Реализация свободы выражения мнений и свободы печати, а также ее правовое регулирование были изучены в рамках внутренних и международных норм, а также мнений исследователей. Проведен анализ реальной реализации уголовно-правовой защиты, которая защищает подобные отношения, и предложены выводы и рекомендации.
Ключевые слова: права человека, свободы, свобода выражения мнений, свобода печати, издатели, преступления, интересы.
Введение
«Каждый человек рождается свободным, с равной достоинством и правами. Он наделён разумом и доброй совестью и должен поступать в братстве друг с другом», — говорится в Основном принципе, утверждённом Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в «Всеобщей декларации прав человека». В этом контексте создание правовой системы, которая защищает права и свободы каждого человека, а также законные интересы других, неоспоримо является первоочередной задачей для стран и правительств мира.
В ходе истории человечества все социальные движения можно смело назвать борьбой за права человека и свободу слова. В связи с увеличением скорости передачи информации, являющейся катализатором развития, появилось множество как положительных, так и отрицательных взаимосвязей, воздействующих на права, свободы человека и общественные тенденции.
Оценка истинности, достоверности или ложности информации, контроль над ней и защита законных прав и интересов других людей стали одним из актуальных вопросов, привлекающих внимание общества и требующих изучения в последние годы. Ограничение заветных прав человека в виде свободы выражения мнений, незаконное воздействие на неё, с другой стороны, ограничивают права и свободы издателей, что также нарушает право общества на информацию и может создать угрозу общественным интересам. Таким образом, актуальность анализа текущего состояния свободы выражения мнений и печати, особенно в условиях изучения законопроекта о свободе прессы, становится особенно важной.
С 13 декабря 2020 года по состоянию на 10 декабря 2021 года по статье 13.14 Уголовного кодекса «Распространение ложной информации» были осуждены в общей сложности 8 человек.
Отсутствие четкого понимания и определения «распространения ложной информации» создает риск того, что уполномоченные должностные лица смогут по своему усмотрению решать вопросы о привлечении к ответственности и наложении наказаний.
В статье 13.14 главы 13 Уголовного кодекса преступление «Распространение ложной информации» определяется как «распространение явно ложной информации, наносящей ущерб чести, достоинству, деловой репутации физического или юридического лица среди широкой публики», что создает условия для привлечения к уголовной ответственности самих издателей.
При этом в законодательстве отсутствуют процедуры и критерии для определения ложности информации.
Международная организация «Репортеры без границ» опубликовала Индекс свободы прессы в мире. По состоянию на 3 мая 2021 года Монголия заняла 68-е место среди 180 стран, войдя в категорию «частично свободных» стран, что свидетельствует о наличии серьезных проблем в области свободы слова, подобных вышеуказанным случаям.
Основная часть
Понятие «права человека» выражает естественные права, которые даются человеку при его рождении и являются выражением сущности бытия человека. В наше время понятие прав человека активно изучается в обществе, и каждый исследователь трактует его по-своему. Хотя каждый человек знает о правах человека, часто бывает так, что саму их сущность, значение и содержание понимают не так хорошо, как следовало бы.
Рассмотрим несколько идеологических подходов к правам человека:
— Древнеримский политик Марк Туллий Цицерон сказал: «Настоящий закон — это закон, соответствующий законам природы, который касается каждого человека и является вечным сознанием». Это был первый взгляд на естественные права человека [20]. Цицерон утверждал, что биологические данные человека, данные ему при рождении как природному существу, представляют собой ценность, которая не может быть ограничена никакими законами. На основе этих данных важно определять права и свободы с учетом других законодательных актов.
— Также основатель либерализма Джон Локк, выдвигая идеи о естественном праве, определил его следующим образом: «Никто не должен причинять вред другому человеку в отношении его жизни, здоровья, свободы и собственности — это основное естественное право [16].
— С философской точки зрения, человеческие права рассматриваются как объективное понятие, не зависящее от какого-либо государства, религии или законодательства. Это не зависимая вещь, дарованная или разрешенная какой-либо системой, а врожденное свойство, присущее каждому человеку.
Объединяя эти идеи, можно утверждать, что человек с одной стороны является социальным существом, а с другой — природным, и в связи с этим необходимо согласовать эти два аспекта, а именно, права и свободы, которыми он должен обладать как человек, рождённый для жизни. Это включает в себя право на жизнь, здоровье, свободу и собственность, а также на защиту от вреда со стороны других. Установление и защита этих прав является основой правового порядка, и обеспечивать их — это задача закона.
Что такое права человека?
Права человека — это свобода личности, определяемая и признанная в рамках определенных норм. Эти права выражаются через особенности личности, её образ жизни, социальное положение, отношения с государством и другими людьми [22].
Естественные права человека — это права, данные природой, такие как право на жизнь и продолжение рода, которые основаны на его врожденных потребностях как природного существа. Эти права являются возможностями поведения, разрешёнными нематериальными, не прописанными в законах нормами. Естественные права — это права, которые не могут быть установлены государством. К естественным правам человека относятся права на жизнь, на существование, на безопасную и здоровую среду для жизни, на неприкосновенность и свободу, а также право на создание семьи и воспитание детей [23].
Таким образом, естественные права человека, или одна из частей его врожденных потребностей, включают в себя потребность в самовыражении и общении с другими. В рамках этого понимания, как природное существо, человек испытывает необходимость в самовыражении, и эта потребность может быть реализована исключительно в рамках права на свободу выражения мнений.
Конкретным выражением естественного права является право на жизнь, которое подразумевает, что каждый человек должен иметь право осознавать себя, принимать решения и участвовать в процессе своего жизненного роста и развития [7]. В рамках права на участие человек должен иметь право свободно выражать свои мнения в любой форме.
Право на свободу выражения собственных убеждений и их свободное выражение закрепляется международными правовыми нормами, и, включив это в национальное законодательство, особенно в Конституцию, обеспечивается основная гарантия прав и свобод человека.
Право свободно выражать свои взгляды является ценностью демократического общества, и поскольку Монголия является демократическим государством, статья 16 Конституции Монголии [1] гарантирует право на свободу выражения мнений, свободу печати и право на доступ к информации.
Свобода выражения мнений является неотъемлемым условием для реализации принципов прозрачности и подотчетности, которые лежат в основе защиты и продвижения прав человека. Например, право выражать мнение связано с правом на объединение, свободу печати, право на мирные собрания, а также с правом голосовать. Свобода выражения мнений является неотъемлемой частью прав человека, которая не может быть отменена даже в условиях чрезвычайного положения.
Статья 19 Всеобщей декларации прав человека [11] гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мнений и выражения, включая свободу держать мнение без вмешательства и искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ».
Если подытожить содержание и значение теории прав человека и основных понятий, то можно сказать, что каждый человек, родившись, имеет права и свободы, которые должны быть предоставлены независимо от каких-либо различий, и что эти права являются основой для достойной и ценностной жизни. Право человека выражать свои мнения нельзя отделить от его естественных прав; рассматривать его как второстепенную потребность — это будет отрицание социальной сущности человека.
Таким образом, право человека на выражение своего мнения — одно из самых ценных и важных прав. Свобода выражать мнение включает в себя также и право не выражать его, что означает, что любое принуждение к выражению мнения или к его отсутствию запрещено международными нормами.
Политик и ученый Джон Стюарт Милль определял свободу как «возможность делать что-то по своему желанию без вмешательства других». Следовательно, каждый человек должен иметь право на свободное выражение своих мнений без каких-либо ограничений и не нести ответственности за это. Он также говорил, что «свобода» в своем истинном смысле заключается в том, чтобы мы могли совершать свои действия по собственному желанию, не отрицая действий других и не мешая им. Из этого можно сделать вывод, что если человек не нарушает прав и свобод других, он имеет право делать, что хочет, в рамках своей свободы, основываясь на праве знать и понимать самого себя [12].
Суть правового государства и верховенства закона заключается в ограничении государственной деятельности с целью защиты основных прав и свобод как общественных групп, так и индивидуумов[24]. Поскольку механизмы и способы защиты прав человека сами по себе могут ограничивать эти права, важно изучить, при каких условиях необходимо ограничивать права и свободы.
Ограничение прав каждого индивида направлено на обеспечение возможности других членов общества реализовывать свои права, и эта граница должна быть четко определена только законом [14].
Что касается права на свободу выражения мнений и свободы, профессор О. Мөнхсайхан утверждает: «Это право свободы не является абсолютным, однако любые регулирующие меры, особенно те, что ограничивают это право, должны соответствовать основным условиям Конституции, а также Международным пактам о гражданских и политических правах» [13]. Это определяет пределы данной свободы и прав.
В своей речи на международном симпозиуме «Права человека и национальная безопасность» Йорг Пауль Мюллер отметил: «Когда основные права вступают в противоречие с целями национальной безопасности, прежде всего нарушаются права человека и свободы. Вопрос о том, насколько государство может ограничивать права человека, остается спорным». Он выдвинул следующие основания, при которых основные права могут быть ограничены [17]. В нем указано:
- Только на основании закона
- Подчиняясь другим положениям Конституции
- Относительно
- Без нарушения основного содержания основного права
- Без нарушения какого-либо общего принципа правового государства
Было предложено ограничить права с учетом этих принципов.
Статья 19 Пакта о гражданских и политических правах, которая закрепляет право на свободу мнений и свободу выражения мнений, была утверждена на 102-й сессии Комитета по правам человека Организации Объединенных Наций в 2011 году через 34-й Общий комментарий.
В этом Общем комментарии утверждается, что право на мнение является «необходимым условием для полного развития личности человека, и оно является краеугольным камнем любой свободной демократической системы» [25].
В Общем комментарии также напоминается, что государства, присоединившиеся к Международному пакту о гражданских и политических правах, при введении ограничений свободы выражения мнения не должны наносить ущерб самому праву. Государства-члены ООН обязаны доказывать, что любое введенное ограничение на свободу выражения мнений осуществляется в рамках закона.
Ограничения должны устанавливаться, соблюдая принцип минимального вмешательства, при этом необходимо обеспечить соразмерность ограничений. В отношении свободы печати и публикаций должны соблюдаться три требования: установление ограничений только на основе закона, применение соразмерных мер, а также обязательное обоснование необходимости таких мер.
Кроме того, на 101-й сессии Комитета по правам человека Организации Объединенных Наций был рассмотрен очередной отчет Правительства Монголии о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах. В результате рассмотрения правительству Монголии было рекомендовано: «...всесторонне расследовать случаи угроз, запугиваний и нападений на журналистов в соответствии с законом и привлекать виновных к ответственности».
Из всего вышеизложенного следует, что права человека, в том числе право на выражение мнения, являются основополагающими нормами человеческой природы. А поскольку человек является социальным существом и продуктом общества, участие в развитии, изменении и движении общества посредством выражения собственного мнения и передачи его другим по собственному выбору становится неотъемлемой необходимостью.
Поэтому свобода выражения мнения — это охраняемое международными нормами право, неприкосновенность которого должна соблюдаться. И если возникает необходимость в его ограничении, то это должно быть обосновано и доказано перед ООН, и только после этого может быть введено ограничение на законодательном уровне.
Монголия как государство-член ООН обязана реализовывать международные стандарты в качестве части своего национального законодательства и на этом основании защищать свободу выражения мнения и свободу печати.
Согласно новому Уголовному кодексу, уголовно наказуемыми считаются следующие действия: «использование силы, угрозы применения силы, либо запугивание с целью воспрепятствовать законной деятельности издателя, направленной на распространение информации, затрагивающей собственные или чужие законные интересы; отказ от публикации материала в обмен на оплату; либо намеренное запугивание с причинением серьезного ущерба правам или законным интересам» [3].
Это положение по сравнению с предыдущим определением в Уголовном кодексе является более широким по содержанию, расширяет охраняемые отношения и, таким образом, становится одним из правовых инструментов, обеспечивающих свободу выражения мнений и свободу печати.
Человек реализует свое право на свободу выражения мнения посредством выступлений на общественных собраниях, конференциях, митингах, демонстрациях, участия в телепередачах и интервью, организуемых средствами массовой информации, а также публикации своих произведений через информационные каналы — это характерная форма реализации данного права.
Именно поэтому выражение мнения и публикуемые произведения должны соответствовать действительности и быть правдивыми. Это позволяет рассматривать свободу выражения мнения не только как неотъемлемое естественное право человека, но и как основу социальной справедливости, направленную на общественные интересы и благо общества [8, с. 79].
Преследование человека за выражение своего мнения в защиту справедливости, ограничение его свободы в форме увольнения с работы, перевода на другую должность, отказа в приеме на работу, лишения пенсии, пособий, заработной платы, поощрений, отпуска и лечения, образования, получения различных льгот — всё это является дискриминацией по признаку мнения, и подобные действия ни в коем случае не должны быть допустимыми.
Особенностью преступления, предусмотренного новой редакцией Уголовного кодекса под названием «Нарушение свободы выражения мнения и свободы печати», является то, что при определении жертвы преступления необходимо учитывать, что она является издателем, реализующим своё право на публикацию в рамках соответствующих законов (например, Закон о свободе печати и информации, Закон о телекоммуникациях, Закон о прозрачности информации и праве на доступ к информации и т. д.).
Исследователи С. Гантулга и Б. Энхболд определяют понятие «издатель» следующим образом:
«Журналист» — это лицо, работающее по трудовому или иному договору, либо действующее на основании полномочий, предоставленных средством массовой информации, зарегистрированное и осуществляющее деятельность в редакции СМИ, занимающееся проверкой, подготовкой, сбором либо другой обработкой новостной информации [10, с.389].
Под «публицистом» понимается лицо, которое не работает в каком-либо конкретном средстве массовой информации, но создает публицистические материалы, выражающие его личное мнение и гражданскую позицию по социальным и политическим вопросам, представляющим актуальный общественный интерес. Такой человек, основываясь на конкретных фактах и информации, размышляет, даёт оценки и выводы, с целью привлечения внимания общественности и оказания влияния на общественное сознание [20].
С содержательной точки зрения, вышеуказанные лица являются субъектами, реализующими право и свободу выражения мнений, а также свободу печати. В таком качестве они отличаются от свободных авторов тем, что их деятельность регулируется определёнными законодательными нормами и направлена на отношения, подпадающие под правовое регулирование.
Определение состава преступления таким образом представляет собой новое правовое регулирование, направленное на выведение реализации права и свободы выражения мнения, а также свободы печати на новый уровень, обеспечивая защиту прав публициста.
В предыдущем, то есть в Уголовном кодексе 2002 года, в статье 139 говорилось: «Воспрепятствование законной деятельности журналиста» [2]. При определении состава преступления в статье 139 Уголовного кодекса Монголии 2002 года говорилось: «Если лицо воспрепятствовало законной профессиональной деятельности журналиста с целью распространения или предотвращения распространения информации, затрагивающей собственные или чужие интересы, используя своё должностное положение». Из этого видно, что признаки преступления, деяние и защищаемый субъект были определены в узком смысле.
Сравнивая Уголовный кодекс Монголии 2002 года с новой редакцией 2015 года, можно отметить, что в новой редакции расширены признаки преступления и круг пострадавших. Это дало возможность защитить не только журналистов, но и любое лицо, законным образом реализующее своё право на выражение мнения и свободу печати.
Однако одной лишь уголовной правовой регламентации недостаточно для полного обеспечения и гарантии свободы печати. Это право также защищается другими внутренними нормативными актами, такими как «Закон о свободе печати», «Закон о связи», «Закон об открытости информации и праве на получение информации», «Закон о широковещательной деятельности» и др. Эти законы регулируют отношения, связанные со свободой выражения мнения и публикации, определяя пределы и основные принципы влияния государственных органов и должностных лиц на права и свободы реализующих эти права лиц.
Рассмотрим текущее состояние по этому составу преступления. Согласно статистическим данным Главного управления полиции, с начала действия новой редакции Уголовного кодекса в 2018 году было зарегистрировано 6 преступлений, в 2019–3, в 2020–5. Это среднее количество уголовных дел, возбужденных по 9 преступлениям, указанным в соответствующей группе [19].
Однако тот факт, что это преступление не было зафиксировано, не означает, что оно не совершалось. Это также не является основанием утверждать, что право на выражение мнения и свободу печати реализуется в достаточной мере. Отказ от возбуждения уголовного дела, нежелание расследовать подобные преступления, а также игнорирование общественной опасности таких деяний нередко связано как с формулировками состава преступления, так и с общим отношением к праву на выражение мнения и свободу печати.
В обществе жертвами этого вида преступлений чаще всего могут становиться журналисты, публицисты и сотрудники редакций средств массовой информации.
Хотя по Закону о свободе прессы государственные органы не вправе осуществлять контроль за содержанием общественной информации, тем не менее, государственные органы, их учреждения и должностные лица продолжают оказывать влияние на содержание информации.
Например, с 2011 года Правительство Монголии утвердило основные политические документы, касающиеся традиционных и электронных средств массовой информации. В рамках их реализации Комиссия по регулированию связи начала исполнять функции регулятора содержания информации. 5 января 2013 года Правительство издало постановление № 01 «О единой системе комментариев на сайтах», на основании которого 27 февраля 2013 года Комиссия по регулированию связи утвердила постановлением № 05 «Порядок регулирования комментариев на сайтах».
Таким образом, принятие нормативных актов, регулирующих содержание новостей и комментариев в общественных средствах информации, вступает в противоречие с Конституцией Монголии и международными стандартами, что вызывает сожаление [18].
Кроме того, согласно исследованию, проведенному Центром Global Internationals в 2018 году под названием «Оценка уровня безопасности журналистов», 52 % из 300 опрошенных журналистов сообщили, что им накладывают цензуру по отношению к материалам, которые публикуются или транслируются их редакцией.
Также, согласно результатам исследования, 52 % или более 150 журналистов из 300 опрошенных могут стать жертвами данного преступления. Это полностью подтверждает, что преступления против права на выражение мнения и свободу печати наносят все более серьезный социальный ущерб, а их негативное воздействие на общество продолжает нарастать [15, с. 58].
Это показывает, что в нашей стране продолжаются незаконные вмешательства в профессиональную деятельность журналистов, а также остаются действия, соответствующие составу преступления, предусмотренному уголовным кодексом, касающемуся нарушения свободы выражения мнений и свободы прессы.
В 2020 году Великий Народный Хурал Монголии внес изменения в Уголовный кодекс, и был введен новый состав преступления — «распространение ложной информации», что стало значительным ограничением для деятельности издателей.
С 13 декабря 2020 года по 10 декабря 2021 года в соответствии с статьей 13.14 Уголовного кодекса за «распространение ложной информации» были наказаны 8 человек [21].
Понимание понятия «распространение ложной информации» и его определение отсутствуют , что создает риск использования этого положения по усмотрению уполномоченных должностных лиц, что может привести к вынесению наказания.
В статье 13.14 Уголовного кодекса Монголии «Распространение ложной информации» преступление определяется как «распространение явной ложной информации, которая нарушает честь, достоинство или деловую репутацию физических или юридических лиц». Это создает условие для привлечения издателей к уголовной ответственности. Однако законодательство не установило критериев и механизмов для определения того, является ли информация ложной.
Организация «Репортеры без границ» опубликовала индекс свободы прессы для стран мира. На 3 мая 2021 года Монголия заняла 68-е место среди 180 стран, оставаясь в списке стран с «частичной свободой» или «странами с заметными проблемами», что подтверждает серьезные проблемы в этой сфере.
Пример: 3 июля 2014 года сайт «Амжилт.ком» опубликовал статью с заголовком «Премьер-министр «Хаан Жимс» курорт сбрасывает отходы в реку Туул», и эта информация была распространена среди общественности. Вслед за этим, на следующий день, Комиссия по регулированию связи приостановила доступ к сайту. Однако по жалобе в суд решения комиссии были отменены на трех судебных уровнях, включая Верховный суд Монголии , который признал действия комиссии неправомерными. Это было явным нарушением свободы выражения мнений и свободы прессы.
Кроме того, наблюдается общая тенденция, когда крупные корпорации или юридические лица заключают с средствами массовой информации «соглашения о сотрудничестве» , с целью защиты своих интересов. Эти соглашения могут ограничивать возможность журналистов и издателей публиковать информацию, которая могла бы повлиять на интересы этих корпораций, что напрямую нарушает защищенные законом права на свободу выражения мнений и прессы.
Преступление «нарушение свободы выражения мнений и свободы прессы» в скрытой форме продолжает существовать, и вред, который оно наносит общественным интересам и правам граждан, продолжает расти, как показывают приведенные примеры.
В связи с этим, существует необходимость в независимом законодательном регулировании защиты прав «свистунов» или защиты прав «издателей», что в настоящее время отсутствует. Без таких норм невозможна полноценная реализация свободы выражения мнений и свободы прессы.
Свобода выражения мнений и свобода прессы имеют важное значение для развития общества в целом. Поэтому необходимо принять меры по предупреждению таких преступлений, а также обеспечить реальное привлечение преступников к уголовной ответственности.
Меры по предотвращению преступлений должны включать организационные действия, направленные на устранение причин и условий этих преступлений на основе конкретных исследований и данных. Для этого необходимо проводить анализ нарушений и, в случае их выявления, принимать меры по восстановлению нарушенных прав и защите этих свобод, а также разрабатывать новые методы выявления скрытых форм преступлений.
Когда речь идет о том, были ли совершены определенные преступления, важно учитывать уровень преступлений — зарегистрированные официально преступления или скрытые формы, которые еще не были зарегистрированы уполномоченными органами.
Заключение
- В контексте теории прав человека и их основополагающих понятий, кратко говоря, права и свободы, которые следует иметь каждому человеку, независимо от любых различий, — это базовые условия для достойного и ценного существования человека. Право на выражение мнений является неотъемлемым элементом этих прав и является необходимостью для того, чтобы человек мог жить с достоинством. Отделение этого права от естественных прав человека или трактовка его как второстепенной потребности противоречит природе человеческого общества. Следовательно, право человека на выражение мнений — одно из самых ценных и важных прав.
- Поскольку человек является социальным существом и продуктом общества, он имеет право на выражение своих мнений и их распространение любым выбранным способом, что является неотъемлемой частью развития и изменений в обществе. Поддержка и защита свободы выражения мнений и прессы, с учетом нравственной цензуры и требований, является важной ценностью в современном обществе.
- В старой редакции Уголовного кодекса 2002 года преступление, связанное с нарушением закона о деятельности журналистов, было ограничено узким определением, где объектом преступления был только журналист. Однако в новой редакции Уголовного кодекса 2015 года преступление «Нарушение свободы выражения мнений и свободы прессы» получило более широкое определение, где объектом защиты стали не только журналисты, но и все участники процесса выражения и распространения мнений. Это существенный шаг вперед в защите законных интересов средств массовой информации.
- Отсутствие конкретных данных о зарегистрированных случаях преступлений, связанных с нарушением свободы выражения мнений и прессы, указывает на то, что такие преступления могут скрыто совершаться в обществе. Поэтому необходимо обратить внимание на возможные скрытые формы преступлений, направленных против этих прав и свобод.
- В рамках действующих правовых норм в Монголии необходимо создать правовое регулирование, которое будет защищать права «свистунов» и конфиденциальные источники информации. Это также важная мера для защиты свободы прессы и мнений.
Рекомендации
- Реализовать положения Закона о свободе прессы, согласно которому «средства массовой информации несут ответственность за содержимое, которое они публикуют или транслируют, и государство не имеет права устанавливать контроль (цензуру) за содержанием». Для этого следует отменить постановления и инструкции, противоречащие этим положениям.
- Устранить политическую зависимость председателя Комиссии по регулированию связи.
- Провести более детальное расследование любых действий, нарушающих законные интересы издателей, и создать необходимое правовое регулирование для защиты их прав и интересов. Также следует обеспечить юридическую защиту права журналистов на анонимность источников.
- Создание независимой правовой регламентации для деятельности средств массовой информации и их взаимодействия с Комиссией по регулированию связи, а также для уточнения взаимодействия с электронными платформами, такими как сайты и электронные источники информации. Это включает в себя разработку нормативных актов, которые четко регулируют права и обязанности всех участников в области цифровых и онлайн-СМИ, а также порядок их регистрации, контроля и регулирования со стороны государственных органов.
- Создание независимой правовой регламентации для свободы выражения мнений и свободы прессы, с целью обеспечения полноценного и эффективного исполнения этих прав в условиях современных реалий. Это должно включать защиту от чрезмерного вмешательства, цензуры, а также предоставление правовой защиты и гарантий для журналистов, граждан и общественных организаций, занимающихся распространением информации. Важно обеспечить, чтобы эти права были реализованы без угрозы уголовных наказаний или административных ограничений, если только это не является необходимым в рамках законодательства.
Литература:
- Основной закон Монголии. Сборник государственной информации. УБ., 1992 год. № 01
- Уголовный кодекс. Сборник государственной информации. УБ., 2002 год. № 05
- Уголовный кодекс. Сборник государственной информации. УБ., 2016 год. № 07
- Закон о свободе прессы. Сборник государственной информации. УБ., 1998 год. № 10
- Закон о связи. Сборник государственной информации. УБ., 2001 год. № 43
- Закон о прозрачности информации и праве на доступ к информации. Сборник государственной информации. УБ., 2011 год. № 26
- Дэвид Боаз. Либертарианизм. УБ., 2005 год.
- Х. Дорждалам. Уголовное право Монголии, особенная часть. УБ., 2021 год.
- Г. Гантөмөр, С. Гантулга. Общее уголовное право. УБ., 2020 год.
- С. Нарангэрэл. Юридический словарь (второе издание). УБ., 2008 год.
- Всеобщее заявление о правах человека. Сборник международных договоров. УБ., 1998 год.
- Др. Найжель Ашфорд. Основные принципы свободного общества. УБ., 2007 год.
- О. Мөнхсайхан. Регулирование клеветы в контексте свободы выражения мнений, журнал права, номер 38/2. УБ., 2017 год.
- Х. Тэмүүжин. X.Jus. Frast или правильные слова. УБ., 2005 год.
- Б. Пүрэвсүрэн, М. Оюунхорол. Реализация свободы прессы и цензура, статья. Журнал прав человека. УБ., 2021 год. № 01
- П. Доржсүрэн. Политические взгляды Джона Локка. Журнал теоретико-методологических исследований политического образования. УБ., 1994 год. № 2
- П. М. Ёорг. Права человека и вопросы внутренней и внешней безопасности государства (вопросы ограничения основных прав человека), Симпозиум по правам человека и национальной безопасности. УБ., 1998 год.
- Свобода выражения мнений. Очередное обсуждение прав человека, 22-е заседание. Женева., 2015 год.
- Статистика преступлений и правонарушений, зарегистрированных в полиции в 2018, 2019, 2020 годах. http://police.gov.mn/
- Свободная энциклопедия — Википедия. http://mn.wikipedia.org/
- Электронная база данных судебных решений. http://new.shuukh.mn/
- Ж: Бямбадорж. Правоохранитель и проблемы прав человека. Доклад на международной научной конференции на тему Правоохранительная деятельность и актуальные проблемы теории и практики. УБ., 2017.
- Комиссия по правам человека Монголии. Подход, основанный на правах человека — Учебное пособие. УБ., с. 8.
- F. A. Hayek. Закон, законодательство и свобода, тома 1-3, Чикаго, 1973-1979.
- Комитет по правам человека, ООН. Общее заключение №34, неофициальный перевод, 2011.