Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Анализ торгово-экономических связей России и Ирана: возможности и вызовы для порта Махачкала

Технические науки
20.01.2025
22
Поделиться
Библиографическое описание
Радчин, С. П. Анализ торгово-экономических связей России и Ирана: возможности и вызовы для порта Махачкала / С. П. Радчин, К. А. Тимошенко, Ф. Н. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121878/.


В статье анализируется динамика торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Ираном в контексте геополитических изменений. Рассматриваются возможности и проблемы, возникающие в связи с ростом товарооборота, для порта Махачкала. Основной целью исследования является анализ текущей ситуации и выявление узких мест в работе порта, а также определение путей оптимизации его деятельности. На основе выявленных проблем предлагаются решения по развитию порта и оптимизации грузопотоков.

Ключевые слова: порт Махачкала, торгово-экономические связи, Россия, Иран, МТК «Север-Юг», товарооборот, грузопоток, инфраструктура.

Введение

Развитие международных торговых связей в условиях геополитической нестабильности неразрывно связано с необходимостью совершенствования транспортной инфраструктуры. Увеличение товарооборота между Россией и Ираном, обусловленное санкционным давлением и поиском новых рынков сбыта, создает необходимость анализа работы транспортных узлов. В связи с этим возникает потребность в рассмотрении перспектив развития порта Махачкала, который является ключевым элементом транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Россию со странами Каспийского региона. Целью данной работы является анализ текущего состояния порта и разработка рекомендаций по оптимизации его работы в условиях возрастающего грузопотока.

Основные понятия и определения

Торгово-экономические связи — это взаимодействие между странами в сфере торговли и экономики, включая экспортно-импортные операции, инвестиции и другие формы сотрудничества.

Транспортный узел — место пересечения нескольких транспортных путей, обеспечивающее пересадку и перевалку грузов и пассажиров.

МТК «Север-Юг» — международный транспортный коридор, связывающий Россию со странами Каспийского региона, Азией и Ближним Востоком.

Грузопоток — это количество грузов, проходящее через определенную транспортную инфраструктуру за определенный период времени.

Цели и методы исследования

Целью данного исследования является комплексный анализ текущего состояния и динамики грузопотоков через порт Махачкала, направленный на выявление основных проблем и «узких мест», препятствующих его эффективной работе, и разработку рекомендаций по оптимизации работы порта и повышению его пропускной способности, что позволит определить основные направления развития порта в контексте роста товарооборота между Россией и Ираном. Для достижения поставленной цели будет использован комплексный подход, включающий анализ статистических данных о грузообороте, структуре грузопотоков и экономических показателях порта, обзор литературы и нормативных документов в области транспорта и международной торговли, а также системный, дедуктивный и индуктивный анализ. Применяется также метод имитационного моделирования, позволяющий создать модель работы порта для анализа различных сценариев его функционирования, и причинно-следственный анализ для выявления корневых причин проблем. Сравнительный анализ используется для оценки текущих показателей работы порта и выявления отклонений от целей развития.

Основная часть

Одним из текущих объектов развития, связанных с торговыми отношениями России и Ирана, является порт Махачкала. Он расположен в городе Махачкала (Республика Дагестан) и является единственным незамерзающим портом России на Каспии. Порт играет важную роль как транспортный узел на МТК «Север-Юг» и обеспечивает грузопотоки между Россией и странами Каспийского региона, Азии и Ближнего Востока. Для наглядности на рисунке 1 представлена карта расположения порта Махачкала.

Расположение Махачкалинского торгового порта

Рис. 1. Расположение Махачкалинского торгового порта

В качестве показателей успешной и результативной работы торговых отношений России с Ираном могут выступить статистические данные, представленные в Таблице 1.

Таблица 1

Объем товарооборота между РФ и Ираном (млн долл. США)

2019

2020

2021

Импорт

391

796

967

Экспорт

1197

443

3068

Торговый оборот

1588

1239

4035

Из данных видно, что российский импорт вырос с 2019 по 2021 год в 2,5 раза, достигнув 967 млн. долларов. Экспорт из России также увеличился в 2,5 раза, достигнув 3068 млн. долларов. Положительная динамика наблюдается в торгово-экономическом взаимодействии между Россией и Ираном, где объем товарооборота вырос в 2,5 раза, превысив аналогичный показатель 2019 года на 2447 млн. долларов.

Основные товары, экспортируемые Россией в Иран, включают: злаки и зерновые культуры, жиры и масла животного или растительного происхождения, продукты неорганической химии, древесина и изделия из нее, реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, электрооборудование.

На данный момент, в порту Махачкала работают железнодорожный и автопаромный терминал, также имеются складские помещения и собственный флот. Технические возможности порта позволяют принимать суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м в сухогрузной гавани и до 6,5 м в нефтяной гавани.

По итогам 2022 года обеспечена перевалка сухих грузов в объеме 755,5 тыс. тонн, что на 40 % больше по сравнению с 2021 годом. Перевалка нефти и нефтепродуктов снизилась до 2,3 млн тонн. Общий грузооборот порта составил 3 млн тонн. По итогам 9 месяцев 2023 года наблюдается рост объема перевалки сухогрузов: генеральных грузов — на 32,3 %, зерна — на 18,4 %, цемента — на 39,1 %, удобрений — на 100 %. За этот же период объем перевалки наливных грузов снизился на 5,7 %. Общий грузооборот порта за 9 месяцев вырос на 16,7 % и составил 2,5 млн тонн.

Исходя из статистических данных и описания портовых возможностей, было выявлено ряд факторов, влияющих на грузопотоки между Россией и Ираном:

— политические отношения: совпадение интересов стран;

— географическое расположение: порт Махачкала как незамерзающий порт;

— торговые соглашения: отмена таможенных пошлин;

— экономические условия: Иран имеет возможность наладить стабильные торговые потоки, Россия — экспортировать пищевую и промышленную продукцию.

Внутренние факторы:

— инфраструктура порта: недостаточная пропускная способность порта, отсутствие автомагистралей;

— плотная жилая застройка и отсутствие земли под строительство нового терминала;

— таможенные процедуры: их упрощение поможет снизить сроки проверки грузов.

На рисунках 2, 3 и 4 показан возрастающий объём грузооборота, сухих грузов (без учёта зерна) и перевалки зерна, что влияет на работу порта.

Возрастающий объём грузооборота России с Ираном

Рис. 2. Возрастающий объём грузооборота России с Ираном

Возрастающий объём сухих грузов (без учёта зерна)

Рис. 3. Возрастающий объём сухих грузов (без учёта зерна)

Возрастающий объём перевалки зерна

Рис. 4. Возрастающий объём перевалки зерна

Из графиков и расчетов можно выявить проблемы, которые связаны с возрастающими грузопотоками, которые не может быстро переработать порт в своем нынешнем обустройстве. Проблема нехватки судов, низкая перерабатывающая способность технических средств и нехватка мест хранения также влияют на скорость и качество переработки грузов. Также важным является тот факт, что порт за день может принять всего 9 судов в связи с инфраструктурными ограничениями. Суда могут задерживаться до 12 дней из-за многоэтапных проверок.

Проблема сформулирована следующим образом: Махачкалинский торговый порт хочет повысить объём переработки сухих грузов, но у порта низкая перерабатывающая способность технических средств, нехватка мест хранения, низкая производительность таможенных процедур и ограниченная осадка судов, мешающие повысить скорость и объём переработки.

Результаты

Для решения выявленных проблем необходимо:

— расширение портовой инфраструктуры;

— оптимизация логистических процессов;

— модернизация таможенных процедур;

— увеличение перерабатывающей способности технических средств;

— строительство дополнительных складов и мест хранения;

— увеличение осадки принимаемых судов

Реализация этих решений позволит снизить время обработки грузов, увеличить объемы перевалки, повысить эффективность работы порта и обеспечить его развитие.

Заключение

Рост торгово-экономических отношений между Россией и Ираном создает значительные возможности для порта Махачкала. Однако, для успешной реализации этих возможностей, необходимо преодолеть текущие инфраструктурные ограничения и оптимизировать логистические процессы. Работа с программой имитационного моделирования позволит создать модель транспортных процессов и выявить узкие места в работе порта. На основе анализа данной модели можно предложить решения по оптимизации логистических процессов, что позволит повысить пропускную способность порта и его конкурентоспособность в транспортном коридоре «Север-Юг».

Литература:

  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://special.ampastra.ru/mahachkala-morskoj-port-mahachkala/
  2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru-stat.su/date-Y2022–2022/RU/trade/IR
  3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gostassistent.ru/doc/84df2961-a16b-4fac-9c08–46eafad2bbbc
  4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://instructionsrzd.ucoz.ru/load/dlja_dvizhencev/transportno_gruzovye_sistemy_n_p_zhuravlev_o_b_malikov/10–1–0–485
  5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mmport.ru/махачкалинский-торговый-порт-стал-ли/
  6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2022/07/19/reg-skfo/mahachkalinskij-port-stanovitsia-sviazuiushchim-zvenom-so-stranami-azii.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
порт Махачкала
торгово-экономические связи
Россия
Иран
МТК «Север-Юг»
товарооборот
грузопоток
инфраструктура
Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 45-49):
Часть 1 (стр. 1-71)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 45-49стр. 71

Молодой учёный