бьет по кошельку» клиентов туристических фирм. Многие контрагенты приняли решение о разрыве контрактов с российскими агентствами, клиентам стало удобнее самостоятельно выбирать туристические услуги, чем обращаться в фирму, и т. д.

Безусловно, все вышеперечисленное влияет на финансовое состояние туристических компаний, а в дальнейшем окажет влияние и на государство в целом. Владельцам туристических фирм необходимо грамотно подходить к финансовому анализу, прогнозированию и системе планирования — учет этих факторов в совокупности будет давать положительные результаты. Государству же, в свою очередь, следует продолжать поддерживать данную отрасль.

Литература:

  1. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 293 c. — Текст : непосредственный.
  2. Терентьев, А. В. Особенности и проблемы финансового анализа туристских фирм / А. В. Терентьев. — Текст : непосредственный // Вестник КамчатГТУ. — 2010. — № 10. — С. 114–120.
  3. Власова, М. Г. Экономическая значимость туризма на современном этапе / М. Г. Власова, А. В. Столяренко. — Текст : непосредственный // Экономика и социум. — 2017. — № 4 (35). — С. 338–344.
  4. Семенюк, Ю. Как устроен валютный контроль и зачем нужен / Ю. Семенюк. — Текст : электронный // Тинькофф Журнал: [сайт]. — URL: https://t-j.ru/guide/currency-rules/ (дата обращения: 04.05.2025).
  5. Туризм как одна из динамичных отраслей экономики. — Текст: электронный // Студенческий справочник: [сайт]. — URL: https://spravochnick.ru/turizm/suschnost_turistskoy_d eyatelnosti_i_turprodukta/turizm_kak_odna_iz_dinamchnyh_otrasley_ekonomiki/ (дата обращения: 04.05.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экономика
финансовая деятельность
туристические фирмы
туристические организации
ликвидность
прибыль
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 195-198):
Часть 3 (стр. 161-235)
Расположение в файле:
стр. 161стр. 195-198стр. 235

Молодой учёный