Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологическое консультирование родителей обучающихся по вопросам нравственного воспитания

Научный руководитель
Психология
18.04.2025
15
Поделиться
Библиографическое описание
Рахманкулов, Д. М. Психологическое консультирование родителей обучающихся по вопросам нравственного воспитания / Д. М. Рахманкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 442-444. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124294/.


Согласно статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественно право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Таким образом, современное понимание роли семьи в нравственном становлении личности определяет степень ответственности родителей в вопросах приобщения ребенка к нравственным ценностям, формирования у детей основ нравственной позиции и поведения. Между тем современная проблема семейного воспитания — чрезмерная загруженность родителей по материальному обеспечению семьи — привела к тому, что некоторые родители самоустранились от воспитания собственных детей, предоставив данную заботу учебным заведениям. Однако только во взаимодействии педагогов и родителей возможен полноценный процесс воспитания будущего гражданина. Ученые, изучающие различные аспекты семейного воспитания делают вывод о том, что именно высокий уровень педагогической компетентности родителей поможет им успешно реализовать воспитательную функцию и избежать ошибок в воспитании детей.

В нравственном воспитании, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, когда работа с семьями осуществлялась только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае — за счет психолого-педагогического просвещения родителей.

Сегодня требуется переход от модели воспитания к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, создание условий и мотивации для межличностного, внутрисемейного и меж семейного взаимодействия, позволяющих решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.

Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования. [4]

Психологическое консультирование является одним из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, важным компонентом работы педагога-психолога, и имеет свою специфику. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка.

Главными формами взаимодействия с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

Самыми распространенными традиционными формами работы с родителями являются: родительские собрании, конференции, советы родителей, индивидуальные беседы, консультации родителей, вечера вопросов и ответов. Одна из важных ролей в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе.

К нетрадиционным и современным формам работы с родителями можно отнести: дни открытых дверей, родительские встречи, родительские вечера, родительские чтения, тренинги, ринги, мастерские, родительский клуб, мозговой штурм, круглый стол, онлайн-вебинары, родительский университет, раздел на сайте общеобразовательной организации для родителей «Наши советы».

Также существуют и другие формы работы с родителями, которые можно разделить на группы:

– формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет и т. д.;

– формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки и др.;

– формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, походы, экскурсионные поездки.

Консультации полезны для родителей и для педагога. При этом родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель получает необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем обучающегося. [5]

В Психотерапевтической энциклопедии описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование.

Акцент делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование.

Основано анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений психотерапии.

Прежде всего, сюда следует отнести гештальттерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование. Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы.

Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Психологическое консультирование родителей (законных представителей), может выполнять различные функции.

1. информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление.

2. консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка.

3. получение дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе.

4. психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и школьного психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его школьного обучения.

Функции психологического консультирования

Психологическое консультирование реализует в обществе четыре основные функции:

1. Психологическое просвещение граждан.

2. Оказание психологической помощи.

3. Содействие эффективному личностному развитию и функционированию, реализации потенциала граждан.

4. Проведение исследований в области консультирования.

Принципы психологического консультирования суть правила работы, возникшие из опыта практической деятельности людей в этой области. В нашем описании принципов психологического консультирования мы будем придерживаться того порядка, который некогда задала Ю. Е. Алешина.

1. Доброжелательное и без оценочного отношения к клиенту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

3. Осторожное отношение к советам.

4. Разграничение личных и профессиональных отношений.

5. Включенность клиента в процесс консультирования.

6. Анонимность.

7. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

Таким образом, психологическое консультирование представляет собой область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее решения.

Литература:

  1. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  2. Акутина С. П. Социально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1. — С. 1–4.
  3. Неумоева- Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019.
  4. Дубровина И. В. Практическая психология в образовании [Текст]: Учебное пособие / И. В. Дубровина. — СПб, издательство «Питер», Изд. 4-е, 2006.
  5. Калимуллин Р. Х. Добрые деяния — основа развития духовности, нравственности молодёжи [Текст]: монография / Р. Х. Калимуллин.- Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. — С. 180.
  6. Гаврилова, Т. П. О воспитание нравственных чувств. — М., 1984.
  7. Варга А. Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. — 2006. — № 4
  8. Лагодина, Е. Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России [Текст]: учебное пособие / Лагодина Е. Н. М.: Просвещение, 2006. 154 с.
  9. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно — нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. — 2011. — № 5. — С.60–63.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 442-444):
Часть 6 (стр. 393-481)
Расположение в файле:
стр. 393стр. 442-444стр. 481

Молодой учёный