Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль цифровых ресурсов в современном начальном образовании

Педагогика
05.05.2025
16
Поделиться
Библиографическое описание
Мамедова, А. А. Роль цифровых ресурсов в современном начальном образовании / А. А. Мамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 430-432. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124412/.


В статье рассматривается влияние цифровых ресурсов на организацию образовательного процесса в начальной школе. Представлен анализ потенциала и перспектив информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при их внедрении. Раскрываются формы использования цифровых инструментов, отражены изменения в подходах к обучению и мотивации младших школьников. Подчёркивается необходимость развития цифровой компетентности педагога. Статья основана на практическом опыте использования ИКТ в начальной школе.

Ключевые слова: начальное образование, цифровые ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, цифровая среда, электронные образовательные ресурсы, цифровая грамотность, ИКТ-компетентность учителя.

Современное образование невозможно представить без активного внедрения цифровых технологий. Особую актуальность этот процесс приобретает в условиях цифровой трансформации общества, которая затрагивает все уровни образовательной системы, включая начальное звено. Вопрос об использовании цифровых ресурсов в работе с младшими школьниками вызывает как интерес, так и дискуссии среди педагогов и исследователей: с одной стороны, технологии открывают новые дидактические возможности, с другой — порождают ряд педагогических, технических и психологических проблем.

Цель настоящей статьи — проанализировать роль цифровых ресурсов в начальном образовании, определить их потенциал в развитии обучающихся, выявить трудности их применения и обозначить направления эффективного использования.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это совокупность электронных платформ, мультимедийных материалов, программных и сетевых продуктов, предназначенных для поддержки и организации учебной деятельности. Они становятся важным компонентом цифровой образовательной среды, способствуют повышению качества обучения, вовлечённости учащихся и персонализации учебного процесса.

В начальной школе ЦОР используются в различных форматах. Ниже представлены основные виды цифровых ресурсов с примерами их эффективного применения:

1. Интерактивные платформы и тренажёры

Платформы типа Учи.ру, ЯКласс, РЭШ (Российская электронная школа) предоставляют задания с автоматической проверкой, визуализацией прогресса и возможностью адаптации сложности.

Пример.На платформе Учи.ру после изучения темы «Части речи» ученики проходят интерактивный тренажёр, где классифицируют слова по частям речи, выбирают верные ответы, а система моментально оценивает результат. Учитель видит статистику по каждому ребёнку, может скорректировать задания или предложить индивидуальный маршрут.

2. Образовательные мультимедиа (видеоуроки, анимации, презентации)

Такие ресурсы применяются на этапах объяснения и закрепления. Особенно эффективны при изучении окружающего мира, математики, русского языка, когда абстрактные понятия требуют наглядности.

Пример.При изучении темы «Круговорот воды в природе» используется анимационный видеоролик с платформы Инфоурок или Фоксфорд , где показан процесс испарения, конденсации и выпадения осадков. Это помогает учащимся лучше понять и запомнить материал благодаря зрительным образам.

3. Электронные учебники и рабочие тетради

Интерактивные версии учебников, например от издательств Просвещение , Бином , Вентана-Граф , включают встроенные задания, ссылки на дополнительные материалы, звуковое сопровождение.

Пример.На уроке литературного чтения учащиеся работают с электронным учебником: читают текст, слушают озвученную версию, выполняют задание на анализ персонажа, выделяют ключевые слова прямо в тексте. Такая форма работы активизирует внимание и способствует формированию навыков смыслового чтения.

4. Виртуальные лаборатории и интерактивные модели

Используются для изучения основ естественно-научных дисциплин, позволяя в наглядной форме наблюдать за процессами, недоступными в реальности в начальной школе.

Пример.При изучении темы «Как работает сердце» в рамках курса окружающего мира на платформе LMS МЭШ (Московская электронная школа) можно использовать виртуальную модель сердца, где учащиеся наблюдают движение крови по сосудам, последовательность сокращений камер, получают комментарии диктора.

5. Онлайн-сервисы для проектной и исследовательской деятельности

Такие сервисы, как Padlet , Google Jamboard , Wordwall , используются для оформления и представления детских проектов, совместной работы и визуализации информации.

6. Образовательные игры и квесты

Игровые платформы, такие как LearningApps , Plickers позволяют создавать обучающие игры, викторины, кроссворды. Они особенно эффективны на этапах повторения и закрепления материала.

7. Сервисы для обратной связи и самооценки

Ресурсы вроде Google Формы , Quizizz применяются для быстрой диагностики понимания материала, а также формирования навыков рефлексии.

Пример.Вконце урока учащиеся проходят экспресс-опрос в Google Форме с вопросами по теме. Результаты мгновенно отображаются в диаграммах, позволяя учителю и детям увидеть, какие вопросы вызвали затруднения.

Перспективы использования цифровых технологий в начальной школе

Использование цифровых ресурсов в начальной школе открывает ряд значительных перспектив:

  1. Повышение учебной мотивации: дети активно вовлекаются в процесс обучения благодаря ярким визуальным образам, игровым элементам, возможностям самостоятельного выбора темпа работы.
  2. Дифференциация обучения: электронные платформы позволяют подбирать задания по уровню сложности, что особенно важно при работе с разноуровневыми учащимися.
  3. Развитие универсальных учебных действий (УУД): ИКТ формируют навыки самостоятельного поиска информации, анализа, рефлексии, а также способствуют развитию информационной грамотности.
  4. Интерактивность и обратная связь: цифровые сервисы обеспечивают быструю проверку заданий, возможность анализа ошибок и повторного выполнения, что повышает качество усвоения материала.
  5. Развитие цифровой компетентности школьников: учащиеся с раннего возраста приобретают навыки безопасного и осмысленного взаимодействия с информационными технологиями.

Проблемы и риски внедрения ИКТ в начальной школе

Несмотря на очевидные плюсы, широкое применение цифровых ресурсов в начальной школе сопровождается рядом сложностей:

  1. Недостаточная ИКТ-компетентность педагогов. Учителю необходимо владеть не только техническими навыками, но и методикой включения ИКТ в образовательный процесс.
  2. Перенасыщение информацией. У детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты навыки отбора и критической оценки информации.
  3. Проблемы технического обеспечения. Не все образовательные учреждения обеспечены современной техникой и стабильным интернет-соединением.
  4. Снижение живого общения. При чрезмерном использовании ИКТ снижается количество коммуникативных ситуаций между учениками и учителем.
  5. Гигиенические и психофизиологические риски. Увеличение экранного времени требует особого контроля со стороны взрослого.

Цифровые ресурсы становятся неотъемлемой частью современного начального образования. Они открывают новые возможности для индивидуализации и активизации обучения, способствуют формированию метапредметных компетенций и цифровой грамотности. Однако для полноценной реализации их потенциала необходимо комплексное методическое сопровождение, повышение ИКТ-компетентности педагогов, а также грамотная организация цифровой среды с учётом возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, задача современной школы — не просто внедрить цифровые ресурсы, а выстроить продуманную цифровую образовательную среду, в которой технологии служат развитию, а не подмене живого, осмысленного обучения.

Литература:

  1. Афанасенко А. В., Соболь Е. А. Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях цифровизации образования//Цифровая дидактика: реалии и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Комсомольск-на-Амуре, 13.10.2022) / Под ред. О. А. Булавенко. — Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2022. — 155 с. — Текст: электронный. URL: https://amgpgu.ru/upload/iblock/42c/tsifrovaya_didaktika.pdf
  2. Севастьянова Т. П. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе//Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» — № 9 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-nachalnoy-shkole/viewer
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — с. 256 — URL: https://psv4.userapi.com/s/v1/d/lXBgpz4ZtdTZhX2W8HySFYls0jm8fz2Lf_rRUoKMxyQNRgNqz9lPUAkgwomQ6OQlzveuxuBZqNI8TaozAU9ptQ5-gVhd27Xg1Ep1qsJWDlP3XHCG1A78GA/G_K_Selevko_Sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii.pdf
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
начальное образование
цифровые ресурсы
информационно-коммуникационные технологии
цифровая среда
электронные образовательные ресурсы
цифровая грамотность
ИКТ-компетентность учителя
Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 430-432):
Часть 6 (стр. 399-471)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 430-432стр. 471

Молодой учёный