Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Несовершеннолетние как участники общественных отношений в сфере информации: необходимость в обеспечении безопасности

Юриспруденция
28.04.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Лукьянов, Д. К. Несовершеннолетние как участники общественных отношений в сфере информации: необходимость в обеспечении безопасности / Д. К. Лукьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 315-316. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124608/.


Статья посвящена вопросам обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в условиях цифровой трансформации общества. Исследуется наличие необходимости в принятии соответствующих мер в рамках политики обеспечения информационной безопасности, направленной на детей.

Ключевые слова: информационная сфера, безопасность, несовершеннолетние, сеть Интернет, защита детей.

Цифровая трансформация, охватывающая все сферы общественного взаимодействия, в том числе оказывает глубокое и разнонаправленное влияние на личность ребёнка как субъекта социального взаимодействия. Особенно это заметно при сравнении представителей различных поколений: дети, родившиеся в начале нашего века, демонстрируют иные модели поведения, нормы коммуникации и восприятия реальности по сравнению с теми, кто появился на свет достаточно позже.

Сегодняшние дети не мыслят жизни без медиа. Телевидение, интернет и соцсети — важная часть их развития и социализации. Но вместе с возможностями, которые дает прогресс, растет и тревога: медиаконтент всё чаще оказывает разрушительное влияние на психику подростков. Дети особенно уязвимы — им легко навязать чужое мнение, они склонны к подражанию и еще не умеют критически оценивать информацию. Поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос: как сбалансировать право ребенка на доступ к информации с необходимостью его защиты от вредного контента?

В ранее опубликованных исследованиях нами отмечалось, что «правовое регулирование обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в условиях цифровой трансформации требует комплексного подхода, включающего как правовые меры, так и повышение осведомленности у детей и их родителей. В условиях активного использования детьми интернет-ресурсов и растущих угроз, поступающих их них, необходима трансформация действующего правового регулирования путём внесения изменений» [2, с.414].

Действительно, современные дети практически с первых лет жизни погружены в цифровую среду, которая для них становится неотъемлемой частью социальной, образовательной и даже правовой действительности. Виртуальное пространство выполняет функции не только досуга или обучения, но и становится платформой для самовыражения, формирования и реализации активной гражданской позиции. Интернет даёт юным пользователям доступ к ранее недостижимым формам участия в общественной жизни, что, несомненно, следует рассматривать как реализацию их конституционного права на свободу выражения мнения (ст. 29 Конституции РФ), а также права на участие в жизни общества, закреплённого в Конвенции о правах ребёнка (ст. 12).

Однако наряду с этим открываются и значительные риски. Дети, оказавшись в виртуальной реальности, становятся уязвимыми перед различными формами деструктивного воздействия: кибербуллингом, распространением запрещённого контента, вовлечением в противоправные действия, что угрожает не только их психоэмоциональному благополучию, но и правам, гарантированным в международных и национальных правовых актах — в частности, праву на защиту, безопасность и на благоприятную для развития среду (ст. 19, 34 и 36 Конвенции о правах ребёнка; ст. 56 Семейного кодекса РФ).

Следовательно, обеспечение цифровой безопасности детей сегодня выступает не отвлечённой теоретической задачей, а насущным направлением государственной политики, реализуемой через национальные стратегии в области информационной безопасности, федеральные программы и правоприменительную практику. При этом ответственность за соблюдение и защиту прав несовершеннолетних в цифровой среде должна быть распределена между государством, институтом семьи, системой образования и, в определённой мере, самими детьми, в зависимости от их возраста и уровня осознанности.

Цифровые технологии, проникая во все аспекты повседневного бытия, формируют амбивалентное воздействие на личность ребёнка. С одной стороны, они служат мощным инструментом развития, предоставляя новые возможности для получения знаний, коммуникации и социализации. С другой — они нередко становятся источником разрушительных воздействий, искажая психику, подрывая доверие к окружающему миру, провоцируя зависимость и отчуждение. Ребёнок, оказавшийся в эпицентре такого технологического влияния, нуждается в особых правовых механизмах защиты, адаптированных к специфике цифровой среды.

Стоит согласиться с Н. Е. Колобаевой и С. Э. Несмеяновой в том, что «специальные подходы к правовому регулированию прав ребенка обусловлены и необходимостью окружать детей заботой. Ребенку нужно расти в семейном кругу, в атмосфере счастья, любви и понимания, позволяющей ему развиваться как личность. Это налагает на государства дополнительные обязанности. При формировании атмосферы счастья, любви и понимания юридический инструментарий государств ограничен, такие ценности сложно регулировать с помощью права. Их правовая защита заключается прежде всего в выявлении рисков разрушения «атмосферы» и обеспечении их профилактики юридическими средствами» [1, с.15].

Представляется, что современные реалии свидетельствуют о наличии множества угроз, нарушающих как личные неимущественные права несовершеннолетних (право на неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, психическое здоровье), так и интересы общества и государства в сохранении целостного нравственного и культурного пространства. Распространение в сети Интернет информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, вовлечение в противоправную деятельность, кибербуллинг, манипулятивные практики и воздействие на формирование мировоззрения — все это требует системной правовой реакции. Среди ярких примеров: проект «Синий кит» [4], звонки от мошенников [3] и иные угрозы.

В связи с этим, необходимость обеспечения безопасности несовершеннолетних в информационных отношениях несомненна. Она как особой комплекс мер требует индивидуально выработанного подхода, включающего: усиление мониторинга и контроля за онлайн-пространством, совершенствование законодательных норм, продвижение программ по цифровому обучению и просвещению, а также создание эффективных механизмов социальной поддержки для тех, кто стал жертвой информационных угроз. Только в случае комплексной и системной работы можно гарантировать реальную защиту детей от множества опасностей, с которыми они сталкиваются в информационной среде.

Литература:

  1. Колобаева Н. Е., Несмеянова С. Э. Информационная безопасность несовершеннолетних и право на доступ в Интернет // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2020. — № 6. — С.14–21.
  2. Лукьянов, Д. К. Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, в условиях цифровой трансформации / Д. К. Лукьянов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 411–414.
  3. Подростку в Новокузнецке позвонил «завуч» школы — ребенок перевел мошенникам 1,4 млн рублей // URL: https://ug.ru/podrostku-v-novokuzneczke-pozvonil-zavuch-shkoly-rebenok-perevel-moshennikam-14-mln-rublej/ (дата обращения: 25.04.2025).
  4. Создателя канала «Синий кит» приговорили к 9 годам колонии // URL: https://snob.ru/news/sozdatelia-kanala-sinii-kit-prigovorili-k-9-godam-kolonii/ (дата обращения: 25.04.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информационная сфера
безопасность
несовершеннолетние
сеть Интернет
защита детей
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 315-316):
Часть 5 (стр. 315-397)
Расположение в файле:
стр. 315стр. 315-316стр. 397

Молодой учёный