Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль коммуникативных навыков в снижении профессионального стресса у учителей

Психология
06.01.2025
30
Поделиться
Библиографическое описание
Дмитренко, М. С. Роль коммуникативных навыков в снижении профессионального стресса у учителей / М. С. Дмитренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121448/.


В данной работе рассматривается влияние коммуникативных навыков на уменьшение профессионального стресса среди преподавателей. Учителя часто сталкиваются с высоким уровнем стресса. Развивая эффективные навыки общения, преподаватели могут более успешно справляться со стрессовыми факторами, что позитивно отражается на их профессиональном благополучии и удовлетворенности своей работой. Способные к продуктивному общению учителя создают более благоприятную и поддерживающую атмосферу в классе, что в свою очередь содействует лучшему обучению и развитию студентов. Улучшение коммуникативных компетенций может привести к снижению уровня стресса и повысить качество образовательного процесса. Такие навыки являются ключевым элементом профессиональных умений учителей. Изучение этой темы поможет разработать программы повышения квалификации, сфокусированные на развитии коммуникативных способностей, что, в конечном итоге, улучшит эффективность образовательной деятельности. Основная цель работы — исследование роли общения в снижении стресса и выработка рекомендаций для развития данных навыков.

Ключевые слова: профессиональный стресс, коммуникативные навыки, учителя, стратегии снижения профессионального стресса, упражнения.

Исследование роли коммуникативных навыков в снижении профессионального стресса у учителей имеет достаточно важное значение по многим причинам. Во-первых, учителя часто сталкиваются с высоким уровнем стресса. Этому способствует множество факторов, таких как высокая рабочая нагрузка, взаимодействие с учениками и родителями, административные обязанности и т. д. Эффективные коммуникативные навыки могут помочь учителям лучше справляться с этими стрессовыми ситуациями, что будет способствовать их профессиональному благополучию и удовлетворенности работой. Во-вторых, учителя, которые умеют эффективно общаться, могут создавать более позитивную и поддерживающую учебную среду. Это, в свою очередь, способствует лучшему обучению и развитию учеников. Снижение стресса у учителей через улучшение коммуникативных навыков может привести к повышению качества образования. И, наконец, коммуникативные навыки являются важной частью профессиональных компетенций учителей. Исследование их роли в снижении стресса может помочь разработать программы профессионального развития, направленные на улучшение этих навыков, что в конечном итоге повысит общую эффективность педагогической деятельности.

Таким образом, исследование роли коммуникативных навыков в снижении профессионального стресса у учителей является актуальной и значимой задачей, которая может принести пользу, как самим учителям, так и образовательной системе в целом.

Основная цель данной статьи заключается в исследовании и анализе роли коммуникативных навыков в снижении профессионального стресса у учителей. Статья направлена на выявление механизмов, через которые эффективные коммуникативные навыки могут способствовать улучшению психоэмоционального состояния учителей, а также на предоставление практических рекомендаций по развитию этих навыков для повышения профессионального благополучия и качества образования.

Среди основных источников стресса выделяют:

– Конфликты внутри коллектива. Недопонимание и разногласия с коллегами могут создавать напряжение и дискомфорт на рабочем месте.

– Напряженные ситуации с родителями. Общение с родителями учеников иногда бывает сложным и вызывает стресс.

– Аттестация. Процедуры оценки и проверки профессиональных навыков могут быть источником значительного стресса.

– Личные проблемы. Личные трудности и проблемы могут негативно влиять на профессиональную деятельность.

Профессиональные перегрузки Большое количество обязанностей и высокая рабочая нагрузка могут приводить к выгоранию и усталости. [1]

Существуют исследования, посвященные изучению уровню профессионального стресса у учителей. Вот несколько ключевых выводов из различных исследований:

В статье Я. Ю. Макеевой рассматриваются актуальные вопросы, связанные с профессиональным стрессом у педагогов и его влиянием на их здоровье. Автор анализирует такие причины стресса, как условия труда и эмоциональные нагрузки, и обсуждает их последствия для физического и психического здоровья учителей. Также в статье предлагаются рекомендации по снижению уровня стресса и улучшению общего благополучия педагогов [1].

В труде И. Ф. Шиляевой и М. Д. Дойчева [2] рассматриваются основные аспекты профессионального стресса и методы его профилактики. Авторы подчеркивают важность создания благоприятных условий труда и внедрения программ поддержки сотрудников для уменьшения уровня стресса и повышения их общего благополучия.

Ю. Б. Славина [3] обращает внимание на основные аспекты профессионального стресса в контексте его воздействия на здоровье работников. Автор анализирует, как стресс на рабочем месте может приводить к различным физическим и психологическим проблемам, таким как хроническая усталость, депрессия и тревожность. В статье также приводятся примеры методов профилактики и управления стрессом, включая организационные изменения и индивидуальные стратегии, направленные на улучшение общего благополучия сотрудников.

И. Ю. Сизова в своем исследовании [4] выявляет, что профессия педагога является одной из самых эмоционально напряженных. Длительный стресс у учителей может привести к ухудшению здоровья, проявляющемуся в повышенной тревожности, гневливости, профессиональном выгорании и предрасположенности к заболеваниям сердечно-сосудистой системы и патологиям органов зрения. В статье также предлагаются основные направления профилактики для снижения уровня стресса у педагогов

Обобщая опыт исследований, можно выделить несколько ключевых аспектов и последствий профессионального стресса:

Основные причины профессионального стресса:

– Условия труда. Перегрузка, конфликт ролей, неопределенность ролей, неинтересная работа, плохие физические условия.

– Социально-экономические факторы. Отсутствие интереса к работе со стороны общественности, низкие моральные оценки результатов труда.

– Эмоциональные и экстремальные факторы. Социальная оценка, физическая опасность, неопределенность, повседневная рутина.

Последствия профессионального стресса влияют на физическое (повышенная тревожность, гневливость, заболевания сердечно-сосудистой системы, патологии органов зрения.), психическое (профессиональное выгорание, депрессия, хроническая усталость.) здоровье, а так же вносят изменения в организационных аспектах (снижение продуктивности, потеря персонала, ухудшение организационной культуры и межличностных взаимодействий.).

Конкретные меры, способствующие снижению уровня профессионального стресса в контексте коммуникативных навыков:

  1. Активное слушание и эмпатия помогают разрешать конфликты между коллегами, создавая более гармоничную рабочую атмосферу [5].
  2. Учителя могут использовать ясное и уважительное общение для обсуждения проблем с родителями, что помогает найти совместные решения и улучшить взаимодействие [6].
  3. Обсуждение своих переживаний с коллегами и администрацией помогает учителям получать необходимую поддержку и снижать уровень стресса [7].
  4. Эффективное общение способствует лучшему пониманию и координации действий внутри команды, что повышает общую продуктивность и снижает напряженность [6].
  5. Обратная связь с учениками: Регулярное предоставление конструктивной обратной связи помогает ученикам улучшать свои результаты и снижает количество недоразумений [7].

Анализируя данные способы снижения профессионального стресса, можно прийти к выводу, что важными навыками, без которого они не будут работать, являются коммуникативные навыки. Этот вывод так же подкрепляется одним из исследований, проведенных Хусаиновой Р. М. [8]. В котором установлено, что профессиональный стресс тесно связан как с коммуникативными, так и с эмоционально-личностными характеристиками. Он негативно влияет на такие аспекты, как эмоциональная устойчивость, общительность, смелость, практичность, новаторские способности учителя и его независимость в отношениях.

Обобщая данные об источниках, причинах и факторах снижения профессионального стресса предлагаем ряд стратегий и упражнений для развития коммуникативных навыков у учителей в таблице 1.

Таблица 1

Стратегии

Упражнения

1. Активное слушание. Учителя должны практиковать активное слушание, уделяя внимание словам и эмоциям учеников.

Упражнения, направленные на развитие навыков активного слушания, такие как перефразирование сказанного собеседником.

2.Обратная связь. Регулярное предоставление конструктивной обратной связи помогает улучшить взаимодействие.

Групповые обсуждения. Организация обсуждений в малых группах для обмена мнениями и идеями.

3. Эмпатия. Развитие способности понимать эмоции других людей.

Эмпатийные карты. Создание карт, на которых учителя записывают эмоции и реакции учеников в различных ситуациях.

4. Открытость и честность. Быть открытым и честным в общении с учениками и коллегами.

Обратная связь. Практика предоставления и получения обратной связи в парах или группах.

5. Конфликт-менеджмент. Обучение методам разрешения конфликтов и предотвращения их эскалации.

Ролевые игры. Сценарии, в которых учителя играют роли учеников и учителей, чтобы отработать различные коммуникативные ситуации.

Пример ролевой игры:

Обыграть ситуацию, когда ученик не выполнил домашнее задание и агрессивно реагирует на замечание учителя.

Цель: Учитель должен использовать навыки активного слушания и эмпатии, чтобы понять причину поведения ученика и найти конструктивное решение.

В процессе игры учитель задает вопросы, чтобы выяснить причину агрессии, перефразирует ответы ученика, чтобы показать, что он его понимает, а также предлагает совместно найти решение проблемы.

Пример упражнения: «Обсуждение проблемных ситуаций»

Цель: Развитие навыков общения, активного слушания и совместного решения проблем.

Учителя делятся на небольшие группы по 4–6 человек.

Каждая группа получает проблемную ситуацию, связанную с учебным процессом. Например, «Как справиться с конфликтом между учениками» или «Как мотивировать учеников к учебе».

В течение 15–20 минут группы обсуждают предложенную тему, делятся своими мнениями и предлагают возможные решения.

После обсуждения каждая группа представляет свои выводы и предложения остальным участникам.

Остальные участники и модератор дают обратную связь по представленным решениям, обсуждают их плюсы и минусы.

Пример ситуации для обсуждения: «В вашем классе есть ученик, который постоянно отвлекает других и не выполняет задания. Как вы будете решать эту проблему?»

Пример упражнения на активное слушание:

Упражнение: Перефразирование сказанного собеседником.

Цель: Развитие навыков активного слушания и умения точно передавать смысл сказанного собеседником.

Ход

  1. Учителя делятся на пары.
  2. Один из участников рассказывает о какой-либо проблеме или ситуации в течение 2–3 минут.
  3. Второй участник внимательно слушает, не перебивая.
  4. После завершения рассказа второй участник должен перефразировать сказанное, начиная с фразы: «Если я правильно понял, ты говоришь, что…»
  5. Первый участник подтверждает или корректирует перефразирование.

Упражнение: «Эмпатийные карты»

Цель: Развитие навыков эмпатии и понимания эмоциональных реакций учеников.

Подготовка: Учителя получают шаблоны карт (Таблица 2), на которых можно записывать эмоции и реакции учеников. Карты могут быть разделены на несколько категорий, таких как «Позитивные эмоции», «Негативные эмоции», «Реакции на похвалу», «Реакции на критику» и т. д.

Наблюдение: В течение недели учителя наблюдают за учениками в различных ситуациях (на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях) и записывают их эмоции и реакции на карты.

Анализ: После завершения наблюдений учителя анализируют собранные данные, выявляют общие тенденции и паттерны в поведении учеников.

Обсуждение: Учителя собираются в группы и обсуждают свои наблюдения, делятся выводами и предлагают стратегии для улучшения эмоционального климата в классе.

Пример карты:

Таблица 2

Ситуация

Эмоция ученика

Реакция ученика

Получение похвалы

Радость

Улыбка, благодарность

Критика за невыполненное задание

Грусть

Поникшая поза, молчание

Конфликт с одноклассником

Злость

Повышенный тон, агрессивное поведение

Ожидаемые результаты:

Разработка более эффективных стратегий взаимодействия с учениками.

Создание более поддерживающей и позитивной учебной среды

Подводя итог, можно сказать, что коммуникативные навыки играют ключевую роль в снижении уровня стресса у педагогов. Умение эффективно общаться помогает учителям лучше справляться с конфликтами, выражать свои потребности и находить поддержку.

Развитие коммуникативных навыков способствует улучшению психологического климата в коллективе, что, в свою очередь, снижает уровень стресса и повышает удовлетворенность работой. Поддержка со стороны образовательных учреждений и коллег является важным фактором в снижении стресса. Создание благоприятной рабочей среды, где учителя могут свободно обмениваться опытом и получать помощь, способствует их эмоциональному благополучию.

Эффективное общение помогает учителям лучше понимать и решать проблемы, возникающие в процессе работы.

Умение выражать свои мысли и чувства снижает вероятность возникновения конфликтов и недопонимания.

Поддержка коллег и администрации помогает учителям чувствовать себя более уверенно и защищено, что также способствует их профессиональному и личностному росту.

Литература:

  1. Макеева, Я. Ю. О профессиональном стрессе и его влиянии на здоровье педагогов: актуальные вопросы теории / Я. Ю. Макеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 149–151. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107347/
  2. Шиляева И. Ф., Дойчев М. Д. «Феномен профессионального стресса: особенности профилактики в современных условиях» // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 138–141. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78122/
  3. Славина Ю. Б. «Профессиональный стресс и его влияние на физическое и психологическое здоровье сотрудников» // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 169–171. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89105/
  4. Сизова И. Ю. «Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов» // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 437–441. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88246/
  5. Conflict Resolution Skills (And How To Use Them at Work). Indeed. URL: https://www.indeed.com/career-advice/resumes-cover-letters/conflict-resolution-skills
  6. Guide to conflict resolution skills — plus real world examples. BetterUp. URL: https://www.betterup.com/blog/conflict-resolution-skills
  7. 11 Effective Communication Strategies To Resolve Conflict. Frantically Speaking. URL: https://franticallyspeaking.com/11-effective-communication-strategies-to-resolve-conflict/
  8. Хусаинова Р. М. Влияние коммуникативных особенностей личности учителя на уровень профессионального стресса // Филология и Культура. 2014. № 3(37) С.339–342 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kommunikativnyh-osobennostey-lichnosti-uchitelya-na-uroven-professionalnogo-stressa/viewer
  9. Христидис Т. В. Стратегии преодоления профессионального стресса педагога: от теории к практике // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2021.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
профессиональный стресс
коммуникативные навыки
учителя
стратегии снижения профессионального стресса
упражнения
Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 224-227):
Часть 4 (стр. 197-265)
Расположение в файле:
стр. 197стр. 224-227стр. 265

Молодой учёный