Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование технологии проектной деятельности в рамках изучения темы «Собственные и нарицательные имена существительные» в 3-м классе

Педагогика
22.03.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Чиж, К. А. Использование технологии проектной деятельности в рамках изучения темы «Собственные и нарицательные имена существительные» в 3-м классе / К. А. Чиж. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 13 (564). — С. 292-298. — URL: https://moluch.ru/archive/564/123593/.


Актуальность использования технологии проектной деятельности в начальной школе связана с требованиями ФГОС НОО, которые диктуют педагогу необходимость создавать условия для проектно-исследовательской деятельности обучающихся, выполнения ими индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности. При этом успешность выполнения заданий межпредметного характера оказывает влияние на формирование функциональной грамотности, которая определяется как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности (п. 34.2 ФГОС НОО) [1].

В данной статье описывается пример применения технологии проектной деятельности на уроке русского языка в 3-м классе, а именно проект «Тайна имени», разработанный и применяемый автором в собственной педагогической практике.

Проект «Тайна имени», реализуемый в рамках уроков русского языка в 3-м классе, имеет высокую актуальность в контексте современных задач и целей, обозначенных в указах Президента Российской Федерации. Он способствует личностному развитию обучающихся, включая их духовно-нравственное и социокультурное становление, что является важным для формирования российской гражданской идентичности.

Исследуя значения и происхождение имен, учащиеся расширяют свои знания не только о русском языке, но культуре и истории нашего и других народов мира, что в полной мере соответствует целям, обозначенным в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2]. Участие обучающихся в создании журнала с именами, встречающимися в классе, помогает формировать у них чувство единства и принадлежности к национальной культуре.

Кроме того, проект соответствует Указу от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [3], способствуя формированию системных знаний о России, ее исторической роли и культурном наследии. Знакомство с именами помогает учащимся лучше понять свое место в обществе, осознать вклад своей семьи и народа в мировую историю.

В соответствии с современными требованиями к образовательному процессу освоение технологий командной работы является важной частью проектной деятельности. Ученики работают совместно, оценивают свои личные достижения и результаты группы, что способствует развитию коллективной ответственности и сотрудничества.

Реализация проекта «Тайна имени» не только обогащает уроки русского языка, но и формирует у детей важные навыки и компетенции, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, развивая их как активных и ответственных граждан России.

На первом, подготовительном этапе был разработан паспорт проекта и определена его цель — создание условий для знакомства обучающихся с именами, имеющими разное происхождение. Проект является краткосрочным, индивидуальным, информационным и творческим. Другие его характеристики представлены в таблице 1.

Табл. 1

Паспорт проекта «Тайна имени» МКОУ «Павловская ООШ» 2024–2025 уч. г.

Название проекта

«Тайна имени»

Автор проекта

Чиж Ксения Александровна

Направленность (соотнесение с предметной областью)

Русский язык

Участники проекта

Учащиеся 3-го класса

Сроки реализации (дата начала — дата окончания)

17.02.24–21.02.24 г.

Цель проекта

Создание условий для знакомства обучающихся с именами, имеющими разное происхождение

Краткое описание

Краткосрочный, индивидуальный, информационный, творческий

Продукты проекта

Журнал имен класса с указанием их значений и происхождения

В ходе урока русского языка, посвященного теме «Собственные и нарицательные имена существительные», на этапе разъяснения домашнего задания учитель интересуется у учеников, что означают их имена. Как правило, далеко не все обучающиеся могут ответить на этот вопрос. Таким образом педагог плавно знакомит детей с темой следующего урока и объясняет задание для подготовки проекта.

Проект «Тайна имени» рассчитан на пять дней.

Цель проекта — создание условий для знакомства обучающихся с происхождением имен.

Задачи проекта:

  1. Воспитательная: способствовать воспитанию доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику.
  2. Развивающие: содействовать развитию монологической речи, а также умений понимать учебную задачу и следовать ей, оценивать правильность ее выполнения.
  3. Образовательная: способствовать развитию умения определять происхождение имен.

Ожидаемые результаты и форма предъявления

  1. Предметные:

П1. Знать происхождение своего имени.

  1. Метапредметные, соотнесенные с УУД:

а) Познавательные УУД:

МП1. Уметь осознанно строить речевое высказывание по заданию или вопросу учителя, одноклассника.

б) Регулятивные УУД:

МР1. Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

МР2. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

  1. Коммуникативные УУД:

МК1. Уметь строить монологическое высказывание.

  1. Личностные результаты:

Л1. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Продуктом, создаваемым в ходе выполнения проекта, является журнал класса. Учитель показывает ребятам образец оформления странички такого журнала, знакомит с требованиями к ее оформлению (приложение 1).

На подготовку странички ученикам дается три дня. В этот период педагог направляет обучающихся (помогает им определить тему и цель проекта, составить план работы над ним), а также наблюдает, косвенно управляет их деятельностью, дает советы и контролирует соблюдение сроков. Ученики собирают информацию о своих именах, систематизирует материалы и оформляют результаты работы. Учитель следит за процессом и оказывает им помощь по мере необходимости.

Каждый учащийся создает свою страничку журнала, данные на которой должны быть представлены в соответствии с пунктами плана. В последний день проекта ребята делятся на группы (распределение происходит по происхождению имен) и участвуют в игре-путешествии, выполняя различные задания (приложение 2). В процессе игры каждый ученик рассказывает о своем имени и прикрепляет свою страничку к журналу.

На последнем этапе («Подведение итогов. Оценка результатов и проектной деятельности») ребята вместе с учителем анализирует получившийся продукт, обсуждают другие возможные проекты на данную тему.

В процессе участия в проекте обучающиеся закрепляют пройденную тему, узнают о происхождении и значении различных имен. Ребята с удовольствием принимают участие в проекте, начиная с первого этапа и до подведения итогов. Каждый обучающийся создает свою уникальную страничку. Финальный продукт (пример приведен в приложении 3) могут изучить обучающиеся из других классов, чтобы больше узнать о разных именах.

Приложения

Приложение 1

Требования к оформлению страницы журнала «Тайна имени»:

  1. Сверху посередине страницы крупно написать то имя, которому она будет посвящена.
  2. Указать происхождение этого имени.
  3. Определить значение имени и перечислить черты характера, типичные для человека с этим именем.
  4. Записать различные формы этого имени.
  5. Приклеить изображение и подписать имя героя из сказки/рассказа и писателя/художника с этим именем.

Пример оформления страницы журнала «Тайна имени»

Рис. 1. Пример оформления страницы журнала «Тайна имени»

Приложение 2

Презентация игры-путешествия «Тайна имени»

Рис. 2. Слайды презентации «Тайна имени» к итоговой игре

Приложение 3

Продукт проекта — журнал «Тайна имени»

Пример оформления журнала «Тайна имени» Пример оформления журнала «Тайна имени»

Рис. 3. Пример оформления журнала «Тайна имени»

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Текст : электронный // МБОУ «Сазоновская СОШ» : [сайт]. — URL: https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022.pdf (дата обращения: 18.03.2025).
  2. Указ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». — Текст : электронный // Kremlin.ru — официальный сайт Президента Российской Федерации : [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.03.2025).
  3. Указ от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». — Текст : электронный // Kremlin.ru — официальный сайт Президента Российской Федерации : [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 15.03.2025).
  4. Канакина, В. П. Русский язык 3 класс, часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М. : Просвещение, 2023. — 166 c.
  5. Антипова, И. Н. Познавательно-конкурсная программа «Наши имена» / И. Н. Антипова. — Текст : электронный // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/files/poznavatiel-no-konkursnaia-proghramma-nashi-imiena.html?ysclid=lrp73m1krz801420610 (дата обращения: 17.02.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №13 (564) март 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 292-298):
Часть 4 (стр. 229-307)
Расположение в файле:
стр. 229стр. 292-298стр. 307

Молодой учёный