Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Группа встреч как форма психологической помощи педагогам дополнительного образования

Научный руководитель
Психология
02.11.2024
10
Поделиться
Библиографическое описание
Соловьев, С. К. Группа встреч как форма психологической помощи педагогам дополнительного образования / С. К. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118916/.


В данной статье рассматривается группа встреч как форма психологической помощи педагогам дополнительного образования. В статье описана структура группы встреч, приведен пример, как проходила одна из встреч, а также приведены результаты, полученные после проведения групповой работы с педагогами в одном из учреждений дополнительного образования сельского района Удмуртской Республики.

Ключевые слова: групповая работа, группа встреч, дополнительное образование, педагоги.

В современном образовательном пространстве педагоги дополнительного образования сталкиваются с множеством профессиональных и личных вызовов. Высокие требования к качеству обучения, необходимость постоянного саморазвития, а также эмоциональная нагрузка от работы с детьми могут приводить к профессиональному выгоранию и стрессу. В связи с этим, внедрение форм психологической помощи, таких как группы встреч, становится особенно актуальным.

Современное определение «встречи» дано Вильямом Шютцем в 1971 г: «Встреча — это способ установления отношений между людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности между самим собой, самоконтроле, внимании чувствам и сосредоточенности на «здесь и теперь»»

Нами была успешно опробована форма групповых встреч, в ней участвовали работники одного из учреждений дополнительного образования сельского района. Эта инициатива направлена на создание безопасного пространства, где педагоги могут делиться своими переживаниями, обсуждать профессиональные трудности и находить поддержку среди коллег.

Группы встреч проводились регулярно и имели определенную структуру.

В начале происходило обсуждение актуальных тем: в начале каждой встречи определялась тема, которая волнует участников. Она могла быть связана с трудностями в работе, взаимодействием с детьми или родителями, а также личными переживаниями.

Затем происходил обмен опытом: участники группы делились своими историями из практиками, что позволяло не только получить новые идеи, но и почувствовать поддержку со стороны коллег.

После этого ведущий группы использовал различные психологические техники и упражнения, направленные на снятие напряжения, развитие эмоциональной устойчивости, самопознание и т. д.

Завершалось занятие рефлексией: в конце встречи участники обсуждали, что нового они узнали и как могут применить полученные знания в своей практике, а также делились своими чувствами и эмоциями, с которыми уходят с встречи.

Приведем описание одной из встреч в качестве примера. Встреча традиционно проводилась в актовом зале, на ней присутствовало 10 педагогов. Педагоги рассаживаются в кругу на стульях, делятся тем, как их дела, настроение, как идет педагогическая деятельность. Один из педагогов рассказал о проблеме, которая его очень волновал: ночью ей позвонила мать одного из ребенков группы и сказала, что её ребёнка буллят (травят). Так как педагог чувствовала себя очень расстроенной и тревожной, было решено встречу посвятить именно этой проблеме. К дискуссии по теме буллинга подключились почти все педагоги, кто-то говорил, что не стоит уделять этому большое внимание, и это всего лишь «обзывашки», кто-то говорил, что это очень серьезная проблема и её нужно срочно решать различными методами, были и те, кто поделился собственным опытом, как сам становился жертвой буллинга во время учебы в школе. Коллеги давали практические советы, как сами решали данную проблему в своих объединениях. Многие высказали слова поддержки педагогу, который поделился этой проблемой, сама педагог высказалась, что ей становится легче, когда она получает слова поддержки от коллег. Далее ведущий группы — психолог провёл небольшую лекцию на тему буллинга и его профилактики. Педагог высказалась о том, что всё же растеряна, не знает, что делать в этой ситуации. Для прояснения этого момента ведущим группы была проведена расстановка этой ситуации с участниками группы, чтобы педагог смог взглянуть на эту ситуацию со стороны. Далее группа перешла к рефлексии. Все высказывались, как для них прошла встреча, рассказывали о том, что это было очень полезно и продуктивно. Педагог, которая заявляла проблему, сказала, что её состояние заметно улучшилось, удалось получить поддержку со стороны коллег и взглянуть на ситуацию со стороны, наметить план дальнейших действий и даже «отрепетировать» разговор с мамой ребенка.

Группы встреч получили положительные отзывы от участников. Педагоги отмечали следующие преимущества данной формы работы:

— Снижение уровня стресса: Возможность открыто говорить о своих переживаниях помогает снизить эмоциональное напряжение.

— Укрепление командного духа: Общение в неформальной обстановке способствует созданию дружеской атмосферы и укреплению связей между коллегами.

— Повышение профессиональной компетенции: Обмен опытом позволяет педагогам находить новые подходы к обучению и взаимодействию с детьми.

— Личностный рост: Участие в таких встречах способствует развитию навыков саморефлексии и эмоционального интеллекта.

Группы встреч как форма психологической помощи педагогам дополнительного образования представляют собой эффективный инструмент для поддержки их психоэмоционального состояния. Опыт показывает, что создание пространства для открытого общения и поддержки может значительно улучшить качество работы педагогов и их удовлетворенность профессиональной деятельностью. Важно продолжать развивать и внедрять такие формы работы в образовательных учреждениях, чтобы поддерживать здоровье и благополучие педагогов, что в конечном итоге положительно скажется на качестве образования детей.

Литература:

  1. Роджерс, К. Групповая психотерапия / К. Роджерс. — Москва: ИОИ, 2017. — 176 c. — Текст: непосредственный.
  2. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. — 2-е изд. — Санкт-Петербург. Москва. Минск: Издательский дом Питер, 2024. — 448 c. — Текст: непосредственный.
  3. Ялом, И. Групповая психотерапия / И. Ялом, М. Лесц. — 5-е изд. — Санкт-Петербург. Москва. Минск: Издательский дом Питер, 2023. — 624 c. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
групповая работа
группа встреч
дополнительное образование
педагоги
Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 257-259):
Часть 4 (стр. 225-301)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 257-259стр. 301

Молодой учёный