Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние уровня тревожности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Психология
21.04.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Рябинина, А. С. Влияние уровня тревожности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста / А. С. Рябинина, И. В. Архипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124349/.


В данной статье мы рассмотрели особенности формирования эмоционально-коммуникативных навыков у дошкольников. Проанализировали теоретические аспекты, включая влияние социальной среды, речевого развития и эмоциональной регуляции на коммуникативные способности детей. Эмпирическое исследование включает результаты диагностики уровня тревожности у детей 5–6 лет, проведённое с использованием методики «Тест тревожности» на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида» г. Самары. Сделали вывод о необходимости учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его эмоционального состояния для успешного формирования коммуникативных навыков.

Ключевые слова: дошкольники, эмоционально-коммуникативные навыки, уровень тревожности, вербальная коммуникация, социальная среда, эмоциональная регуляция, диагностика.

Формирование эмоционально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является важной составляющей их общего психического развития и успешной социализации. На развитие этих навыков влияют два основных фактора: индивидуальные особенности ребёнка и окружающая среда.

По мнению Л. С. Выготского, эмоции и коммуникация у детей развиваются в процессе их взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В своей работе «Вопросы детской психологии» он подчёркивает, что социальная среда играет ключевую роль в формировании личности ребёнка [3]. Теория Выготского о зоне ближайшего развития объясняет, что ребёнок способен освоить новые формы взаимодействия и эмоциональной регуляции, если получает поддержку со стороны более компетентного взрослого или сверстника.

Исследования Т. В. Артемьевой и Е. С. Шакирзяновой показывают, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) сталкиваются с затруднениями в формировании вербальной коммуникации. Это, в свою очередь, отражается на их способности выражать эмоции и понимать чувства окружающих. Авторы подчёркивают необходимость целенаправленной работы по развитию речи для улучшения коммуникативных способностей таких детей [1]. Неполноценная сформированность речевой функции становится препятствием для полноценного взаимодействия в коллективе, что может усиливать эмоциональные трудности.

Ю. В. Батенова выделяет коммуникативную компетентность как один из ключевых факторов, влияющих на социальный статус дошкольника. Она утверждает, что недостаток коммуникативных навыков может привести к низкой самооценке и затруднениям в построении отношений со сверстниками [2]. При этом Батенова подчёркивает важность обучения дошкольников навыкам конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов, которые помогают детям чувствовать себя более уверенно.

Важное значение имеет также методика формирования навыков связных высказываний, представленная в учебном пособии В. П. Глухова. Автор подчёркивает, что развитие связной речи у детей с ОНР способствует улучшению их эмоционально-коммуникативных навыков. Он предлагает использовать игровые методы и моделирование жизненных ситуаций для достижения лучших результатов [4]. Это позволяет детям не только развивать речь, но и лучше понимать эмоциональные реакции окружающих.

Эмоционально-коммуникативные навыки формируются не только через речь, но и через невербальные средства общения. Жесты, мимика, интонация играют важную роль в передаче и восприятии эмоций. Исследования показывают, что развитие этих навыков у детей связано с их способностью к эмпатии и эмоциональной регуляции. В дошкольном возрасте особенно важно обучение детей пониманию невербальных сигналов и правильному использованию собственных.

Социальные игры и другие формы взаимодействия в группе сверстников являются естественной почвой для развития эмоционально-коммуникативных навыков. Игровая деятельность позволяет детям моделировать различные социальные ситуации, пробовать новые роли и отрабатывать навыки взаимодействия. Совместные игры способствуют формированию таких качеств, как терпимость, способность к сотрудничеству, умение договариваться. Исследования подтверждают, что дети, которые часто участвуют в коллективных играх, лучше адаптируются к условиям детского сада и школьного обучения.

Роль воспитателей и родителей в формировании эмоционально-коммуникативных навыков трудно переоценить. Воспитатели создают условия для взаимодействия детей, направляют их поведение, помогают решать конфликты. Родители, в свою очередь, формируют у детей базовые представления о взаимодействии с окружающими, подавая пример своим поведением. Эффективное сотрудничество между педагогами и родителями позволяет достигать лучших результатов в развитии детей.

Особое внимание в исследованиях уделяется влиянию тревожности на развитие эмоционально-коммуникативных навыков. Высокий уровень тревожности может затруднять общение и мешать ребёнку выражать свои эмоции. Для таких детей требуется индивидуальный подход, направленный на снижение тревожности и создание комфортных условий для общения. Как показали исследования, тревожные дети нередко испытывают трудности в отношениях как с взрослыми, так и со сверстниками, что ещё больше усиливает их эмоциональные проблемы.

Одним из важных факторов, влияющих на развитие эмоционально-коммуникативных навыков у детей с нарушением речевого развития, является уровень тревожности. Повышенная тревожность у дошкольников нередко выступает в роли препятствия для полноценного общения: она может снижать речевую активность, вызывать неуверенность, затруднять инициативу во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное напряжение, сопряжённое с внутренним дискомфортом, часто ведёт к отказу от общения, избеганию социальных контактов, что, в свою очередь, ещё более усиливает трудности в формировании коммуникативных умений.

В связи с этим для более глубокой оценки эмоционального фона ребёнка и его влияния на коммуникативное поведение в настоящем исследовании использовался «Тест тревожности» авторов Р. Тэмпл, В. Амен и М. Дорки. Методика позволила получить как количественные, так и качественные данные о тревожности детей, тем самым обеспечив основу для анализа связи между эмоциональным состоянием и особенностями коммуникативного взаимодействия в группе. В исследовании приняли участие 40 детей. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Уровень тревожности, %

Рис. 1. Уровень тревожности, %

Результаты анализа:

  1. Распределение уровней тревожности:

— Низкий уровень тревожности отсутствует.

— Средний уровень тревожности обнаружен у 76 % респондентов.

— Высокий уровень тревожности отмечен у 24 % респондентов.

  1. Аспекты проявления тревожности:

— У половины детей тревожность проявляется в моделировании отношений «ребёнок — ребёнок».

— У другой половины — в отношениях «ребёнок — взрослый».

  1. Психоэмоциональное состояние в повседневных ситуациях:

У большинства респондентов тревожность не связана с повседневными ситуациями, что указывает на локальный характер проблемы.

Полученные данные подтверждают, что формирование эмоционально-коммуникативных навыков требует учёта индивидуальных особенностей детей и их эмоционального состояния. Высокий и средний уровни тревожности у большинства детей подчёркивают необходимость работы с межличностными отношениями в коллективе. Моделирование взаимодействия «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — ребёнок» может стать ключевым направлением коррекционной работы.

Формирование эмоционально-коммуникативных навыков у дошкольников — сложный, но важный процесс. Для его успешного осуществления необходимо учитывать как индивидуальные особенности детей, так и специфику их взаимодействий с окружающими. Использование методов работы, описанных в исследованиях и учебных пособиях, а также проведение регулярной диагностики позволит создать условия для гармоничного развития детей.

Литература:

  1. Артемьева Т. В., Шакирзянова Е. С. Особенности развития вербальной коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Auditorium. — 2020. — № 3. — С. 75–79.
  2. Батенова Ю. В. Личность дошкольника: коммуникативная компетентность и социальный статус ребенка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — С. 133–145.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978–5–534–06998–3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538601 (дата обращения: 16.12.2024).
  4. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–13118–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541110 (дата обращения: 16.12.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дошкольники
эмоционально-коммуникативные навыки
уровень тревожности
вербальная коммуникация
социальная среда
эмоциональная регуляция
диагностика
Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 444-446):
Часть 6 (стр. 393-481)
Расположение в файле:
стр. 393стр. 444-446стр. 481

Молодой учёный