В статье обоснована актуальность формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Автор описывает опыт работы по использованию игровой деятельности как основы формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Автор рекомендует применять в работе со старшими дошкольниками различные виды игры для формирования межличностных отношений — театрализованные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Ключевые слова: отношения, межличностные отношения, дети старшего дошкольного возраста, игра, игровая деятельность.
В настоящее время в современных дошкольных образовательных организациях большое внимание отводится вопросам познавательного развития, духовно-нравственного воспитания, речевого развития, формирования здорового образа жизни и др. детей, однако наблюдается тенденция снижения культуры общения в детском коллективе, отсутствие либо низкий уровень сформированности умений общаться между собой у детей. Поэтому, на наш взгляд, проблемы формирования межличностных отношений у детей в дошкольный период является как никогда актуальной.
Проблема формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста является объектом изучения в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Аникина У. Ю., Гафурова Т. Р., Гидденс Э., Гогоберидзе А. Г., Курлина К. В., Лисина М. И., Солнцева О. В., Репина Т. А., Смирнова Е. О., Холмогорова В. М., Чумовская О. Н., Широкова А. Б. и др. [3].
Межличностные отношения дошкольника представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей детей с разными сторонами объективной действительности, которая включает взаимосвязанные между собой компоненты — отношение ребенка к людям, отношение ребенка к себе, отношение ребенка к предметам внешнего мира [4].
В дошкольном возрасте развитие межличностных отношений происходит интенсивно. Межличностные отношения детей выступают в качестве основы духовно-нравственного развития личности, порождают смыслозначимые сильные переживания, определяют поступки. Именно во взаимоотношениях с окружающими, как считают Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др. осуществляется формирование системы представлений ребенка о себе и окружающих людях, а также возникает модель мира [1]. Именно поэтому так важно не упустить данный сензитивный период в развитии взаимоотношений.
Ведущим видом деятельности, влияющим на психическое развитие ребенка, как отмечают Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др., является игра. В игре происходит и становление взаимоотношений между детьми [2]. То есть правильное руководство игровой деятельностью дошкольников способствует формированию их межличностных отношений.
В своей практике мы используем различные виды игр для формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашей работы состоит в формировании позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов игр.
Основными задачами, которые мы решаем, являются следующие:
— устранение конфликтных ситуаций между сверстниками;
— формирование умения взаимодействовать с окружающими;
— установление позитивной и доброжелательной обстановки в детском коллективе.
Мы считаем, что театрализованные игры способствуют формированию позитивных межличностных отношений в группе между сверстниками. В таких играх дети имеют возможность разыграть сюжеты, ситуации, беря на себя определенные роли, тем самым вступая в разнообразные контакты между собой. Дошкольники учатся самостоятельно строить взаимоотношения, сталкиваясь с интересами своих партнеров, приучаются считаться с ними в совместной деятельности. Мы предлагаем старшим дошкольникам следующие театрализованные игры: «Кузнечик», «Сугроб», «Договорим то, чего не сказал автор», «Телефон», «Как варили суп», «День рождения» и пр.
Подвижные игры не только всесторонне развивают детей, обогащают их двигательный опыт, удовлетворяют потребность в движении, но и создают у них радостное настроение, вызывают чувство удовольствия, что оказывает положительное влияние на развитие дружеских взаимоотношений. Подвижные игры ставят перед каждым ребенком такие условия, в которых ему приходится самостоятельно решать и действовать, достигать цель. В процессе игры от действий одного участника может зависеть ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, воспитания чувства ответственности за свои поступки, т. е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств — товарищества, дружбы, взаимопомощи. Для старших дошкольников рекомендуем такие подвижные игры как «Веселые кузнечики», «Веселые старты», «Лебедь, рак и щука», «Передай — встань», «Карусель», «Угадай, кого поймали», «Мы веселые ребята», «Стадо и волк», «Гуси-лебеди», «Охотники и зайцы» и т. д.
Активно применяем дидактические игры в формировании межличностных отношений у детей, так как они способствуют осознанию дошкольниками чувства общности со сверстниками, формированию умения отмечать достоинства и переживания сверстника, а также помогают в реальном и игровом взаимодействии. Перед педагогом стоит задача — научить ребенка согласовывать свои действия с поведением других детей, что содействует возникновению сплоченности, ориентации на другого ребенка, появлению чувства общности. Также в дидактической игре ребенок учится видеть и подчеркивать достоинства и положительные качества сверстников. Мы предлагаем детям старшего дошкольного возраста дидактические игры, направленные на формирование умения распознавать эмоциональное состояние другого человека: «Ты мне нравишься (паутина)», «Говорящие очки», «Как ты себя чувствуешь?», «Изобрази эмоции», «Мое настроение» и др. также рекомендуем использовать игры, направленные на формирование умения вести диалог с взрослыми и сверстниками: «Интервью», «Придумай предложение», «Собери чемодан», «Через стекло», «Мы похожи?», «Переговоры» и пр. Интересными являются дидактические игры, направленные на формирование навыков позитивного общения с взрослыми и сверстниками: «Давайте поговорим», «Десять вопросов», «Радио», «Распускающийся бутон», «Кого не хватает?», «Помощь Бельчонку», «Школа», «Семья покупает полезные продукты» и др.
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, обусловливает существование в игровых объединениях детей общности требований, согласованности действий, совместного планирования. В сюжетно-ролевых играх реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются дошкольниками, они начинают принимать во внимание интересы партнеров, взаимодействие со сверстниками является не только условием достижения общей цели, но и самой целью, а также у них проявляется взаимная поддержка, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Мы предлагаем разнообразные сюжетно-ролевые игры для детей: «Семья», «Детский сад», «Библиотека», «Скорая помощь», «Ветеринарная лечебница», «Аптека», «Магазин», «Швейное ателье», «Фотоателье», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Цирк» и др. Также мы включаем сюжетно-ролевые игры, отвечающие потребностям современных детей, а именно «Банкомат», «Супермаркет», «Служба спасения», «Доставка товаров», «Такси», «Аэропорт. Полёт в самолете», «Школа танцев» и др.
Нельзя забывать, что значительная роль в формировании межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности отводится педагогам дошкольного образования. Именно они способны подсказать новый поворот сюжета, интересную идею, направить игру на формирование определенных качеств, приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимание внутренней мотивации собственных действий, развитие способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных.
Таким образом, учитывая тот факт, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период детства, мы утверждаем об эффективности использования игровой деятельности в формировании межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Именно в игре старшие дошкольники способны «примерить» на себя различные роли, стать участниками различных ситуаций общения, учатся решать конфликтные ситуации, искать пути выхода из той или иной ситуации и т. д.
Литература:
1. Бутырина Н. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Бутырина, Н. М. Кашина // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2017. — С. 27–29.
2. Комратова Н. Г. Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2016. — С. 39–43.
3. Махмадиева Г. С. Игровая деятельность как основа формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста//Endless light in science. — 2023.
4. Шахбанова Н. А. Игра как средство развития межличностных отношений детей дошкольного возраста//Современный урок. — 2021. — №. 11.