Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Педагогика
25.12.2024
97
Поделиться
Библиографическое описание
Уварова, Е. А. Конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Уварова, О. С. Попова, Н. Н. Сикорская, Н. А. Белобородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121108/.


В статье авторы рассказывают о том, как конструирование развивает связную речь дошкольников. Раскрываем суть конструирования, перечисляем его виды и принципы, отмечаем преимущества конструирования в процессе развития речевых и мыслительных функций у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструирование, развитие речи, связная речь, мыслительные процессы, деятельность.

Конструирование — это деятельность, в процессе которой развивается сам ребёнок.

Конструирование вносит разнообразие в повседневную жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее насыщенно проявляется принцип обучения: учить играя. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка. Мы считаем, что конструирование — это доступный метод обучения дошкольников, который помогает работать с детьми не только в детском саду, но и создавая интересные варианты занятий и игр, дети совместно с родителями успешно применяют полученные навыки дома.

Организуя деятельность в нашей группе по начальному техническому моделированию с использованием конструктора, мы обнаружили, что в процессе моделирования развивается не только структурно-логическое мышление, внимание, память, мелкая моторика, но и решаются задачи по развитию связной речи: обогащается словарный запас, дети учатся грамматически правильно строить распространенные предложения, употреблять их в речи. Дети больше начинают общаться между собой, учатся договариваться учитывать мнение других. Конструирование для игры объединяет детей. В процессе конструирования они учатся совместно обсуждать план постройки, приходить к общему решению, учатся подчинять свои желания конструктивным замыслам, которые поддерживает большинство, а также отстаивать свои соображения по поводу более удачного варианта конструкции.

Кроме того, в процессе игры в конструктор происходит развитие зрительной координации, что положительно влияет на речевое развитие детей; развиваются мыслительные процессы — представление, наблюдение, синтез, анализ, что помогает обогащению речи детей и создаются ситуации для формирования коммуникативных навыков воспитанников.

Практика в нашем дошкольном учреждении показала, что в работе с современными конструкторами можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речевого развития — от фонематического восприятия до формирования связной речи.

Определяется группа специфических трудностей в речевом развитии дошкольников, которые наиболее эффективно корректируются через занятия с конструктивным материалом.

Это включает затруднения:

— В использовании наречий, описывающих пространственные отношения между объектами;

— Работа с предложно-падежными связями в предложениях.

Мы убедились, что дети испытывают сложности при согласовании слов, особенно тех, что относятся к частям предметов и геометрическим формам. В результате возникают проблемы в точном описании объектов и явлений. На занятиях по развитию речи дети запоминают архитектурные понятия, но не способны дать полное определение: для чего служит чердак, подвал, крыльцо? Каковы его форма и материалы строительства? Без практического применения в играх эти слова быстро забываются. Даже освоив предлоги (уметь выделять их в предложении, строить схемы), дети сталкиваются с трудностями при выполнении инструкций по расположению предметов или описании взаимного положения объектов. Это приводит к однотипности и непоследовательности детских рассказов, а также обеднению содержательной стороны речи.

Интерес к проблеме позволяет новаторски оценить возможности конструирования в решении речевых задач. Конструирование — это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. По своему характеру конструирование сходно с изо деятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку, продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить, поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию — обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Конструирование — это процесс создания различных объектов из строительных материалов, таких как кубики, конструкторы, природные материалы. Этот вид деятельности позволяет детям не только изобретать подход, но и развивать логическое мышление, пространственное восприятие и коммуникативные навыки.

Виды конструкции:

Сенсорное проектирование: Использование материалов с различными текстурами и цветами для создания объектов.

Техническое проектирование: Создание сложных конструкций с использованием различных ориентиров.

Творческое проектирование: процесс, в котором дети могут свободно выражать свои идеи.

Роль конструкции в развитии речи:

Конструирование является мощным средством развития речи детей дошкольного возраста. Этот процесс обеспечивает формирование ряда речевых навыков и умений:

  1. Расширение словарного запаса: во время проектирования дети активно используют новые слова и термины, связанные с процессом создания объектов, форм, размеров и материалов.
  2. Развитие грамматических навыков: конструирование дает детям возможность использовать различные грамматические конструкции. Например, обсуждая процесс постройки, дети учатся формировать правильные предложения, используя разные времена и формы глаголов.
  3. Умение описывать и аргументировать: дети учатся не только строить, но и описывать свои действия. Мы же задаем детям вопросы о том, что они делают, почему выбирают те или иные материалы, какова цель их построек. Это развивает умение аргументировать свои действия и выражать мысли.
  4. Прослушивание и понимание: во время совместного проектирования дети учатся слушать друг друга и понимать, что говорят их сверстники. Это способствует развитию навыков активного слушания и понимания речи.

Мы убедились в том, что конструирование дает возможность обобщать полученные ребенком знания, развивать коммуникативные навыки и творческие способности, а также познавательную деятельность детей, которая способствует речевому развитию.

По результатам проделанной работы в нашей группе по организации образовательной ситуации речевого развития детей с использованием конструкторов мы сделали следующие выводы:

— Конструирование способствует более успешному развитию у дошкольников речевых умений.

— Работа с конструкторами позволяет выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи.

Таким образом, мы сделали вывод, что конструктивная деятельность может использоваться в качестве средства, инструмента для речевого развития дошкольника.

Литература:

  1. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с
  2. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина.- М.: Сфера, 2011. — 128 с.
  3. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов /М. С. Имшанова. — М.: ИПЦ «Маска», 2013. — 100 с
  4. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 2–7 лет / Л. В. Куцакова. — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 90 с.
  5. Базанова, Т. М. LEGO-конструирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Т. М. Базанова; Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Нижний Тагил: б.и., 2020. — 121 с.
  6. Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Пенкина Н..И. Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Белгород: АПНИ, 2019. Часть II.C. 66–70. URL: https://apni.ru/article/105-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-rechevi
  7. Суходоева, Т. Е. Конструирование как средство развития речи у детей дошкольного возраста / Т. Е. Суходоева. —Альманах педагога. — 2023. — № дошкольное образование. URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=71270
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
конструирование
развитие речи
связная речь
мыслительные процессы
деятельность
Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 441-443):
Часть 6 (стр. 381-453)
Расположение в файле:
стр. 381стр. 441-443стр. 453

Молодой учёный