Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Связь между удовлетворенностью жизнью и предрасположенностью студентов к интернет-зависимости

Психология
22.04.2025
12
Поделиться
Библиографическое описание
Малкина, В. В. Связь между удовлетворенностью жизнью и предрасположенностью студентов к интернет-зависимости / В. В. Малкина, О. В. Забродина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 436-439. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124334/.


Интернет-зависимость — феномен психологической зависимости от сети интернет, который, в свою очередь, проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [4].

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета являются клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Основными синонимами понятия «интернет-зависимость» в современной литературе являются интернет-аддикция, нетагоизм, интернет-поведенческая зависимость, патологическое применение интернета [9].

А. Е. Войскунский, анализируя проблему психологии зависимости от интернета, отмечает, что феномен зависимости от интернета всего лишь стадия освоения информационных технологий, в том числе и интернета. Он указывает на необходимость диагностики интернет-зависимости и выявления методических средств для ее оценки [1,4–6].

Интернет-зависимость относится к расстройствам компульсивно-импульсивного спектра и предполагает чрезмерное, болезненное онлайн и оффлайн использование компьютера, либо других цифровых устройств с аналогичными возможностями, сопровождаемое социальными, психологическими, психофизиологическими нарушениями, проблемами с занятостью и др. [5].

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у студентов: трудности адаптации в социуме, конфликтное поведение, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, хронические депрессии, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя различные интернет-ресурсы, студент вместо стремления «учить» и «думать» предпочитает «искать». [1].

Чувство постоянной нужды в использовании интернета может быть вызвано различными причинами. М. А. Шаталина в своем исследовании выявила социально-психологические особенности интернет-зависимых студентов: такие, как высокая тревожность, повышенная интернальность, непринятие себя и других людей, склонность к педантизму, обуславливающая автономность и ориентацию на собственные интересы и желания [8].

Многие авторы обозначили следующие черты личности, зависимой от интернета: ощущение недостатка взаимопонимания, непринятие своего физического «Я», сложность в построении эффективной коммуникации и недостаток общения, эмоциональная напряженность, склонность к избеганию ответственности, неадекватное представление Я-идеального, наличие фрустрированных потребностей, потребность и ценность независимости [1,3]. Именно интернет-аддикция является одной из серьезных проблем нарушения психологического здоровья личности.

Психологическим феноменом, который выражает в себе стремление человека к внутреннему равновесию, ощущению счастья, комфорту, является психологическое благополучие. Это многогранное понятие охватывает многие стороны жизни, оно не привязано к какому-либо возрастному этапу. Данный феномен встречается в любом виде деятельности, представлен на различных этапах жизни человека. Как объект научного исследования данный феномен впервые заинтересовал западных психологов, в отечественной психологии к данной проблематике возник интерес в конце XX века [2].

Психологическое благополучие как научная категория базируется на основных теоретических и методологических принципах гуманистической психологии. Человек способен быть творцом и субъектом своей жизни через включение в различные виды деятельности, выполнение различных социальных ролей — тем самым он реализует собственную личность. Способен постигать смысл бытия, ставить цели. В этих способностях личности заключается психологическое благополучие [2].

Эмоциональное благополучие также играет важную роль в поддержании психического здоровья. Водяха С. А. утверждает, что эмоциональное благополучие является предиктором как психического, так и соматического здоровья, что подчеркивает важность психологического состояния для общего благополучия [3].

Карапетян Л. В. в своей работе рассматривает теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия, подчеркивая, что восприятие собственного состояния напрямую связано с влиянием внешних факторов, включая использование интернет-ресурсов [7].

В данном исследовании изучалась неудовлетворенность собственной жизнью, которая может выступать в качестве одного из факторов интернет-зависимости. Гипотеза исследования заключалась в том, что степень выраженности интернет-зависимости влияет на уровень удовлетворенности собственной жизнью.

В исследовании принимало участие 42 студента в возрасте 18–24 лет. Респондентам было предложено анонимно оценить удовлетворенность собственной жизнью, а также оценить, насколько счастливыми они себя чувствуют.

Благодаря полученным данным среди респондентов были выделены 3 уровня удовлетворенности жизнью: высокий, средний и низкий. Также, в исследовании применялся тест на интернет-зависимость К. С. Янг, с помощью которого можно выявить наличие интернет-зависимости у юношей и девушек.

Испытуемым были предложены 20 ситуаций, связанных с частотой использования интернет-ресурсов, а также влиянием интернета на их повседневную жизнь. Методика позволяет обнаружить три степени выраженности интернет-зависимости: обычный пользователь Интернета, есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, Интернет-зависимость.

Вследствие чего, было выявлено две группы: обычные пользователи сети Интернет и студенты с проблемами, связанными с чрезмерным увлечением сетью Интернет (Таблица№ 1).

Таблица 1

Результаты теста на интернет-зависимость Кимберли-Янг

Характеристика

Процент испытуемых

Обычный пользователь сети Интернет

78 % (33 ч)

Есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением сетью Интернет

22 % (9 ч)

Интернет-зависимость

-

Результаты данного теста показывают, что большинство респондентов (78 %) не проявляют признаки интернет-зависимости и могут считаться обычными пользователями сети Интернет. У 22 % участников наблюдаются определенные проблемы, связанные с излишним увлечением интернетом, что может привести к негативным последствиям. Испытуемых с выраженной интернет-зависимостью выявлено не было. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство участников теста не страдают от интернет-зависимости, что является позитивным результатом. Однако наличие проблем с чрезмерным увлечением интернетом у некоторых респондентов указывает на необходимость проведения дополнительных мероприятий по профилактике и коррекции данной проблемы.

Для выявления значимых различий по таким критериям как «Удовлетворенность жизнью», «Субъективное благополучие» и «Уровень ощущения себя счастливым» между данными двумя группами использовался метод статистической обработки с помощью U-критерия Манна-Уитни (Таблица № 2).

Таблица 2

Различия между группами по критерию Манна-Уитни

Средние значения

U

p-value

Обычный пользователь сети Интернет

Есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением сети интернет

Интернет-зависимость

Удовлетворенность жизнью

22

14,9

-

32

0,01

Субъективное благополучие

25,2

10,3

-

47,5

0,01

Уровень ощущения себя счастливым

22,9

16,3

-

100,5

0,01

В результате сравнительного анализа мы видим, что средний уровень удовлетворенности жизнью у обычных пользователей значительно выше, чем у студентов, имеющих проблемы с интернет-зависимостью. Разница в 7,1 балла указывает на то, что студенты, сталкивающиеся с чрезмерным увлечением интернетом, имеют более низкое восприятие своей жизни. Это может свидетельствовать о негативном влиянии интернет-зависимости на общую удовлетворенность жизнью.

Разница в 14,9 балла между группами по критерию «Субъективное благополучие» также говорит о значительном различии. Обычные пользователи чувствуют себя гораздо более благополучными и счастливыми, чем студенты с проблемами, связанными чрезмерным увлечением сетью Интернет. Это может быть связано с тем, что злоупотребление интернетом приводит к снижению качества жизни, социальной изоляции и уменьшению положительных эмоций.

Разница в 6,6 балла по методике «Оксфордский опросник счастья» также подчеркивает, что студенты с интернет-зависимостью ощущают себя менее счастливыми по сравнению с обычными пользователями. Это может указывать на то, что чрезмерное времяпрепровождение в интернете не только снижает удовлетворенность жизнью, но и отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии, что может привести к депрессии и другим психологическим проблемам.

Результаты исследования показывают, что существует значительная разница в показателях удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия и уровня ощущения счастья между обычными пользователями интернета и студентами с проблемами, связанными с чрезмерным увлечением интернетом. Эти данные могут служить основой для дальнейшего анализа последствий интернет-зависимости и разработки программ поддержки для студентов, испытывающих подобные трудности.

Таким образом, результаты исследования не только выявляют различия в уровне удовлетворенности жизнью и счастья между обычными пользователями интернета и теми, кто страдает от его чрезмерного использования, но и служат основой для дальнейшего анализа последствий интернет-зависимости. Это подчеркивает необходимость создания профилактических и коррекционных программ, направленных на помощь студентам, испытывающим трудности в управлении своим временем в сети.

Кроме того, важно учитывать, что интернет-зависимость может оказывать негативное влияние не только на индивидуальное психоэмоциональное состояние, но и на социальные взаимодействия, учебную успеваемость и общее качество жизни студентов. В связи с этим, образовательные учреждения должны взять на себя активную роль в информировании студентов о возможных рисках чрезмерного использования интернета и предоставлении ресурсов для улучшения их благополучия.

Разработка программ поддержки может включать в себя семинары и тренинги по тайм-менеджменту, а также занятия по развитию навыков саморегуляции и осознанности. Эти мероприятия помогут студентам осознать важность баланса между виртуальной и реальной жизнью, а также научат их управлять своим временем более эффективно.

Также, необходимо проводить регулярные мониторинги уровня интернет-зависимости среди студентов, чтобы своевременно выявлять группы риска и предоставлять им необходимую помощь. Совместная работа психологов, педагогов и родителей также играет ключевую роль в создании поддерживающей среды, способствующей здоровому использованию интернета.

В заключение, результаты данного исследования подчеркивают важность комплексного подхода к решению проблемы интернет-зависимости среди молодежи. Только совместными усилиями можно создать условия для формирования здоровых привычек использования интернета и повышения общего уровня удовлетворенности жизнью студентов. В конечном итоге это будет способствовать не только личному развитию каждого студента, но и созданию более гармоничного и продуктивного образовательного пространства.

Литература:

  1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. 431 с.- http://www.honestnet.ru/drugoe/internet-vozdeystvie-na-lichnost.html
  2. Водяха С. А. Психометрические показатели опросника психологического благополучия // Педагогическое образование в России. 2017. № 4. С. 32–36.- https://cyberleninka.ru/article/n/psihometricheskie-pokazateli-oprosnika-psihologicheskogo-blagopoluchiya
  3. Водяха С. А. Эмоциональное благополучие как предиктор психического и соматического здоровья // Вестник СМУС74. 2015. № 1 (8). С. 6–9.- https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-prediktor-psihicheskogo-i-somaticheskogo-zdorovya
  4. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 90–100.
  5. Войскунский А. Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 51–66.- https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-issledovaniy-oposredstvovannoy-internetom-deyatelnosti
  6. Войскунский А. Е., Митина О. В., Гусенова А. А., Рустамова Н. Э. Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). С. 11.- https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-zavisimosti-ot-interneta-sravnenie-metodicheskih-sredstv
  7. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального ун-та. 2014. № 1. С. 171–182.- https://elibrary.ru/item.asp?id=21521771
  8. Шаталина М. А. Анализ факторов, влияющих на формирование Интернет-аддикции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. С. 188–192.- https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-faktorov-vliyayuschih-na-formirovanie-internet-addiktsii
  9. Янг К. С. Диагноз — интернет-зависимость // Мир Интернет. № 2. 2000. С. 24–29- https://cyberpsy.ru/articles/young-internet-addiction/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 436-439):
Часть 6 (стр. 393-481)
Расположение в файле:
стр. 393стр. 436-439стр. 481

Молодой учёный