Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Фиксация административных правонарушений беспилотными авиационными системами

Юриспруденция
15.04.2025
16
Поделиться
Библиографическое описание
Камчатный, А. С. Фиксация административных правонарушений беспилотными авиационными системами / А. С. Камчатный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124199/.


В статье раскрываются проблемы допустимости доказательств автоматической фиксации административных правонарушений с использованием беспилотных авиационных систем.

Ключевые слова: административная ответственность, беспилотные авиационные системы, средства фото- и киносъемки, видеозаписи, административная ответственность.

The article reveals the problems of the admissibility of evidence for the automatic recording of administrative offenses using unmanned aircraft systems.

Keywords: administrative responsibility, unmanned aircraft systems, photography and film equipment, video recordings, administrative responsibility.

В эпоху стремительного технологического прогресса и осознания важности разумного использования природных и иных ресурсов, всё более актуальной становится задача автоматизации мониторинга экологических и других нарушений, а также предотвращения потенциального ущерба охраняемым законом ценностям через контрольные мероприятия различных органов исполнительной власти.

В этом контексте растёт значимость использования фото и видеофиксации для обнаружения административных правонарушений, в том числе с помощью беспилотных авиационных систем (БАС). Особое внимание уделяется автоматической фиксации таких правонарушений. Для реализации этой цели Правительство Российской Федерации утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

Минэкономразвития поручено облегчить эту задачу и повысить качество работы в данной области. Ведомство разрабатывает и улучшает концепцию применения БАС в контрольной деятельности [1].

Согласно проекту концепции, использование беспилотников станет важной частью государственного контроля в экологической сфере в ближайшие годы. Однако на данный момент существует ряд проблем, которые необходимо решить для успешного внедрения беспилотного флота в контрольно-надзорную деятельность.

Возможность использования БАС в контроле установлена статьёй 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Эта статья определяет мониторинг безопасности как сбор и анализ данных, полученных с использованием автоматических технических средств фиксации правонарушений с функциями фото и видеосъёмки. Статья 96 того же закона устанавливает режим дистанционного государственного контроля, который заключается в постоянном получении и анализе информации о деятельности граждан и организаций с использованием дистанционных методов контроля, включая специальные технические средства с функциями фотосъёмки, аудио и видеозаписи, измерения. Внедрение беспилотников планируется на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На федеральном уровне БАС будут широко применяться в таких сферах, как экологический, лесной, охотничий, геологический, земельный контроль, надзор в сфере рыболовства, охраны объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий. Данные, полученные с помощью этих технических средств, позволят контрольным органам своевременно обнаруживать признаки нарушений. Это позволит законодателю экономить человеческие и временные ресурсы. По общему правилу, к административной ответственности за правонарушения, зафиксированные специальными техническими средствами, привлекаются собственники или владельцы земельных участков, транспортных средств и т. д. Для успешного внедрения БАС потребуется узаконить использование материалов аэрофото и видеосъемки, полученных с помощью беспилотников, признав эти данные юридически значимыми. Контрольно-надзорным ведомствам необходимо внести изменения в федеральное и ведомственное законодательство до конца 2025 года:

— в Кодекс об административных правонарушениях;

— в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ;

— акт Правительства о возможности проверки БАС аккредитованными государственными центрами метрологии;

— положения надзорных ведомств о полномочиях применять БАС;

— разработать и внедрить индикаторы риска нарушения обязательных требований, выявляемых с помощью беспилотников.

Качество проработки этих изменений будет определять развитие новой экономической сферы. Используя статистические методы и метод аналогии, можно предсказать проблемы, с которыми может столкнуться система автоматической фиксации правонарушений (БАС). Сегодня наиболее богатый опыт использования автоматических технических средств фото и видеосъёмки накоплен в таких ведомствах, как Госавтоинспекция МВД России (в области безопасности дорожного движения), Ространснадзор (контроль оплаты проезда по федеральным платным дорогам), Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) и ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП), а также в аналогичных структурах других регионов РФ. Они отвечают за контроль оплаты проезда по региональным дорогам и использование городских парковочных мест.

Внушительные суммы штрафов, которые поступают в бюджеты разных уровней от уже работающих систем автоматической фиксации, открывают большие перспективы для других сфер, контролируемых государством. Согласно официальной статистике Госавтоинспекции, в 2024 году было оформлено 236,6 млн штрафов за правонарушения, зафиксированные автоматическими техническими средствами. В предыдущие годы эта цифра составляла 221 млн и 183,5 млн соответственно. Рекордным показателем является сумма штрафов, наложенных с помощью камер фото и видео фиксации за нарушения ПДД в России в 2023 году — 149 млрд рублей. Стоит отметить, что такие меры, как вынесение предупреждения лицу, совершившему правонарушение, или прекращение производства по делу в этой категории правонарушений на практике отсутствует [2].

Детальный анализ статистики показывает, что средняя сумма штрафа в этой области составляет 630 рублей. На практике замечено, что в спорных ситуациях лицо, получившее незначительный штраф, склонно его оплатить, а не оспаривать в суде.

Например, более высокие штрафы в размере 5 тыс. рублей, наложенные АМПП и МАДИ за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке или за размещение транспортных средств на территории, занятой зелёными насаждениями, приводят к частым обращениям в районные суды и успешной практике обжалования вынесенных постановлений [3]. В соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото и киносъёмки, видеозаписи, или средств фото и киносъёмки, видеозаписи (далее — технические средства, работающие в автоматическом режиме), протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП.

Пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, что ст. 2.6.1, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. В этих случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении материалов и вынесении постановления по делу о правонарушении в автоматическом режиме часто не учитывается важная законодательная норма.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ — обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В соответствии с законодательством Российской Федерации, при фиксации административных правонарушений специальными техническими средствами, оснащёнными функциями фото и киносъёмки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме, применяется особый порядок привлечения к административной ответственности.

Под автоматическим режимом работы технических средств подразумевается:

— функционирование без непосредственного участия человека;

— размещение в установленном порядке в стационарном положении или на движущемся по определённому маршруту транспортном средстве;

— фиксация всех административных правонарушений, для выявления которых предназначено устройство, независимо от усмотрения конкретного лица.

Если правонарушение зафиксировано с помощью технических средств, не работающих в автоматическом режиме, то особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется. В этом случае должностное лицо выносит постановление по делу об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении или выносит определение о возбуждении дела и проведении административного расследования. Материалы фото и видеосъёмки, полученные с использованием этих технических средств, могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения.

Проводя аналогию между автоматическими средствами фиксации и беспилотной авиацией, следует отметить, что БАС не утверждён Росстандартом в качестве средства измерений или технического средства фиксации правонарушений в автоматическом режиме. Положения КоАП РФ не учитывают возможность автоматической фиксации правонарушений с помощью БАС. Более того, установленные на беспилотной авиации фото и видеокамеры не являются специальными техническими средствами в понимании ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ, поэтому не имеет значения, в каком режиме используется это устройство.

Для реализации механизма автоматической фиксации правонарушений необходимо проработать вопросы о дополнении КоАП РФ положениями, позволяющими:

— включить БАС в понятие «специальные технические средства, имеющие функции фото и киносъёмки, видеозаписи»;

— привлекать к административной ответственности по результатам контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (по результатам вынесения предписания в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований).

Технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото и киносъёмки, видеозаписи, должны быть сертифицированы как средство измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими их использование. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, а также перечень выявляемых правонарушений.

В случае возникновения сомнений в корректности работы технического средства, работающего в автоматическом режиме, судья вправе истребовать документы, содержащие сведения о его работе. Если в ходе рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания возникают сомнения в правильности работы технического средства, то судья может запросить дополнительные документы. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, БАС предстоит пройти долгий путь законодательных изменений и согласований, без решения которых автоматическая фиксация административных правонарушений невозможна и может привести к массовому обжалованию административных правонарушений.

Литература:

  1. Проект концепции.pdf: — Текст: электронный // Telegram-канал «Зелёный» змий: [сайт]. — URL: https://t.me/greenserpent/21699 (дата обращения: 13.04.2025).
  2. «Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения»: — Текст: электронный // Госавтоинспекция: [сайт]. — URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 13.04.2025).
  3. Постановление Верховного Суда РФ № 5-АД20–13 — Текст: электронный // Юридическая информационная система «Легалакт» — законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-12032020-n-5-ad20–13/ // Постановление Верховного Суда РФ № 5-АД20–42 — Текст: электронный // Юридическая информационная система «Легалакт» — законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042020-n-5-ad20–42/ // — Текст: электронный // Юридическая информационная система «Легалакт» — законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-04082020-n-5-ad20–72/ (дата обращения 13.04.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
административная ответственность
беспилотные авиационные системы
средства фото- и киносъемки
видеозаписи
административная ответственность
Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 199-202):
Часть 3 (стр. 153-227)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 199-202стр. 227

Молодой учёный