Одной из главных задач современной школы является развитие школьного ученического самоуправления, то есть когда дети сами «управляют» школьной жизнью. «Зачем?» — часто спрашивают ученики. Зачем проявлять инициативу, что-то придумывать, менять, создавать, когда и так всё организовано? Есть уроки, дополнительные занятия, свободное время. Что дает самоуправление?
Можно много рассказывать о возможностях сделать школьную жизнь интереснее, о социальном опыте и саморазвитии, но пока дети сами не сформулируют цели, не поймут, зачем им это надо, настоящей инициативы не будет. Именно поэтому важной частью работы школы является организация мероприятий, направленных на формирование у учащихся понимания необходимости постановки целей и разработки планов их достижения.
Самое главное — это создание благоприятной атмосферы внутри коллектива. Учащиеся должны чувствовать себя комфортно, иметь возможность свободно выражать свое мнение и предлагать идеи. Только в такой обстановке возможно возникновение инициативы и желания участвовать в управлении школьной жизнью. Первое, что мы сделали, создав ученический совет, — провели серию тренингов: на сплочение команды, на определение сферы интересов каждого ребенка. Далее мы разобрали все направления «Движения первых», проговорили, кому какое направление ближе и понятнее, кто за какое направление будет отвечать. На сегодняшний день мы результативно работаем по семи направлениям.
Патриотизм и историческая память — «Служи Отечеству!» (сбор гуманитарной помощи для бойцов СВО; мастер-классы по изготовлению шевронов с логотипом региона; благотворительные марафоны; благотворительные ярмарки-распродажи «Своих не бросаем», вырученные средства с которых направляются на приобретение гуманитарной помощи бойцам СВО; ежегодное поздравление тружеников тыла на дому праздничной агитбригадой с вручением сувенирной продукции).
Волонтерство и добровольчество — «Благо твори!» (помощь труженикам тыла, ежегодная поселковая акция «Все начинается с семьи» по чествованию золотых юбиляров Кассельского поселения, изготовление и вручение сувенирных изделий; «Парижский полумарафон» — фестиваль спорта, который проходит в с. Париж Нагайбакского района Челябинской области, где наши дети работают волонтерами).
Образование и знания — «Учись и познавай!» (наставники программы «Орлята России» проводят обучающие мастер-классы, развлекательные мероприятия).
Спорт — « Достигай и побеждай!» (утренняя зарядка, «Веселые старты», турслет со сдачей норм ГТО).
Экология и охрана природы — «Береги планету!» («Чистое село» — поселковые ежемесячные субботники; работа по проекту «PRO-зелень»; выращивание рассады для пришкольного участка, зелени для столовой; мероприятия на природе).
Труд, профессия и свое дело — «Найди призвание!» (работа в рамках профориентации: классные встречи, курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты»).
Культура и искусство — «Создавай и вдохновляй!» (театр книги «Дебют»).
Здоровый образ жизни — «Будь здоров!» (ежегодные общешкольные турслеты с привлечением медиков, родителей, социальных партнеров; ежемесячные тематические встречи с детским фельдшером; ежедневная утренняя общешкольная зарядка).
Медиа и коммуникации — «Расскажи о главном!» (работа медиацентра; освещение школьных и поселковых мероприятий на сайте «Навигаторы детства»; мастер-классы по обучению навыкам фото- и видеосъемки).
Таким образом, благодаря участию в подобных мероприятиях школьники не только развивают важные жизненные навыки, но и начинают понимать, какую роль играет самоуправление в их образовательной и социальной деятельности. Это помогает создать условия для более активного участия детей в коллективных делах, акциях и проектах, способствует эффективному развитию школьного ученического самоуправления. Активисты своим примером показывают, как это интересно, важно и нужно, тем самым подавая пример всем ученикам, привлекая остальных детей.
Именно поэтому на первом заседании совета обучающихся мы решили создать банк оригинальных идей для того, чтобы при составлении плана работы учесть мнение если не всех, то многих. В фойе школы мы установили коробку «Банк оригинальных идей», положили стикеры, ручки, карандаши. На линейке мы объявили, что все желающие — ученики, учителя, техперсонал и администрация школы — могут внести в наш банк свои пожелания по улучшению жизнедеятельности нашей школы. Идея всем пришлась по душе, и наша инициатива заработала. Выемку мы производим раз в месяц, сортируем все предложения и с самыми интересными и актуальными обращаемся в администрацию школы для поддержки и реализации. Так в нашей школе появились игровые зоны для учеников младшего звена; новый современный центр детских инициатив; стенд, посвященный воинам-интернационалистам «Солдатскому долгу остались верны», стенд о бойцах СВО «Герои СВО — наши земляки». Идет работа в рамках профориентационного проекта «Взгляд в будущее».
Еще одной значимой задачей является привлечение родителей к процессу развития ученического самоуправления. Родители — важные партнеры в образовательном процессе, и их поддержка может существенно повысить эффективность работы школьных советов. Совместные мероприятия, консультации и обсуждения позволяют родителям лучше понять цели и задачи самоуправления, а также принимать активное участие в их достижении.
На сегодняшний день мы практикуем общешкольные квесты с привлечением родителей «День матери», проводим тематические родительские собрания. Также мы активно вовлекаем в наши акции и проекты наших социальных партнеров, среди которых Кассельский дом культуры, Кассельская Павленковская модельная библиотека, МУП «Кассельское ЖКХ», ПЧ-263, музыкальная школа п. Кассельский, ЦВОП п. Кассельский, музей п. Кассельский. Наши спонсоры являются участниками практически всех мероприятий нашей школы.
Развитие школьного ученического самоуправления — одна из важных задач современного образовательного процесса. Сегодня, когда в современном обществе все меняется очень быстро, просто необходимо формировать у учащихся навыки самостоятельного принятия решений, ответственность за свои поступки и способность эффективно организовывать свою деятельность. Именно поэтому мы уделяем особое внимание созданию условий для развития ученического самоуправления. Прислушиваясь к мнению учащихся, поддерживаем все их инициативы, передаем им бразды правления, назначая их ответственными. Это очень стимулирует и дисциплинирует.
Для того чтобы понять ценность самоуправления, необходимо осознать, какие возможности оно открывает перед учащимися. Прежде всего это возможность влиять на организацию своей школьной жизни, делать ее более интересной и разнообразной. Кроме того, участие в самоуправлении способствует приобретению социального опыта, развивает лидерские качества и навыки командной работы. Однако все эти преимущества остаются лишь теоретическими до тех пор, пока сами школьники не осознают их значимость и не поставят перед собой конкретные цели.
Таким образом, развитие школьного ученического самоуправления представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий согласованных действий всех участников образовательного сообщества. При правильном подходе этот процесс может привести к значительным положительным изменениям в жизни школы, способствовать формированию активной гражданской позиции у учащихся и подготовить их к успешной адаптации в современном обществе.