Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровая среда как фактор риска совершения насильственных половых преступлений против несовершеннолетних

Юриспруденция
17.12.2024
15
Поделиться
Библиографическое описание
Игумнова, Д. А. Цифровая среда как фактор риска совершения насильственных половых преступлений против несовершеннолетних / Д. А. Игумнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120634/.


Публикация посвящена узконаправленному вопросу о влиянии цифровой среды на возможность совершения половых преступлений в отношении наиболее уязвимой категории лиц ‒ несовершеннолетних. В исследовании рассматривается влияние такой среды на трансформацию совершения таких преступлений. Подчеркивается, что наличие такой среды детерминировало появление киберпреступности или преступности в цифровой среде. Отдельную группу преступлений в ее составе представляют половые преступления.

В исследовании выявлены и описаны основные рисковые факторы, наличие которых способствует совершению половых преступлений в отношении несовершеннолетних в сети Интернет. Предложены способы профилактики и снижения выявленных рисковых факторов.

Ключевые слова: половые преступления, несовершеннолетние, цифровая среда, Интернет, социальные сети.

За последние 20 лет использование цифровых технологий прочно вошло в нашу жизнь. Интернет используется людьми повсеместно для самых разнообразных целей — работы, учебы, обмена данными, развлечений и т. д. Такая ситуация привела к тому, что дети с самого раннего возраста приобщаются к пользованию различными гаджетами и информационно-телекоммуникационной сетью Интернет. В итоге это привело к появлению нового поколения несовершеннолетних, которые существуют в двух реальностях — действительной и виртуальной.

Для таких детей характерно познание мира, в основном, с использованием информации, получаемой из цифровой среды, что существенно влияет на их сознание и восприятие происходящих с ним событий. При этом следует учитывать, что сеть Интернет содержит самую разнообразную информацию из различных источников, а ее достоверность вызывает сомнения.

Именно наличие такой информации, общение с неограниченным кругом лиц, неконтролируемый со стороны взрослых контент представляют собой существенную угрозу безопасности несовершеннолетних лиц. Ее наличие детерминирует появление и дальнейшее существование цифровой преступности. Она представляет угрозу для жизни и здоровья, в том числе и несовершеннолетних.

По данным ГИАЦ МВД России, количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации составило в 2021 г. — 5 450, в 2022 г. — 6 141, а в 2023 г. — 7 6692. Приведенные данные свидетельствуют о наличии тенденции к росту преступных проявлений [5].

Перечень преступлений, совершаемых с использованием сети Интернет, в отношении несовершеннолетних расширяется. Так, 52,3 % зарегистрированных насильственных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в цифровой среде, составляет сексуальное насилие [2, с. 175].

Для профилактики совершения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних необходимо наличие данных о детерминантах их совершения. К их числу в настоящее время следует относить и наличие цифровой среды, где все чаще происходит приискание жертв преступлений, а в некоторых случаях и совершение преступных деяний.

Необходимо отметить, что риск совершения преступлений в отношении несовершеннолетних в цифровой среде, на наш взгляд, зависит от ряда факторов ‒ знание несовершеннолетним правил безопасности в сети Интернет, наличие контроля со стороны родителей за пользованием детьми гаджетами и возможностями информационных сетей, особенности развития несовершеннолетнего, незначительное количество и качество знаний несовершеннолетних о интимных отношения.

Многие несовершеннолетние, получив доступ в Интернет, не обладают достаточными знаниями для того, чтобы обеспечить свою безопасность в указанной сети. Так, по данным, приведенным К. С. Тарабиной [3, с. 159] только 52,2 % участников проведенного исследования обладают базовыми знаниями о безопасности в сети Интернет. 45,1 % респондентов считают, что получили такие базовые знания от своих родителей.

Вместе с тем следует отметить, что образовательные учреждения не уделяют вопросам обучения таким знаниям должного внимания. Хотя, на наш взгляд, именно они в настоящее время крайне необходимы современным школьникам для обеспечения безопасности. К. С. Тарабиной в проведенном ей исследовании приводятся данные о том, что только 23,4 % опрошенных получают знания по безопасному использованию сети Интернет в образовательных учреждениях [3, с. 158].

Сложившаяся ситуация детерминирует необходимость организации в образовательных учреждениях обязательных к посещению учениками занятий по кибербезопасности, а также подбор грамотных специалистов для проведения такого обучения, содержательных программ обучения. Только применение такого подхода может обеспечить формирование базовых необходимых знаний у несовершеннолетних, которые позволят им обеспечить собственную безопасность при использовании сети Интернет.

Вторым рисковым фактором выступает отсутствие контроля со стороны взрослых использования несовершеннолетними гаджетов и возможностей сети Интернет. Так, К. С. Тарабиной приводятся данные о том, что 69,7 % опрошенных несовершеннолетних бесконтрольно пользуются Интернетом. Только в отношении 28,5 % респондентов родителями уделяется внимание их нахождению в глобальной сети. При этом у большинства опрошенных (78,4 %) на телефоне не установлены программы родительского контроля [3, с. 160].

Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что одним из условий совершения преступлений в отношении несовершеннолетних в цифровой среде, в том числе и половых, выступает именно отсутствие у взрослых должного интереса к тому, чем занимается несовершеннолетний, используя виртуальную сеть. Большинство родителей, не задумываясь о последствиях, предоставляют детям бесконтрольный доступ к данной сети. При этом лишь малая часть из них обсуждает со своими детьми опасности, которые могут ждать в данной среде.

Именно такой подход детерминирует возникновение таких ситуаций, когда ребенок может стать жертвой преступления, в том числе и полового. Возможности существующих социальных сетей позволяют зарегистрироваться в них любому желающему, в том числе и несовершеннолетнему. При этом даже, если правилами социальной сети установлены возрастные ограничения на регистрацию, достаточно указать требуемый возраст и программное обеспечение позволит зарегистрировать человеку его собственную страницу в такой сети. При этом предоставление документов, подтверждающих достижения определенного возраст пользователем, не требуется. Таким образом, у любого ребенка есть возможность присутствия в социальных сетях и мессенджерах.

В связи с этим полагаем, что в образовательных учреждениях необходимо проводить обучающие занятия с родителями с целью доведения до них информации о том, что на них лежит обязанность по воспитанию несовершеннолетних. Наличие такой обязанности предполагает решение ими вопроса о количестве времени, проводимого детьми в сети Интернет, получаемой информации, обсуждении возникающих при этом ситуаций. Именно родителями должны приниматься предупредительные меры во избежание совершения насилия в отношении детей. К таким мерам относится установка программ родительского контроля, а также разъяснение родителями правил безопасного поведения в сети.

Третьим рисковым фактором в данном случае, связанном именно с совершением половых преступлений, выступает возраст несовершеннолетнего. От него зависит восприятие им получаемой в сети Интернет информации. Недостаточное количество знаний, неразвитость критического мышления не позволяют детям в полной мере осознать насколько опасно для них предоставление информации о себе посторонним лицам, общение с ними на постоянной и временной основе.

Также к факторам риска совершения половых преступлений в цифровой среде выступает качество и количество знаний несовершеннолетних об интимных отношениях. Особенностью нового поколения несовершеннолетних является то, что они получают такую информацию, в основном не от родителей, а самостоятельно в виртуальной сети [4, с. 5]. Качество, достоверность, доступность такой информации не всегда являются достаточными. Многие дети получают ее не из специально предназначенных и адаптированных для определенного возраста пособий, информационных сайтов, а просматривая порнографические материалы. Последнее формирует у детей неверное представление о характере и значении в жизни людей таких отношений.

Кроме того, влияние на сексуальное воспитание оказывает и падение нравственных устоев современной молодежи. Сексуальная распущенность приводит к нарушению нормального восприятия половых отношений, отсутствию четких границ.

В указанной связи также считаем важным обратить внимание на необходимость введения в образовательных учреждениях занятий, направленных на получение знаний о здоровых семейных и сексуальных отношениях. Также и родители должны уделять внимание разговорам и просвещению детей на обозначенные темы.

Именно наличие таких рисковых факторов, доступность цифрового пространства дает преступному контингенту широкие возможности для приискания и выбора потенциальных жертв среди несовершеннолетних лиц. С учетом возможностей социальных сетей, которые позволяют произвести выборку лиц по возрасту, половой принадлежности, а также каких-либо ограничений на отправку сообщений, преступник может свободной найти круг интересующих его несовершеннолетних лиц и вступить с ними в переписку или общению по телефону.

Обладая необходимыми для поддержания общения с несовершеннолетними лицами знаниями, преступники используют их для вступления в переписку с несовершеннолетними. При этом изначально разговоры могут идти на отвлеченные темы, связанные с увлечениями несовершеннолетнего. И лишь спустя некоторое время, войдя в доверие к ребенку, преступник начинает постепенно склонять его к вступлению в половую связь или совершению развратных действий. В силу возраста дети не всегда могут в полной мере осознавать значение и характер осуществляемых в его отношении действий такого рода.

При этом использование именно виртуального пространства для совершения половых преступлений позволяет преступнику длительное время оставаться на свободе, а в некоторых случаях и быть неустановленным. Современные технологии позволяют скрывать, изменять или подменять использованные ip-адреса, что существенно затрудняет поиски виновных лиц.

А. С. Медведева в своем исследовании достаточно подробно описывает как с учетом приведенных факторов преступники находят своих жертв и совершают преступления прямо в сети Интернет. Речь идет о так называемой сексторции, которая предполагает получение у жертвы преступления фотографий интимного содержания, а после их получения — осуществление шантажа с их использованием для вступления в половую связь и других целей. В силу возраста несовершеннолетний, попав в такую ситуацию, без помощи взрослых не может найти из нее выход и испытывает сильнейший стресс.

В некоторых случаях преступление может совершаться в форме кибергруминга, который предполагает манипулятивное сексуальное домогательство по отношению к ребенку, реализуемое в сети Интернет в форме коммуникации, с целью его подготовки к будущему сексуальному злоупотреблению [1, с. 30].

Приведенные примеры наглядно демонстрируют реальность происходящих в сети Интернет событий. И они носят незаконный характер. Однако, как показало проведенное исследование, надлежащая профилактика может отказать существенное влияние на снижение рисков совершения таких преступлений.

К числу таких мер следует отнести проведение в образовательных учреждениях занятий с учениками на тему безопасности в сети Интернет, а также занятий по половому воспитанию, осуществление родителями бесед с детьми о безопасности в виртуальной среде, интимных отношениях, а также осуществление ими контроля за использованием несовершеннолетними возможностей цифрового пространства. Комплексное применение перечисленных мер, на наш взгляд, позволит обеспечить безопасное нахождение детей в киберсреде и снизит риск совершения в их отношении половых преступлений.

Литература:

  1. Медведева А. С. Коммуникация несовершеннолетних потерпевших в процессе кибергруминга: дис.... канд. псих. наук: 19.00.06. Москва, 2022. 180 c.
  2. Пинкевич Т. В., Тарабрина К. С. Проблемные вопросы выявления преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-цифровых технологий // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 7. С. 174–179.
  3. Тарабрина К. С. Криминогенные риски, способствующие совершению сексуального насилия над несовершеннолетними в цифровой среде // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2024. Т. 15. № 2 (56). С. 154–163
  4. Туркулец В. А. Секстинг в отношении несовершеннолетних: уголовно-правовой и виктимологический аспекты // Юридические исследования. 2020. № 5. С. 1–11.
  5. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. — Электр. дан. — 2024 — Режим доступа: URL: https://мвд.рф/ — Загл. с экрана.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
половые преступления
несовершеннолетние
цифровая среда
Интернет
социальные сети
Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 264-267):
Часть 4 (стр. 235-307)
Расположение в файле:
стр. 235стр. 264-267стр. 307

Молодой учёный