Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Работа с одарёнными детьми при обучении английскому языку

Педагогика
05.04.2025
7
Поделиться
Библиографическое описание
Скоченко, И. Л. Работа с одарёнными детьми при обучении английскому языку / И. Л. Скоченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 14 (565). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/565/123901/.


В последнее время в современном обществе растет потребность в нестандартно мыслящих специалистах, которые способны креативно и быстро решать поставленные задачи. Работа с одарёнными детьми значительно выделяется среди приоритетных направлений на государственном уровне, так как возникает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Интерес к одаренности достаточно высок и это прослеживается в требованиях, сформированных во ФГОС. Задача современной школы — подготовить компетентного выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям. Работа с одарёнными детьми является одной из современных задач модернизации образования. Учителю необходимо создать особые условия для таких детей, чтобы они смогли раскрыться и проявить себя, а также разработать новые подходы к обучению. Создание целостных систем развития талантливых детей в рамках школьного обучения является важнейшим шагом в решении проблемы раскрытия детской одарённости.

«Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [1]. На уроках английского языка зачастую можно заметить детей, которым скучно работать по школьному учебнику. Задания, предложенные учебником, кажутся им легкими, и они начинают привлекать к себе внимание отвлекая других детей. В старших классах такие одарённые дети могут приносить с собой сборники и выполнять в них задания повышенной сложности или читать свою литературу на уроках, чтобы удовлетворить свои образовательные запросы. Именно поэтому для учителя так важно помочь таким обучающимся раскрыть их способности и стать наставником одарённых детей на протяжении всего образовательного процесса. В первую очередь нужно сформировать интерес к предмету и постараться сделать его постоянным [2].

Обучение иностранному языку достаточно длительный процесс, поэтому зачастую у школьников снижается интерес в дальнейшем его изучении. Использование современных, интересных и эффективных приемов, а также активных форм работы поможет добиться успехов в поддержании интереса к изучению иностранного языка.

В работе с одарёнными детьми при обучении английскому языку можно выделить придерживаться следующему плану:

— составить базу данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно-познавательный интерес;

— организовать участие одарённых детей в олимпиадах и конкурсах, а также задействовать в проектной деятельности;

— организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности;

— консультировать родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей;

Для того, чтобы заинтересовать одаренных учащихся, необходимо придерживаться нетрадиционных форм урока: урок-семинар, интегрированный урок, дебаты, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают материал по программе и развивают свои способности.

Важнейшей формой работы с одарёнными учащимися являются олимпиады по английскому языку. Они помогают выделить наиболее способных детей. Работу по подготовке к олимпиадам можно проводить, начиная с сентября и до конца учебного года. Каждый год обучающиеся с высоким уровнем владения английским языком участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников и показывают хорошие результаты, становясь призерами и победителями разных этапов. В подготовке детей используются олимпиадные задания прошлых лет, специализированная литература по страноведению и сборники типовых олимпиадных заданий. Поскольку олимпиады являются одной из форм внеурочной работы по учебным предметам, можно заключить, что они помогают подготовить учащихся к жизни в современных условиях, а именно — в условиях конкуренции. Всероссийская олимпиада школьников дает возможность популяризовать знания, сформировать у обучающихся дух состязательности, найти единомышленников и развивать себя. В настоящее время победа учащегося на олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предмета.

Принцип системности и непрерывности является основным в рамках подготовки к олимпиадам, так как это должно быть непрерывным процессом, начинающимся еще на начальном этапе обучения. Уже начальной школе можно проводить ежегодные олимпиады по английскому языку на школьном уровне для выявления одарённых детей. Среди учащихся начальных классов, начиная со второго, занявших призовые места, выбираются те, которые принимают участие в олимпиаде от параллели, затем от каждого класса формируется команда победителей и призеров первого тура. Жюри анализирует работу каждого участника и определяет победителей и призеров для дальнейшего награждения. При переходе учащихся в среднее звено, учителю необходимо продолжать работу по развитию лингвистических способностей у одарённых учащихся и организовывать их участие в олимпиаде по английскому языку на уровне школы, а также во Всероссийской олимпиаде школьников. Для подготовки участников Всероссийской олимпиады школьников целесообразно разработать особую программу и составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого участника, который прошел школьный этап и стал победителем или призером. Как показала практика, хороших результатов можно добиться, организовав занятия одарённых учащихся по английскому языку в центре олимпиад. Один из таких центров находится в Санкт-Петербурге. Центр олимпиад Санкт-Петербурга является координатором олимпиадного движения в городе. Он был создан в 2006 году и на протяжении 15 лет работал на площадке Городского дворца творчества юных. С сентября 2021 года на основании решения Комитета по образованию Центр олимпиад Санкт-Петербурга является структурным подразделением ГБНОУ «Академия талантов». Центр олимпиад создан с целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганды научных знаний и отбора школьников, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Санкт-Петербурга для участия в заключительных этапах олимпиад по общеобразовательным предметам.

В сферу деятельности центра входит:

— организация, сопровождение и проведение этапов Всероссийской олимпиады школьников;

— организационно-методическое сопровождение региональных олимпиад школьников, перечень которых утвержден Комитетом по образованию;

— организационная поддержка олимпиад, входящих в перечень Российского совета олимпиад школьников, учредителем которых является Комитет по образованию [3];

Принимая во внимание всё вышеперечисленное, можно выделить следующие цели участия в олимпиаде по английскому языку:

— стимулирование интереса обучающихся к изучению английского языка;

— выявление учащихся, которые интересуются страноведением и английской литературой;

— развитие творческих способностей учащихся;

— выявление одарённых детей, которые могут представлять свою школу на олимпиадах различного уровня;

Еще одной из форм работы с одарёнными детьми в школе является проектная деятельность. Её можно применять на различных этапах обучения и при работе с материалом различной сложности. Успешное использование метода проектов в образовательном процессе позволяет применить на практике теоретические знания для успешного решения конкретных задач учитывая множество факторов. Проектная деятельность — это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого уникального продукта или услуги [4]. Проекты помогают ученикам выражать свое собственное мнение и принимать решения, основываясь на индивидуальном видении ситуации. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. Одарённые дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе и ощутить радость успеха. Одарённые дети, которым интересна проектная деятельность, могут принять участие в конкурсе «Реактор», который является стартовой площадкой, где юные изобретатели и исследователи пробуют свои силы в подготовке проектов, проверяют идеи на практике, накапливают проектные, профессиональные и универсальные компетенции, делают первые шаги в будущей профессии. Цель конкурса — вовлечение школьников в проектную деятельность с целью выявления и реализации инновационных идей [5].

В заключение хотелось бы отметить, что интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Рассмотренные выше методы и приемы при работе с одарёнными детьми нацеливают деятельность каждого учителя на создание максимальных условий для развития личности с уникальными интеллектуальными способностями.

Литература:

  1. Одарённый ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя / Н. Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлёва и др.; под редакцией Н. Б. Шумяковой — М.; Просвещение, 2006
  2. Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одарённости: детский сад — школа — университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции по педагогике одарённости: Часть III: «Педагогика одаренности». — Томск: Томский ЦНТИ, 2010. С. 158–159.
  3. http://olymp.academtalant.ru
  4. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие. Составители: И. М. Дудина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова — Ярославль: ЯрГУ, 2019. — 28 с.
  5. http://reactor.su/event/202
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №14 (565) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 200-202):
Часть 3 (стр. 153-223)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 200-202стр. 223

Молодой учёный