Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Противодействие коррупционным преступлениям: степень научной разработанности

Научный руководитель
Юриспруденция
20.04.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Симинько, С. О. Противодействие коррупционным преступлениям: степень научной разработанности / С. О. Симинько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124348/.


В научной статье представлены современные тенденции, обуславливающие особый интерес научного сообщества и затрагивающие актуальные проблемы в части исследования явлений коррупционной направленности. Произведен анализ положений с точки зрения уголовно-правовой науки относительно мер, предлагаемых для противодействия подобным явлениям. Предложены пути решения, направленные на уменьшение энтропии правового комплекса в части обсуждения вопросов, касающихся коррупции.

Ключевые слова: коррупция, явления коррупционной направленности, преступления коррупционной направленности, современные тенденции научных исследований.

В абсолютном большинстве стран, являющихся неотъемлемой составляющей международно-правовых отношений, в том числе и в России, с известной долей непрерывности и динамичности находят свое отражение социально-экономические преобразования. Не представляется возможным подобрать безоговорочные аргументы, по своему содержанию отрицающие тот факт, что такие преобразования требуют столь же динамичного и непрерывного совершенствования совокупности приемов, способов, средств и подходов, способствующих точному и единообразному понимаю и познанию явлений, неразрывно связанных с понятием преступности. Отдельного внимания заслуживает организация деятельности по разработке, исследованию и адаптации к условиям реальной действительности мер по борьбе с преступностью, в частности с такими ее проявлениями, как коррупционная преступность.

Прибегнув к позиции рассмотрения вопроса вне рамок международно-правового восприятия обозначенной проблематики, проблема оказания активного противодействия коррупционным проявлениям, в том числе и криминальной направленности, в современном российском обществе является актуальной.

Не вызывает сомнения, что масштабы рассматриваемых явлений, в результате которых оказывается влияние на принятие управленческих решений, на данном этапе развития государства оказывают крайне негативное влияние на различные сферы жизни общества, начиная от экономического сектора и заканчивая морально-нравственным состоянием общества. Следствием такого положения является стремительный рост принципиальных вопросов, и с не менее активным темпом предлагаются все более творческие пути их решения, проявляющиеся в пытливых умах современных деятелей в сфере научных преобразований, касающихся затронутой ранее темы.

Обозначенная тема обуславливает особое внимание со стороны научного сообщества, поскольку неразрывная связь с явлениями коррупционной направленности предопределяет сложность в понимании в силу наличия большого количества переменных, в совокупности образующих законченный вид исследуемых явлений. Руководствуясь представленным суждением, следует признать, что актуальная проблематика, фигурирующая в научных работах современных исследователей с позиции таких наук, как криминология, уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность и ряда других, предопределяет сложности в противодействии коррупционным проявлениям. Обратимся к рассмотрению обозначенной проблематики с точки зрения науки криминологии. Такой подход обусловлен целью выявления степени актуальности запроса как общества, так и государства на необходимость в принятии мер реагирования на явления коррупционной направленности.

Представляется разумным определиться с дефиницией. Сам термин «коррупция» происходит от латинского corruption, термин «коррумпировать» — corrumpere — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами. «Именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции» — справедливо отмечает Н. А. Лопашенко. Можно в разных интерпретациях давать оценку данному понятию, но трудно спорить с тем, что подкуп является стержнем коррупции и присутствует в ней всегда. [2, с. 16]

Следует отметить, что для большинства представителей общества свойственно узкое понимание коррупции. Предполагается, что такая оценка формируется на уровне бытового восприятия. Таким образом, прежде всего данное негативное явление вызывает ассоциации с подкупом (незаконным вознаграждением), который гражданин осуществляет в пользу чиновника с целью разрешения какого-либо вопроса или конфликта, либо же с целью ускорить решение вопроса.

По данным исследователей, почти половина респондентов (46 %) проведенного социологического опроса придерживаются узкого подхода к пониманию коррупции, четвертая часть (25 %) опрошенных видят в коррупции злоупотребления чиновниками своей властью в корыстных целях, 14 % рассматривают ее как слияние государства и бизнеса, 15 % оценивают коррупцию с позиции порождающих ее причин. Согласно данным официальной статистики за 2023 г. в Российской Федерации зарегистрировано 36 407 преступлений коррупционной направленности, из них 22 544 преступлений, связанных с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения, что составляет 61,9 % от числа всех зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. [2, с. 14]

В указанном случае данные статистического исследования, если представить их в виде визуального образа, демонстрируют актуальное соотношение преступлений коррупционной направленности, характеризуемых как взяточничество, с остальной частью, составляющей круговую диаграмму.

А. С. Горелик, также отмечая существование двух значений коррупции — общесоциального и уголовно-правового, указывал, что уголовное законодательство: «предусматривает ответственность по крайней мере за один вид коррупции — взяточничество». Вместе с тем, коррупция не сводится только ко взяточничеству, а в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к более широкому пониманию коррупции. Такой подход подразумевает понимание коррупции, как использование служащим своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в личных или групповых интересах. С позиции широкого подхода под коррупцией предлагается понимать не только взяточничество и иные виды подкупа (незаконного вознаграждения), но и корыстные преступления, связанные с использованием служебного положения виновного. [2, с. 12]

Исходя из содержания представленной информации, выражаясь художественным языком следует, что на современном этапе так называемой гонки вооружений между явлениями преступлений коррупционной направленности и мерами, которые рассматриваются в качестве средств противодействия таким явлениям, существует проблема определения границ, несоблюдение которых достоверно точно ведет к эрозии в понимании и трактовке термина «коррупция».

В действующем российском уголовном законодательстве происходит размывание понятия «коррупция», что, в свою очередь, связано с претензией на недостижимую степень обобщения, следствием чего становится расширение определения «коррупции» и включение в число преступлений коррупционной направленности разных по своим криминологическим и уголовно-правовым характеристикам деяний. В этой связи следует согласиться с обоснованным мнением А. И. Долговой, которая говорила о том, что «происходит смешение коррупции как подкупа-продажности со злоупотреблениями служебным положением и другими преступлениями». А так как их криминологические характеристики могут различаться, соответственно, и меры реагирования на них не могут быть одинаковыми.

Следует сказать, что УК РФ содержит определение преступлений экстремистской направленности, которое содержится в п. 2 примечания к ст. 282.1, поэтому наличие законодательного определения понятия «преступление коррупционной направленности» решило бы проблему многозначности толкования данного термина. При этом отмечается, что данные проведенного опроса сотрудников правоохранительных органов демонстрируют показатели, в которых большая часть из них считает необходимым на законодательном уровне закрепить понятие коррупционных преступлений, что позволит формально определить круг таких преступлений (64 %). Вместе с тем, третья часть опрошенных (32 %) не поддерживают такое предложение, поскольку считают, что в этом нет необходимости. [2, с. 13]

Поэтому существенным снижением уровня неопределенности всего нормативного правового материала, содержащего перечни и признаки указанных видов преступлений, может стать закрепление понятия коррупции и преступлений коррупционной направленности на уровне федерального законодательства. Реализация указанного предложения может стать одним из средств уменьшения энтропии правового комплекса, регулирующего вопросы, связанные с коррупцией.

Среди многочисленных научных трудов, нередко затрагивающих смежные позиции в отношении наиболее актуальных вопросов, особого внимания заслуживает работы Е.Е Центрова.

Так, например, в одной из публикаций вышеупомянутого автора выдвигается следующая позиция относительно интерпретации коррупции как явления — «Коррупцию следует рассматривать и исследовать с позиций одного из основных законов диалектики, суть которого в единстве и борьбе противоположностей». [5, с. 2]

Подвергнув анализу явление коррупционных преступлений через призму криминалистических закономерностей, можно выявить некую динамику противостояния между криминальной средой и правоохранительными органами, а также подчеркнуть тенденции в развитии такого противостояния. Криминальные элементы стремятся быть на шаг впереди правоохранительных органов, используя новые технологии, тактики и стратегии для совершения преступлений и ухода от ответственности.

Противостояние описывается как своего рода соревнование, где каждая сторона пытается превзойти другую в использовании интеллектуальных, технических и организационных ресурсов. Успех в этой борьбе часто зависит от способности просчитывать действия оппонента на несколько шагов вперёд и учитывать текущие тенденции. Помимо интеллекта, важную роль играют финансовые, материальные и технические ресурсы, а также уровень мотивации.

В заключение, эффективное противодействие криминальной среде требует непрерывного развития, инноваций и адаптации со стороны правоохранительных органов. Они должны стремиться не только реагировать на преступления, но и предвидеть их, разрабатывая стратегии и используя все доступные ресурсы.

Литература:

  1. Антонян, Ю. М. Криминология / Ю. М. Антонян: учебник для академического бакалавриата. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2020. — 872 с.
  2. Никонов, П. В. Криминологический анализ коррупционных преступлений, связанных с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения: монография / П. В. Никонов. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021. — 131 с.
  3. Гринько, С. Д. Структура и динамика коррупции в России / С. Д. Гринько // Право и государство: теория и практика. — 2019. — № 11(179). — С. 213–215.
  4. Черкасова Е. А. Преступления коррупционной направленности: некоторые проблемы раскрытия и расследования / Е. А. Черкасова, Е. А. Новикова, Д. Н. Рудов // Журнал: Пробелы в российском законодательстве — 2020. — 4 с.
  5. Центров, Е. Е. Коррупция в свете изучаемых криминалистикой закономерностей: научная статья / Е. Е. Центров. — Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: материалы всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27 октября 2023 года) М.: Московская академия Следственного комитета имени А. Я. Сухарева, 2024. — 171 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
коррупция
явления коррупционной направленности
преступления коррупционной направленности
современные тенденции научных исследований
Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 271-273):
Часть 4 (стр. 229-309)
Расположение в файле:
стр. 229стр. 271-273стр. 309

Молодой учёный