Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Тревожность подростков в контексте проблемного использования Интернета

Научный руководитель
Психология
01.05.2025
17
Поделиться
Библиографическое описание
Тутыхина, П. Л. Тревожность подростков в контексте проблемного использования Интернета / П. Л. Тутыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124660/.


В статье рассматриваются результаты исследования тревожности подростков в контексте проблемного использования Интернета.Висследовании изучено влияние использования Интернета подростками на формирование и развитие тревожности. Гипотеза исследования: существует связь тревожности с проблемного использования интернета в подростковом возрасте. Полученные данные показывают наличие связи между тревожностью и проблемным использованием интернета в подростковом возрасте. Выявлено, что подростки с высоким уровнем тревожности демонстрируют более высокие показатели проблемного использования интернета, особенно в аспектах регуляции настроения через интернет и предпочтения онлайн-общения. Это может свидетельствовать о том, что тревожные подростки используют интернет как способ избегания негативных эмоций и стрессовых ситуаций, что в перспективе может способствовать формированию интернет-зависимости.

Ключевые слова: тревожность, проблемное использование интернета, подростковый возраст.

Тревожность и проблемное использование интернета являются серьезными проблемами, которые могут оказать значительное влияние на жизнь подростков.

Тревожность — это состояние повышенной эмоциональной напряженности, которое может проявляться в виде страха, беспокойства, нервозности и других симптомов. Тревожность может быть вызвана различными факторами, такими как стресс, негативные жизненные события или проблемы со здоровьем.

Проблемное использование интернета — это состояние, при котором человек не может контролировать использование интернета, и оно начинает негативно влиять на его жизнь. Это может проявляться в виде постоянного желания находиться в сети, неспособности отвлечься от интернета даже при необходимости, ухудшении социальных навыков и других проблем.

В современном мире интернет стал неотъемлемой частью жизни людей. Он предоставляет доступ к огромному количеству информации, позволяет общаться с людьми со всего мира, играть в игры и многое другое. Однако, несмотря на все преимущества интернета, его чрезмерное использование может привести к развитию интернет-зависимости.

В исследовании с участием 82 обучающиеся в возрасте от 14 до 15 лет (61 девочка и 21 мальчик) были применены следующие методики: шкала проблемного использования интернета (адаптация А. Б. Холмогоровой, 2018) [1, с. 56–79.].; тест тревожности Спилбергера — Ханина (адаптация Ю. Л. Ханина, 1978) [4]; шкала явной тревожности для подростков (TMAS, CMAS в адаптации А. М. Прихожан, 1994) [3]; тест школьной тревожности Филлипса (адаптация Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, 2002) [2].

Методы математической обработки эмпирических результатов: качественный анализ и количественный анализ результатов. Математическая обработка данных в программе IBM SPSS Statistics Subscription (применялся критерий Колмогорова — Смирнова для определения нормативности распределения результатов, критерий Манна-Уитни и Краскела — Уоллиса для выявления различий между независимыми выборками и коэффициент ранговой корреляция ρ Спирмена для выявления связи признаков).

Проведенное исследование основывалось на использовании комплекса валидных психодиагностических методик, применении адекватных методов математической статистики и репрезентативной выборке подростков. Это позволяет считать полученные результаты достоверными и обоснованными.

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить особенности связи между тревожностью и проблемным использованием интернета у подростков 14–15 лет, а также обосновать основные профилактические меры, направленные на снижение уровня тревожности и формирование здоровых стратегий цифрового поведения.

Анализ результатов показал, что значительная часть подростков демонстрирует умеренный и высокий уровни тревожности, причем личностная тревожность выражена сильнее, чем ситуативная. Наиболее распространенными видами тревожности среди респондентов являются тревожность, связанная с учебной деятельностью (страх ситуации проверки знаний, фрустрация потребности в достижении успеха), а также социальная тревожность, включающая страх не соответствовать ожиданиям окружающих и трудности в отношениях с педагогами. Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что школьная среда является значимым фактором, влияющим на уровень тревожности у подростков.

Анализ проблемного использования интернета показал, что у большинства подростков данный показатель находится на среднем уровне выраженности, однако у 13,4 % выборки он достигает высоких значений. Наиболее выраженными аспектами проблемного интернет-поведения стали предпочтение онлайн-общения перед реальным и использование интернета для регуляции настроения. Это свидетельствует о компенсаторной функции цифровой среды для подростков с высоким уровнем тревожности.

Корреляционный анализ выявил значимые положительные связи между тревожностью и проблемным использованием интернета. Подростки с высоким уровнем тревожности чаще используют интернет как средство избегания стресса и негативных эмоций, при этом наиболее выраженная связь наблюдается между личностной тревожностью и использованием интернета для регуляции настроения. Этот факт подтверждает гипотезу о том, что тревожные подростки склонны к формированию дезадаптивных стратегий совладания, что в перспективе может способствовать развитию интернет-зависимости.

Половые различия в уровнях тревожности и проблемного использования интернета в целом не выявлены, за исключением страха не соответствовать ожиданиям окружающих, который оказался более выражен у девочек. Это согласуется с исследованиями, указывающими на большую зависимость подростков женского пола от внешней оценки.

На основании полученных данных разработаны рекомендации по профилактике тревожности и проблемного использования интернета у подростков. В их основе лежит формирование цифровой грамотности, обучение стратегиям эмоциональной регуляции и стрессоустойчивости, коррекция социальных навыков и работа с самооценкой. Важное место занимает участие семьи и школы в создании благоприятных условий для формирования осознанного интернет-поведения у подростков.

Рекомендации включают:

— развитие цифровой гигиены и навыков тайм-менеджмента;

— обучение методам саморегуляции (дыхательные упражнения, когнитивная реструктуризация, техники осознанности);

— вовлечение подростков в офлайн-активности, направленные на укрепление социальных связей;

— создание в семье и школе поддерживающей среды, способствующей снижению тревожности и формированию здоровых поведенческих стратегий.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о наличии связи между тревожностью и проблемным использованием интернета в подростковом возрасте, а также обосновало необходимость комплексного подхода к профилактике данных феноменов. Разработанные рекомендации могут быть использованы родителями, педагогами и психологами для снижения уровня тревожности подростков и формирования у них адаптивных стратегий поведения в цифровой среде.

Литература:

  1. Герасимова А. А., Холмогорова А. Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. — 2018. Т. 26. — № 3. — С. 56–79.
  2. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. — СПб: Речь, 2002. — 694 с.
  3. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 е.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
  4. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. — Ленинград: ЛНИИФК, 1976. — 40 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
тревожность
проблемное использование интернета
подростковый возраст
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 65-67):
Часть 1 (стр. 1-73)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 65-67стр. 73

Молодой учёный