Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровые инструменты в профориентационной деятельности педагога

Педагогика
02.05.2025
44
Поделиться
Библиографическое описание
Гамаюнова, О. В. Цифровые инструменты в профориентационной деятельности педагога / О. В. Гамаюнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124661/.


В статье автор описывает опыт знакомства старшеклассников с профессиями, востребованными в условиях развития цифровой экономики, а также с цифровыми ресурсами, помогающими в профессиональном самоопределении обучающихся.

Кл ючевы е слова: цифровизация, цифровые технологии, профессиональное самоопределение, цифровые профориентационные ресурсы.

Digital tools in the career guidance of a teacher. In the article, the author describes the experience of introducing high school students to professions that are in demand in the context of the development of the digital economy, as well as digital resources that help students in professional self-determination.

Keywords: digitalization, digital technologies, professional self-determination, digital career guidance resources.

С 2019 года в России реализуется национальная программа «Цифровая экономика». Руководство нашей страны определило курс на построение цифровой экономики, основанной на активной реализации цифровых технологий в производстве, государственном управлении, а также в таких аспектах социально-экономической деятельности, как здравоохранение и образование. Сегодня в качестве одного из определяющих трендов в развитии отечественного образования называют его цифровую трансформацию, цифровизацию. Мы являемся свидетелями того, как:

— разрабатываются и внедряются в систему образования массовые онлайн курсы;

— вводятся в практику деятельности образовательных организаций специализированные программы (Skype, Zoom, Teams);

— расширяется опыт организации учебной деятельности школьников с применением возможностей образовательных платформ («ЯКЛАСС», «Инфошкола», «Google Класс», СберКласс и др.);

— начинают активно использоваться в организации образовательного процесса цифровые технологии (технологии блокчейн, телеприсутствия, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, облачные технологии) [2, с. 79].

Цифровая экономика испытывает потребность в специалистах креативных и критически мыслящих, владеющих цифровой грамотностью, способами эффективного сотрудничества [4, с. 429]. Цифровая экономика с неизбежностью влечет за собой обновление педагогических практик, в том числе и практик профессионального самоопределения старшеклассников. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс поиска школьником «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Основным планируемым результатом профориентационной работы в настоящее время признается готовность к профессиональному самоопределению — интегральная характеристика обучающегося, свидетельствующая о наличии у него знаний, умений, опыта деятельности и личностных качеств, необходимых для успешного решения задач профессионального самоопределения, соответствующих текущему возрастному и образовательному этапу его развития [1, с. 431]. С целью педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении в МОБУ гимназия № 5 г. Сочи им. Туренко Е. Г. разработан и реализуется курс внеурочной деятельности «Основы профориентации». Отличительной особенностью данного курса является знакомство ребят с осуществляемой в настоящее время цифровизацией миром профессий, с цифровыми технологиями, которые используются в различных сферах профессиональной деятельности. В рамках модуля курса «Цифровизация мира профессий» с ребятами рассматриваются такие вопросы как:

— Информационное общество. Цифровая экономика.

— Цифровизация профессиональной деятельности.

— Цифровые технологии: искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность, Интернет вещей, машинное обучение, робототехника, 3D-печать.

— Востребованные профессии в условиях развития цифровой экономики.

В ходе реализации курса внеурочной деятельности «Основы профориентации» организуются и проводятся интерактивные профориентационные экскурсии и практики на предприятия города, в рамках которых ребята знакомятся не только с содержанием профессиональной деятельности представителей разных профессий, но и с цифровизацией их профессиональной деятельности.

Школа, отвечая вызовам времени, включилась в глобальные процессы цифровизации, неизбежным следствием которой является трансформации образовательной среды и социальной ситуации развития, повседневность которых связана с цифровыми устройствами и технологиями как новыми социально-культурными средствами [1, с. 424].

Поэтому важной составляющей профориентационной работы в МОБУ гимназия № 5 г. Сочи им. Туренко Е. Г. является знакомство старшеклассников с профориентационными сервисами и ресурсами, как помогающими в профессиональном самоопределении (например, сервис «Профгид», всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ», проект ранней профориентации школьников 6–11 классов «Билет в будущее»), так и сервисами, которые наглядно демонстрируют старшеклассникам востребованность в профессиях в регионе (например, сервис Head Hunter).

Информация о профориентационных ресурсах, также как и информация о профессиональных образовательных организациях, организациях высшего профессионального образования Краснодарского края и г.Сочи выкладывается раз в 2 недели на созданной странице ВК «Мир профессий».

Необходимо отметить, что в условиях использования цифровых сервисов и ресурсов, помогающих старшеклассникам в профессиональном самоопределении, создается ситуация, обеспечивающая возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории. Специфика процесса проектирования индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников в образовательном процессе гимназии состоит в необходимости оказания учителем, классным руководителем педагогической поддержки школьнику.

Педагогическая поддержка призвана помочь ребенку познать самого себя, осознать имеющийся опыт, осмыслить свои интересы и возможности, сконструировать индивидуально-неповторимый образ жизни, выбрать оптимальный режим нагрузок, определить способы реагирования на неудачи, формы проведения досуга и т. п. Педагогика поддержки ориентирует учителя на помощь ребенку в осознании своих проблем (в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни), в понимании их истинных причин, в формировании целей, связанных с необходимостью решения этих проблем и создания условий для их достижения [3, с. 169].

Поддержка школьников в профессиональном самоопределении — ключевой целевой ориентир современной отечественной образовательной практики. Обновление педагогических практик профессионального самоопределения старшеклассников в МОБУ гимназия № 5 г. Сочи им. Туренко Е. Г. осуществляется по следующим направлениям: знакомство обучающихся с профессиями, востребованными в условиях развития цифровой экономики; использование цифровых профориентационных ресурсов.

Литература:

  1. Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении //Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — №. 12. — С. 431–439.
  2. Канищева Е. В. цифровизация образовательного процесса: проблемы и пути решения //Кубанская школа. — Краснодар: Институт развития образования Краснодарского края. — №. 2. — С. 79- 83.
  3. Резникова Ю. Г., Голавская Н. И. Проектирование индивидуальной образовательной траектории гимназиста. // Вестник Бурятского госуниверситета. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2009. — С.168–171
  4. Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. N 6 (42). С. 422–434
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цифровизация
цифровые технологии
профессиональное самоопределение
цифровые профориентационные ресурсы
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 413-415):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 413-415стр. 471

Молодой учёный