Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Тестирование как метод контроля знаний студентов

Педагогика
16.03.2025
28
Поделиться
Аннотация
В данной статье автор рассматривает значимость тестирования как метода контроля знаний. В статье отражена специфика теста как формы контроля, рассмотрены достоинства и недостатки тестирования.
Библиографическое описание
Никулина, Е. В. Тестирование как метод контроля знаний студентов / Е. В. Никулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 11 (562). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/562/123398/.


В данной статье автор рассматривает значимость тестирования как метода контроля знаний. В статье отражена специфика теста как формы контроля, рассмотрены достоинства и недостатки тестирования.

Ключевые слова: учебный материал, студент, метод контроля, получение информации, тестирование.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Контроль позволяет устанавливать обратную связь между преподавателем и студентом, оценивать динамику усвоения учебного материала и на основе этого вносить коррективы в учебный процесс.

В педагогическом процессе контроль выполняет следующие функции:

– обучающую (систематизация знаний и умений, их обобщение и применение в разных познавательных ситуациях);

– диагностическую (определение объективно существующего уровня владения знаниями, умениями и навыками на конкретном этапе обучения, выявление пробелов и трудностей в усвоении учебного материала);

– корректирующую (соотнесение реального уровня сформированности знаний, умений и навыков, их совершенствование путем коррекции учебного материала);

– стимулирующую (создание положительных мотивов овладения изучаемым курсом, повышение интереса к его изучению);

– развивающую (развитие умений быстрой концентрации усилий для решения в определенный срок поставленной задачи, сосредоточенности, мобилизации внутренних резервов психики, самостоятельной мыслительной деятельности, логики, умения анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать);

– воспитательную (воспитание воли, настойчивости, выдержки, самообладания, критического отношения к учебной деятельности, культуры мышления, культуры общения с педагогом и со сверстниками, культуры организации учебной деятельности) [2].

К важнейшим принципам контроля можно отнести:

– объективность (заключается в научно-обоснованном содержании диагностических заданий, тестов, вопросов, в дружественном отношении преподавателя ко всем студентам);

– систематичность (означает осуществление контроля на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний до их практического применения);

– наглядность (подразумевает проведение открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям) [1].

Контроль знаний может выступать как способ подготовки студентов к изучению нового учебного материала, к выявлению готовности студентов к усвоению знаний, умений и навыков, их обобщению и систематизации. Он также может выполнять и воспитательную роль, контроль знаний способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только студентов, но и преподавателей, приучает студентов к систематическому учебному труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Для получения информации о конкретных знаниях студентов используются различные методы. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности студентов и педагогической деятельности преподавателя. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе [3].

Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателями, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. Традиционными формами контроля являются устный опрос и письменный контроль. Но сегодня широкое применение получила такая форма контроля как тестирование.

Тестирование как метод контроля знаний — проверка знаний, умений и навыков с помощью специальных тестовых заданий.

От других методов контроля тестирование отличается тем, что:

– предполагает стандартизированную процедуру сбора и обработки данных;

– позволяет проверить знания студентов по широкому кругу вопросов;

– практически исключает субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].

Основными задачами тестирования являются:

– развитие интереса у студентов к изучаемой дисциплине;

– активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию;

– воспитание сознательности и личной ответственности у студентов за результаты своей подготовки;

– выявление уровня знаний, умений и навыков у студентов по тестируемым дисциплинам;

– помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;

– помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения студентов, а также корректировке методики обучения [4].

Для диагностики успешности обучения разрабатываются разные тесты — учебных достижений, успешности, дидактические тесты. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными и др.

Основными преимуществами тестов являются:

– объективность (тестирование предполагает стандартизированную процедуру сбора и обработки данных, что исключает субъективизм преподавателя);

– всесторонность (тесты дают возможность проверить знания по многим темам изучаемого курса);

– экономия времени (использование метода тестов значительно укорачивает временные затраты на контроль и проверку знаний);

– справедливость (тестирование ставит всех студентов в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, исключая субъективизм преподавателя);

– мягкость (тестирование психологически меньше нагружает студентов).

У тестирования есть много плюсов так и вместе с ними и ряд недостатков. В первую очередь тест фиксирует результат работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью студента. Кроме того, тестирование не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством. Количество тем по определенной дисциплине может варьироваться, что требует повышенной внимательности. Если преподаватель допустит ошибку при составлении ключей к тестам, студенты могут быть оценены необъективно. Тестирование предполагает наличие общих правил, под которые выравнивают всех студентов. При этом велика вероятность не заметить яркую индивидуальность нестандартного человека.

Поэтому, тестирование рационально сочетать с различными формами традиционного контроля. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы студентов в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Литература:

  1. Власова В. К. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студентов педагогических направлений подготовки. — Казань, Вестфалика, 2020.
  2. Габова О. В., Русаков А. А. Тестирование — одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика, № 3, 2005, с. 13–17.
  3. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Шуман Е. А. Тестирование как форма контроля знаний в процессе обучения // Молодой ученый.- 2022. — № 12.- с.183–186.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
учебный материал
студент
метод контроля
получение информации
тестирование
Молодой учёный №11 (562) март 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 312-314):
Часть 5 (стр. 269-339)
Расположение в файле:
стр. 269стр. 312-314стр. 339

Молодой учёный